Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2009

Идеи

Работа с учениками

Наталья Гришина ,
к.п.н., СГУ им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов

Живая газета

Технология создания интерактивного издания

В течение учебного года происходит множество событий – и таких, которые принято называть ЧП (вроде пропажи журнала, срыва мероприятия, побега с урока), и коллективных дел, объединяющих класс, и веселых праздников. Каждая точка жизни класса важна для ребят, но вспомнить обо всем происшедшем, организовать обсуждение непросто.

Прежде чем начинать эту работу, нужно сделать так, чтобы она была интересной и значимой для всех ее участников. Для начала учитель (во время самого обычного классного часа) может сам начать вспоминать какие-то события из жизни класса (лучше – веселые, чтобы удалось не только что-то вспомнить, но и вместе посмеяться). Обычно ребята живо откликаются на такое выступление педагога, стараются дополнить его рассказ своими воспоминаниями, наблюдениями, выводами. Тогда учитель может предложить создать интерактивную газету и с ее помощью вспомнить обо всем, что произошло за прошедший учебный год.

Для того чтобы ваша газета оказалась по-настоящему действенной, вызывала ответную реакцию школьников, рекомендуем следовать технологической цепочке создания интерактивной газеты, разработанной группой ульяновских ученых под руководством С.Д. Полякова (данный алгоритм опирается на психологическую цепочку «восприятие – действие», более подробно об этом см.: Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 144 с.).

Использование анонса

Главный прием данного этапа создания газеты – развивающийся анонс будущей информации. Важно появление анонса на видном месте, там, где чаще останавливается глаз школьника (дверь, доска, над доской).

Требования к анонсу:

• использование средств выразительности: выделяющийся шрифт, рамка, цвет, центральное (или чуть сдвинутое влево) расположение;

• использование присоединяющего обращения («только для вас», «только для нас» и т.д.);

• построение текста неопределенного, нечеткого смысла («большая рамка»). Например: «Через неделю здесь о наших делах»; «Через два дня о встрече с...»; «Только для лучших людей 7 А»;

• использование парадоксальных текстов (прием «перевертыша»). Пример: «Остановитесь и не читайте это объявление»;

• обращение к конкретным категориям ребят («Только для юношей 10 «Б»);

• наращивание – многократное, повторное анонсирование: за неделю, два дня, день с изменяющимся текстом цветом, шрифтом.

Появление информации

Базовая идея этого этапа – использование трех уровней текста:

• заголовок;

• «ядерное обобщение»;

• раскрытие.

Первый уровень – самый яркий, выделяющийся (шрифтом, расположением, размерами букв, цветом, образным сопровождением) заголовок. Неплохо бы, чтобы он нес не только смысл, но и образ дальнейшей информации, возможно, в виде устойчивого символа.

Второй уровень – сам «ядерный» текст: краткое сообщение, сжатое, с использованием выделяемых ключевых слов. Иногда двух «этажей» для более сильного воздействия на учеников оказывается достаточно.

Третий уровень – расшифровка, объяснение, развернутый текст. В нем также имеет смысл использовать приемы, облегчающие восприятие, понимание, принятие, – например, выделение отдельных слов и строчек маркером.

Еще один важный штрих. У информации должен быть автор: явный (классный руководитель, группа ребят) или зашифрованный (псевдоним). Даже зашифрованный вариант создает новую ситуацию в сравнении с неподписанной информацией.

Возможность обратной связи

Открытие обратной связи позволяет читателю отреагировать, выразить свое отношение к тексту, к информации. Основной ход на данном этапе – формы, предполагающие эмоциональное отношение к информации или (и) отражающие факт ее приятия или неприятия.

Варианты:

• Ввести в текст вопросы типа: «Согласен ли ты в этом участвовать?», «Будешь ли выступать на этом диспуте?», «Что предпринять, чтобы решить возникшую проблему?».

• Чтобы вопросы были эффективными, необходимо оставить место для ответа, привести в качестве примеров регулирующие формы действий-ответов. Могут быть организованы колонки, озаглавленные «Да», «Нет», «–», и указания для читателей: «Пиши здесь», «Ответь, пожалуйста», «Без твоего мнения ничего не решим» и т.д.

• Позиционные оценки можно сформулировать так: «Определенно согласен», «Скорее согласен», «Скорее не согласен», «Определенно не согласен», «Поставь галочку против своей позиции» и т.п.

• Можно ввести символические образы, выражающие отношение к информации: классические мордочки

• Использовать цветовую гамму: желтый цвет – «одобряю», зеленый – «может быть», красный – «стоп», «нет». Цвета при этом могут быть либо произвольными, либо соответствовать их психофизиологическому воздействию.

Можно при этой форме работы использовать компьютер.

Внимание: возможности обратной связи должны быть максимально облегчены; приготовлено не только место, не только вопросы и формы ответов, но и средства (фломастеры, карандаши), выделено время.

Работа с информацией

Действенность информации усиливает возможность работы с ней. Основные формы работы – трансформации, персонификации, расширения.

Базовая идея – побуждение читателей к комментарию, преобразованию, предложению альтернатив.

Варианты:

• Оформленное, заданное место, форма для предложений и альтернатив. Это может быть задано как в самом «информационном зеркале» (обращение «Что ты думаешь об этом?», «Какие есть альтернативы?», «Какие задачи нужно решить нам?», «Что не забыть?», «Пиши здесь!» и т. п.), так и в специальной закрытой форме типа «ящик для писем», для предложений, для вопросов.

• Побуждение к углублению, трансформации текста-образца (дискуссионное письмо-размышление классного руководителя о предстоящем событии с предложением поспорить; текст с альтернативными идеями кого-то из ребят, поддержанный хозяевами «информационного зеркала»).

• Конкурсы идей, предложений, инициатив с обещанием наград, поощрений.

Техника оформления

Окраска стендов

Добавьте в водоэмульсионную краску гуашь. Стенд получается цветной, яркий и колоритный, и, что особенно важно, – он не смазывается (художники и маляры назвали бы это «грунтовка»).

Смешайте гуашь и клей ПВА (1:1). Можно использовать смесь туши с гуашью средней консистенции.

Украшения

Положите на стенд любые трафареты (корабли, домики, ракеты) и побрызгайте сверху тушью, гуашью, акварелью. Снимите трафареты – получится оригинально.

Возьмите зубную щетку или жесткую кисть, опустите в краску, вытащите и проведите по волосам щетки, кисти над тем местом стенда, которое вы собрались украсить. Поэкспериментировать с этим приемом весьма интересно.

Рисунки на непромокаемой бумаге

Используя мелованный ватман, можно сделать следующее. Намочите лист бумаги водой (легче всего это сделать, проведя несколько раз мокрой кистью) и, пока не высохла вода, быстро окрасьте поверхность любыми цветами гуаши или акварели. Не бойтесь при этом залезть одним цветом на другой. Очень красиво! Особенно впечатляет, если получится цветовая радуга.

А теперь возьмите две кисти, обмакните в разные краски и, взяв их вместе, пишите и рисуйте все, что захотите. Мир раздвоится.

Налейте на лист бумаги тонкой струйкой тушь, чтобы получилась одна или несколько дорожек. После этого аккуратно поднимайте и опускайте лист за тот или иной угол. Посмотрите, что получится.

Работа шрифтом

Используйте магазинные трафареты.

Пишите подчеркнуто неправильно, ни в коем случае не старайтесь.

TopList