События
От редакции
Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»
главный редактор газеты «Классное руководство»
Майская маета
Навстречу окончанию учебного года
Счастье-то какое – приближается к концу 2008–2009 учебный год! Скоро Последний звонок, переводные, выпускные экзамены, долгожданный отпуск. Однако только тем, кто далек от школы, кажется, что для учителей, особенно для классных руководителей, настало время спокойного предвкушения отдыха. Каждый педагог понимает: в мае нужно подводить итоги того, что было сделано за год. И расслабляться не стоит, гораздо важнее именно сейчас заняться планированием дальнейшей работы. При этом особенно важно не терять самообладание и чувство юмора: дети тоже устали и очень волнуются; им особенно остро необходима поддержка взрослых.
И смех и слезы
Разнообразие детских шуток, которые взрослые с легкостью принимают за хулиганские выходки, поистине безгранично: начиная с побега с урока в кино, заканчивая резкими (иногда грубыми) фразами. У каждого учителя свои истории, ими продолжают делиться с коллегами наши авторы и читатели. Кому-то удалось справиться с собственной обидой, кто-то не простил детям их выходки – в каждой истории своя правда. Никто не может дать правильных и четких рекомендаций, как действовать в подобных ситуациях; мы можем лишь делиться опытом и продолжать думать о том, как же следует поступать в подобных ситуациях.
Может быть, стоит посмотреть на все с юмором? Наверное, это единственный достойный способ разрешения таких конфликтов. Только сил не всегда хватает, потому что устали не только дети, но и педагоги.
Чтобы избежать беды
А вот еще одна история, случившаяся в этом учебном году. Во время пробного ЕГЭ в девятом классе у одной девушки нашли шпаргалку. Ей сказали, что она подвела весь класс – теперь все будут работу переписывать. А у нее и до этого не складывались отношения ни с одноклассниками, ни с классным руководителем, она ощущала себя изгоем. Результат трагичен: девушка покончила жизнь самоубийством, а ее бывшую классную руководительницу обвинили в происшедшем средства массовой информации, пытавшиеся разобраться в ситуации. Коллеги учительницы обратились в нашу газету за помощью, но что можно сделать теперь? Сказать, что взрослые ни в чем не виноваты, нельзя. Запретить обсуждать случившееся – тоже. Беда.
Такие экстремальные истории происходят не очень часто. К счастью, большинство детей в силу природного жизнелюбия предпочитают жить, защищаясь от оскорблений взрослых колкими шутками, грубыми словами. И совсем не обязательно они грубят тем, кто им сделал больно. Часто дети срывают накопившуюся боль на ни в чем не повинных людях. Иногда именно поэтому в школе в самом конце учебного года создается особо взрывоопасная атмосфера. Трудно всем: и взрослым, и детям. И нужно сделать все, чтобы не произошло новых трагедий.
Скоро – итоговые педсоветы, на которых обсуждаются успеваемость, возможность перевода в следующий класс, допуска к экзаменам. Какую позицию при этом должен занимать классный руководитель? В течение целого учебного года он пытался сделать так, чтобы каждый ученик его класса занимался, но кто-то все равно прогуливал, не выполнял домашние задания, получил неудовлетворительные отметки. Однако теперь винить кого-то поздно, теперь можно только признаться в том, что учителя (не важно, по каким причинам) не смогли помочь этому ребенку – разделить с ним ответственность и за итоги его учебы, и за плохое поведение. Это делается не для того, чтобы выгородить ученика, а чтобы помочь ему сделать следующий, правильный шаг в жизни.
Обычная история
Иногда в такие моменты приходится делать что-то противоречащее собственным убеждениям. Одна учительница из Подмосковья рассказала историю, которая, вполне возможно, поможет многим нашим читателям защитить своих учеников от агрессии коллег.
