Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2009

Сценарии

Внеклассное мероприятие

Татьяна Полякова ,
заслуженный учитель школы РФ, г. Ульяновск

Во что нам стала та страда

Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников

Этот сценарий о парадоксальном сочетании войны и молодости, страшном тогда, в сороковых годах ХХ века, и страшном сейчас – в веке XXI. «Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность», – пишет Д.Самойлов. Современным юношам и девушкам порой просто необходимо вспомнить события Великой Отечественной, оглянуться туда, чтобы задуматься о нашем настоящем и будущем.

 

Если мир расколется, трещина пройдет… по сердцам детей.
В. Астафьев

Участники: десять чтецов (пять девушек и пять юношей), один из них (или кто-то другой) – исполнитель песен под гитару. Девушки одеты в белое, юноши – в черное или черно-белый вариант одежды у всех участников.

Использованный литературный материал: стихи и поэма «Реквием» Р.Рождественского, стихотворения поэтов, прошедших войну, Д.Самойлова, Ю.Друниной, Н.Майорова, М.Кульчицкого, П.Когана, фрагменты повести В.Астафьева «Пастух и Пастушка. Современная пастораль», стихотворение Ф.Г. Лорки «Прелюдия».

Звучит музыка. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (начало).

Все выходят. Построение на сцене: участники выстраиваются в две радиальные колонны: девушки – справа, юноши – слева, центр радиуса – в глубине сцены.

Чтец 1

Вечная слава!
Вечная слава героям!

Все

Вечная слава!
Вечная слава!

Чтец 2

Вечная слава героям!

Все

Слава героям!
Слава!!!

Чтец 3

Но зачем она им, эта слава, – мертвым?

Чтец 4

Для чего она им, эта слава, –павшим?
Все живое – спасшим,
Себя – не спасшим.

Чтец 5

Для чего она им эта слава,– мертвым?..

Чтец 6

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

Чтец 7

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Чтец 8

Пламя ударило в небо! – ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» – Родина.

Чтец 9

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Чтец 10

На Земле, безжалостно маленькой,
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая,
и маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую...
И однажды – прекрасным утром –
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война...

Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую – по размерам – шинель...

...А когда он упал – некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!

Звучит музыка. С.В. Рахманинов. Элегия. Первая часть.

Участники перестраиваются: те же две колонны, но теперь центр радиуса – на краю сцены, посередине.

Чтец 1

Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной, сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу, прилечу орлицей быстрою...
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький, единственный...

Чтец 2

Слушайте!
Это мы говорим.
Мертвые.
Мы.

Чтец 3

Слушайте!
Это мы говорим.
Оттуда.
Из тьмы.

Чтец 4

Слушайте!
Распахните глаза.
Слушайте до конца.
Это мы говорим, мертвые.
Стучимся в ваши сердца...

Звучит музыка. С.В. Рахманинов. Элегия. Первая часть.

Чтец 5

Не пугайтесь!
Однажды мы вас потревожим во сне.
Над полями свои голоса пронесем в тишине.

Чтец 6

Мы забыли, как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю забыли.
Какой она стала, земля?

Чтец 7

Как там птицы?
Поют на земле

Все

Без нас?

Чтец 8

Как черешни?
Цветут на земле

Все

Без нас?

Чтец 9

Как светлеет река?
И летят облака над нами?

Все

Без нас.

Звучит музыка. С.В. Рахманинов. Элегия. Первая часть.

Школьники снова меняются местами: встают так, как стояли в начале выступления.

Чтец 10

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим...
Это нужно – не мертвым!
Это надо – живым!
Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе...
Есть великое право: забывать о себе!
Есть высокое право: пожелать и посметь!..
Стала вечною славой мгновенная смерть!

Чтец 1

Когда ты, грядущее?
Скоро ли?
В ответ на какую боль?..
Ты видишь: самые гордые вышли на встречу с тобой.

Звучит музыка. А.Александров, В.Лебедев-Кумач. Песня «Священная война».

Участники перестраиваются: те, кто стоял в глубине сцены, делают 1–2 шага вперед; все смыкаются в одну линию на краю.

