Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2009

Класс-info

Классный час

Елена Щербинина ,
г. Москва

Волна: ее не остановишь

Педагогический эксперимент с разрушительными последствиями

Художественный фильм «Эксперимент 2: Волна» немецкого режиссера Д.Ганзеля рассказывает о событиях, произошедших в одной из современных школ Германии. Только вот все случившееся в наши дни с пугающей точностью напоминает трагическое прошлое времен гитлеровского режима, как оказалось, не такого уж далекого от людей XXI века. Совместные просмотр и обсуждение этого фильма могут стать хорошим материалом для классного часа в преддверии празднования победы в войне с фашистской Германией.

Снова об этом

О фильме «Волна» (2008) или «Эксперимент 2» (под таким названием фильм вышел в российский прокат) я впервые услышала, когда находилась в Германии. Моя подруга была под большим впечатлением от фильма, красочно описывала многие сцены, объясняла идею, чем и заинтриговала меня. Тем временем на улицах, в кафе, в общественном транспорте, в воздухе витало слово «волна».

От своих знакомых я узнавала об истории, произошедшей в Америке. В 1967 году учитель калифорнийской средней школы Рон Джонс организовал на своем уроке истории движение-игру «Третья волна», в котором все ученики выполняли определенные роли, подчинялись общим правилам поведения и противостояли всем инакомыслящим. Эксперимент получился слишком успешным: уже через пять дней движение набрало невероятный размах, ситуация вышла из-под контроля учителя – ученики стали применять насилие. Джонс прервал эксперимент, но к этому времени появились жертвы.

Легкость, с которой, как оказалось, можно манипулировать учениками, соотносится с молодежными организациями Третьего рейха. В 1984 году была опубликована книга Мартона Руэ «Волна», в которой описываются те трагические события, произошедшие в калифорнийской школе. А в 2008 году на большой экран вышел фильм с одноименным названием, режиссером которого стал 36-летний Дэннис Ганзель.

Немецкая молодежь настоящего времени хорошо информирована в вопросах своего исторического прошлого. Работа по осмыслению национализма и причин его возникновения в учебных заведения Германии не прекращается, каждый год ребятам вновь и вновь напоминают о тяжелых последствиях гитлеровского режима. Книга Мартона Руэ входит в обязательную программу школ и гимназий.

И тем не менее фашизм стал для большинства молодых людей, рожденных после 1980 года, далеким прошлым, совершено немыслимым в реальности.

На просмотр «Волны» немецких школьников водили целыми классами. Со словами «Ну-у... Снова об этом...» они, недовольные, шли в кинотеатры. А выходили – кто со слезами на глазах, кто просто с потупившимся взглядом. Тех, кто остался равнодушен, были единицы.

Опасная игра

Дэннис Ганзель в своем фильме воссоздает атмосферу современной немецкой гимназии с ее ненавязчивыми правилами, свободными традициями, раскованными и своевольными учениками.

В рамках проектной недели учитель, которого играет известный немецкий актер Юрген Фогель, должен объяснить старшеклассникам значение одного из политических режимов – автократии. На первом же уроке звучат слова учеников о том, что такой режим немыслим в наше время в демократической и высокоразвитой Германии, наученной прошлыми ошибками и последствиями. Становится очевидно, что факультатив по автократии выбрали те школьники, которые решили отсидеться на давно знакомой и неинтересной теме.

Педагог, несколько задетый таким отношением к своему предмету, решает провести эксперимент, который должен продемонстрировать молодым людям, как легко даже в сегодняшнее время начать манипулировать людьми. Он предлагает ребятам в течение недели пожить по законам тоталитарного государства. Под скептические ухмылки старшеклассников, казалось бы, мелкие и безобидные правила, такие, как обращение к учителю «господин Вегнер» (в Германии педагогов зовут по имени), запрет на высказывания с места и сидя, введение специальной формы одежды и т.п., на глазах зрителя превращают обычную школьную жизнь в настоящую диктатуру. Но весь ужас в том, что сами участники этого не замечают!

На гребне волны

Неожиданно самые разные ребята: и мускулистый красавец-спортсмен, и папенькин сынок из обеспеченной семьи, и горячий и своенравный турок, и скромная отличница, и одинокий и не уверенный в себе аутсайдер класса, – попадают под обаяние и привлекательность происходящего.

Одинаковая одежда сглаживает социальные неравенства, общая маршировка помогает почувствовать единение и общую силу, придуманное название – «Волна» – и логотип движения создают эффект избранности... Теперь отстающие ученики и «белые вороны» класса занимают места рядом с лидерами и хорошо успевающими старшеклассниками, взаимопомощь и поддержка друг друга стремительно культивируется участниками эксперимента, многие старые группы подростков разбиваются, и создается единый коллектив. Ребята не замечают, как превращаются в безликую покорную массу. А к лозунгу «Вместе мы сила» добавляется позиция: «Кто не с нами – тот против нас». Все думающие по-другому и отказывающиеся вступить в «Волну» перестают восприниматься участниками движения адекватно, а потом и вовсе становятся врагами.

Жесткая дисциплина, повсеместный контроль, доносы и наказания – нацистская схема воссоздается с пугающей точностью. На второй план уходят такие человеческий ценности, как любовь и дружба. Им нет места рядом с всеобщим равенством и единством. Заложником своего эксперимента становится и сам учитель, почувствовавший сладкий вкус поклонения и славы и все меньше замечающий, как далеко он зашел в этой игре…

Вот тогда-то некоторые начинают понимать, что же такое на самом деле «Волна»... Только ее уже не остановишь.

А лично с вами?

Невинная игра в обычной немецкой гимназии, в которой еще недавно так непросто было убедить любого из учеников в чем-либо – настолько они были независимы и имели на все свою точку зрения, – стремительно и необратимо выходит из-под контроля учителя.

Фильм разбивает представление современной молодежи о том, что в нашем прогрессивном мире, с его ценностью индивидуальности как таковой, повторение трагических событий начала ХХ века невозможно.

Происходящее на экране заставит зрителей задуматься, чего нужно опасаться, что хранить и беречь в себе, чтобы в рекордно короткие сроки не стать заложником чужой диктатуры, ведь, как оказалось, подчиняться правилам, созданным кем-то, намного легче, чем действовать по своему усмотрению.

В кино в итоге погибает один ученик, а для нескольких десятков это становится уроком. В жизни из-за чьей-то затянувшейся игры было 55 миллионов погибших... Для нас же, 6 миллиардов человек, живущих на Земле, это тема для размышления…

На открытии ежегодного Московского фестиваля немецкого кино после показа «Волны» режиссер фильма спросил у зрителей, кто считает, что такая история может произойти вновь. Большинство зрителей, немного поразмыслив, шумно подняли руки вверх. На вопрос «А лично с вами?» все опустили головы и промолчали.

На фото кадры из фильма

TopList