Совсем недавно я поняла, что после любого инцидента с моим классом директор школы обвиняет моих ребят и требует от меня «принять меры», лишь пока я с ней не соглашаюсь. Класс у меня сложный, ребята постоянно во что-то влипают. То они выясняют отношения с другим классом, то их кто-то одурачит… У меня очень хорошие отношения и с детьми, и с их родителями, поэтому я в каждой конкретной ситуации довольно быстро могу понять ее суть, найти истоки конфликта, дать понять ребятам, в чем они были не правы. Когда это нужно, мы и с родителями говорим о происшедшем. Говорим спокойно, никого не обвиняя, стараясь разобраться и принять верное решение: это гораздо эффективнее, чем любые наказания. А вот директор каждый раз при детях начинает кричать, требовать вызвать родителей и как-то наказать и их, и их ребенка. Раньше я пыталась объяснить, что от этого будет только хуже, что конфликт исчерпан. Но она и слышать ни о чем не хотела, только еще больше распалялась, обвиняя меня и их во всех смертных грехах. Но однажды я, вопреки себе, с ней согласилась, сказала, что обязательно вызову родителей, обязательно приму соответствующие меры, да еще покруче, чем предлагала она. Эффект этой фразы превзошел все мои ожидания. Директор сразу перестала кричать, успокоилась, сказала, что это совсем не обязательно, и больше не вспоминала о происшедшем. Теперь я не защищаю перед ней моих учеников, даже если они находятся рядом и все слышат. Им я объясняю позже, почему так сделала, и они меня понимают. Неприятно, конечно, зато действует безотказно.
Помните знаменитый диалог из кинофильма «Берегись автомобиля»:
«– А ты почему убегал?
– Привычка. Ты догоняешь – я убегаю. А ты почему догонял?
– И у меня привычка».
Когда тебя догоняют, трудно перестать убегать. Но, возможно, это – единственный способ сделать так, чтобы за тобой перестали гнаться. Часто ситуацию легче изменить, приняв нестандартное решение. Для педагога при этом главное – не забывать о том, что право на детство еще никто не отменил, что агрессия всегда порождает ответную агрессию.
Последний звонок
Но хватит о грустном. Впереди – Последний звонок. В любой школе есть этот праздник – день окончания уроков на конкретной возрастной ступени. К нему начинают готовиться заранее, мучительно продумывая и то, как будет оформлен зал, и выступление выпускников, и собственную речь. В этом номере вы найдете много идей для сценариев Последнего звонка, в том числе и оригинальный сценарий выступления первоклассников. Конечно, просто воспроизводить сочиненное кем-то выступление неинтересно: каждый сценарий должен быть доработан и адаптирован для конкретной школы, ведь процесс его сочинения не менее важен для ребят, чем успешное выступление на празднике. Но с чего начать работу с детьми при подготовке собственного сценария?
Мы надеемся, что многим понравятся тексты, опубликованные сегодня. Их можно не только взять как основу для будущего сценария, но и использовать при создании авторской программы Последнего звонка. Например, прочитать сценарий инициативной группе ребят, предложить его обсудить, использовать то, что особенно понравилось, выдвинуть новые, никем не опробованные идеи. Тогда работа над собственным сценарием пойдет гораздо легче и интереснее.
А при подготовке речи учителя можно использовать стихи, которые вы найдете во вкладке «Читаем вместе с детьми». Все публикуемые сегодня стихотворения классные руководители читали хотя бы однажды на Последнем звонке, и они воспринимались выпускниками с благодарностью. Если же у учителя не выпускной класс, эти стихи вполне можно использовать для последнего классного часа в этом учебном году: прочитать вслух, подумать о предстоящих каникулах, о том, что произошло за прошедший год, что каждый ждет от будущего.
Переход в среднюю школу
Последние звонки в мае проходят не только в старшей школе, но и у младшеклассников. Они прощаются со своими первыми учителями, готовятся перейти в среднюю школу. Этот шаг для детей очень трудный, порой – мучительный. Весной они с надеждой ждут следующего учебного года, а потом у многих возникает масса трудностей. Все учителя – новые, классный руководитель – совсем чужой, малопонятный человек.
Для тех, кто в следующем учебном году планирует взять пятый класс, мы предлагаем интересный сценарий педагогического совета. Он поможет уже сейчас задуматься о том, что переживают дети при переходе в среднюю школу; сделать первые шаги для знакомства с ними.