Чтец 2. Какими были они, наши ровесники, в сорок первом? Какими были они, солдаты Великой Отечественной?

Чтец 3. Какими были они, девушки и юноши весны сорок первого, призывники и добровольцы?

Чтец 4. Какие они, ребята поколения сороковых?

Звучит музыка. Д.Д. Шостакович. Седьмая симфония. Вторая часть. «Нашествие».

Юноши выходят вперед, девушки уходят вбок.

Чтец 5

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы,
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы,
Кочуют с запада к востоку...

Чтец 6

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный,
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Чтец 5

Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь теперь во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!..

Участники перестраиваются так, как стояли в начале выступления. Исполнитель с гитарой выходит в центр, поет песню Булата Окуджавы «До свидания, мальчики».

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли –
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом – солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб – разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Чтец 7. Это звучало, как заклинание: «Постарайтесь вернуться назад…»

Чтец 8. Но не всем было дано вернуться.

Чтец 9

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты
И в гуманисты – в сорок пятом.

А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны.

Я вспоминаю Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.
Я сам теперь от них завишу,
Того порою не желая.

Они шумели буйным лесом,
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет – одни деревья.

И вроде день у нас погожий,
И вроде ветер тянет к лету...
Аукаемся мы с Сережей,
Но леса нет, и эха нету.

А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая...
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.

Чтец 10. Они были наши ровесники, может быть, немного старше. Они, наверное, были в чем-то похожи на нас.

Чтец 1. Николай Майоров.

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте...

Чтец 2. Николай Майоров погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине...

Чтец 3. Михаил Кульчицкий.

Я раньше думал: лейтенант
Звучит «налейте нам»,
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
а просто – трудная работа.
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота.

Чтец 4. Михаил Кульчицкий погиб 19 сентября 1943 года под Сталинградом...

Чтец 5. Павел Коган.

Нам лечь, где лечь,
И там не встать, где лечь.

И, задохнувшись «Интернационалом»,
Упасть лицом на высохшие травы.
И уж не встать, и не попасть в анналы,
И даже близким славы не сыскать.

Чтец 6. Из дневника Павла Когана: Фронт. Март. 1942 год. «В госпитале один раненый (он никогда, наверно, не читал Гёте) кричал, как Гёте перед смертью: «Свету! Свету!» И прав – в мире должно быть светло. И будет!

Я никогда не знал, что так люблю жизнь… Я очень люблю жизнь. Но если бы мне пришлось умереть, я бы умер как надо. В детстве нас учили чувству человеческого достоинства. И мы не можем разучиться, как не можем разучиться дышать».

Чтец 7. Павел Коган погиб 23 сентября 1942 года. Он предугадал все – даже высохшие травы.

Чтец 8. Юлия Друнина.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать.

Чтец 9

Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Чтец 10. Александр Твардовский.

Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, –
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей…

Чтец 1

Я убит подо Ржевом,
Тот – еще под Москвой.
Где-то, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жизнь завещаю, –
Что я больше могу?

Исполнитель с гитарой выходит в центр сцены, поет песню Булата Окуджавы «Простите пехоте…». Остальные участники подходят к поющему.

Простите пехоте, что так неразумна бывает она:
Всегда мы уходим, когда над землею бушует весна.
И шагом неверным по лестничке шаткой, спасения нет…
Лишь белые вербы, как белые сестры, глядят тебе вслед (2 раза).

Не верьте погоде, когда затяжные дожди она льет,
Не верьте пехоте, когда она бравые песни поет,
Не верьте, не верьте, когда по садам закричат соловьи.
У жизни со смертью еще не окончены счеты свои (2 раза).

Нас время учило: живи по-привальному, дверь отворя.
Товарищ мужчина, как все же заманчива должность твоя,
Всегда ты в походе, и только одно отрывает от сна –
Куда ж мы уходим, когда за спиною бушует весна?.. (2 раза)

Чтец 1

Я не смогу.

Чтец 2

Я не умру...

Чтец 3

Если умру – стану травой.

Чтец 4

Стану листвой.

Чтец 5

Дымом костра.

Чтец 6

Вешней землей.

Чтец 7

Ранней звездой.

Чтец 8

Стану волной, пенной волной!

Чтец 9

Сердце свое вдаль унесу.

Чтец 10

Стану росой, первой грозой,

Чтец 1

смехом детей, эхом в лесу...

Чтец 2

Будут в степях травы шуметь.

Чтец 3

Будет стучать в берег волна...

Все

Только б допеть!
Только б успеть!

Чтец 4. Не успели, не допели.

Звучит музыка. Д.Б. Кабалевский. «Реквием».

Все выстраиваются в две линии в шахматном порядке.

Чтец 5

Черный камень, черный камень, что ж молчишь ты, черный камень?
Разве ты хотел такого?
Разве ты мечтал когда-то стать надгробьем для могилы Неизвестного солдата?
Черный камень,
Что ж молчишь ты, черный камень?..

Чтец 6

Разве камни виноваты в том, что где-то под землею
слишком долго спят солдаты?
Безымянные солдаты.
Неизвестные солдаты...
А над ними травы сохнут,
А над ними звезды меркнут.
А над ними кружит беркут и качается подсолнух.
И стоят над ними сосны,
И пора приходит снегу.
И оранжевое солнце разливается по небу.
Время движется над ними...

Звучит музыка. Р.Шуман. «Грезы».

Все участники уходят в глубь сцены, кроме одной девушки и одного юноши, которые разыгрывают сценическую композицию по повести В. Астафьева «Пастух и пастушка. Современная пастораль».

Она (медленно двигаясь вдоль сцены). И брела она по дикому полю, непаханому, нехоженому, косы не знавшему. В сандалии ее сыпались семена трав. Насколько охватывал взгляд – немая степь кругом. Людей не было. Птиц не слышно. Поезда проходили редко. Ничто не тревожило пустынной тишины. В глазах ее стояли слезы. Могилу затянуло полынью и татарником. Она опустилась на колени перед могилой:

 – Как долго я искала тебя! Почему ты лежишь один посреди России?

Больше она ничего не говорила. Думала. Вспоминала.

Звучит музыка. Р.Шуман. «Грезы».

Он (выходя на сцену сбоку). О чем он думал? На что надеялся? Какие мечты у него были? Встречу придумал – как все получится, какой она будет, эта встреча? Приедет он в местечко, сядет на скамейку у ее дома и будет ждать.

Так вот все и вышло: сидит он на скамейке под тополями, а она, диво-дивное, в том же платьице, в тех же туфлях… Неужели мимо пройдет?

Она (медленно подходя к нему). Борька?! (Дотронулась до него, ощупала лицо, шею… Затем обеими руками обхватила его лицо.) В самом деле Борька! (Сползла к его ногам и припала к его обуви.)

Он. Но ничего этого не было и быть не могло (медленно уходит в глубь сцены).

Звучит отрывок из рок-оперы Н.Рыбникова, А.Вознесенского «Юнона и Авось» «Ты меня на рассвете разбудишь…»

Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

Она (медленно поднимаясь). А я вот живу. Ем хлеб, веселюсь по праздникам. Господи! Один посреди России. Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Скоро. Совсем скоро мы будем вместе. Там уж никто не в силах разлучить нас.

Звучит песня Владимира Высоцкого «Братские могилы».

Участники выходят вперед, выстраиваются в две линии в шахматном порядке. На первом куплете головы у всех опущены, затем – подняты.

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигает.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

На братских могилах нет плачущих вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?

Чтец 1 (спускается со сцены вниз)

И тополя уходят – но след их озерный светел.
И тополя уходят – но нам оставляют ветер.
А ветер умолкнет ночью, обряженный черным крепом.
Но ветер оставит эхо, плывущее вниз по рекам.
А мир светляков нахлынет – и прошлое в нем потонет.
И крохотное сердечко раскроется на ладони.

Звучит музыка. В.А. Моцарт. «Реквием». Седьмая часть. Lacrimosa (начало).

TopList