Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2009

Сценарии

Внеклассное мероприятие

Елена Кололеева ,
учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ № 1», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край

Никто не забыт, ничто не забыто

Игра-викторина, посвященная Великой Отечественной войне

Для современных школьников Великая Отечественная война – это событие далекого прошлого. Но ее имена, даты, события до сих пор остаются значимыми вехами нашей истории, трагическими и победными. Они по праву должны сохраниться в памяти людей настоящего и будущего.

Задачи:

• в нестандартной форме проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

• способствовать развитию интереса учащихся к истории;

• привлечь школьников к изучению дополнительной литературы по теме мероприятия;

• воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны.

Подготовительная работа: приглашение на праздник ветеранов, чтение учащимися дополнительной литературы по обозначенной теме, подбор слайдов для демонстрации, выполнение рисунков по теме, написание сочинений «Мое письмо ветерану», подготовка книжной выставки.

Описание мероприятия: игра предназначена для учеников 9-х классов, представленных двумя командами. Удобнее ее проводить либо в холле, рекреации, либо в большой аудитории, либо в актовом зале школы. В этом помещении должны быть предусмотрены места для участников и гостей, а также шесть столов (пять столов – это станции, шестой – для членов жюри).

Каждая станция имеет свое название: «Совершенно секретно», «Города-герои», «Даты и события», «Война в цифрах», «Награды Великой Отечественной». Команды по очереди подходят ко всем станциям и, вытягивая вопросы, соответствующие названию данной станции, отвечают на них. За правильный и полный ответ команда получает один балл, за неполный ответ – полбалла, если ответ неправильный – 0 баллов. На каждой из пяти станций команды отвечают на определенное количество вопросов, баллы за которые суммируются и вносятся в путевой лист (см. Приложение), – команды получают его в начале движения по станциям и сдают в жюри в конце. Победитель определяется по совокупным результатам продвижения по всем станциям.

Ведущие игры – старшеклассники. В качестве ведущих на станциях и членов жюри можно привлечь также учеников старших классов и, по возможности, приглашенных ветеранов. Помещение стоит оформить выставкой рисунков учеников школы к Дню Победы, сочинениями ребят на тему «Письмо ветерану», книжной выставкой и т.п. Желательно, чтобы все мероприятие имело соответствующее музыкальное сопровождение. Во время звучания песен на экране могут проецироваться слайды по теме.

Примечание: элементы предложенного мероприятия могут быть использованы и для проведения тематических классных часов, в том числе в разных возрастных группах. Также желательно добавить к предложенному сценарию региональный материал, оформив его, например, отдельной станцией.

Вступление

Звучит песня «Священная война». Музыка постепенно затихает.

Ведущий 1

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой Победы пройти.

Ведущий 2

И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.

Ведущий 1. Наше мероприятие посвящено одной из самых трагических страниц нашей истории – Великой Отечественной войне.

Ведущий 2. Войне советского народа против фашистских захватчиков.

Ведущий 1. Войне, длившейся 1418 дней и ночей.

Ведущий 2. Никто не забыт, и ничто не забыто.

Ведущий 1. И сегодня нам предстоит вспомнить драматические и героические события этой войны, чтобы понять, какой ценой далась советскому народу Великая Победа.

Фоном звучит песня «Журавли». Команды готовятся к игре: получают путевые листы, ведущие объясняют им правила.

Перемещение по станциям

Игра начинается. Команды перемещаются по станциям и, в соответствии с правилами, отвечают на вопросы.

Совершенно секретно

Задача школьников – дать название военным операциям, обозначенным на листе.

• Планы Германии в отношении Северного Кавказа (Ольденбург).

• План захвата фашистами Москвы (Тайфун).

• Фашистский план колонизации и германизации завоеванных территорий (Ост).

• План молниеносной войны Германии против СССР (Барбаросса).

• Операция советских войск по освобождению территории Белоруссии (Багратион).

• Немецкий план, предусматривающий «срезать» Курскую дугу ударами с севера и юга, окружить советские войска и уничтожить их (Цитадель).

• Советский план разгрома немцев под Сталинградом (Уран).

• Немецкий план по дезинформации советского командования с целью овладения Нижней Волгой и Кавказом (Кремль).

• Операция по открытию второго фронта в Европе (Оверлорд).

• Операция под Сталинградом, в результате которой армия фельдмаршала Паулюса была рассекречена и капитулировала (Кольцо).

Даты и события

Ребята должны назвать число, месяц и год того или иного события.

• Начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года).

• День Победы, окончание Великой Отечественной войны (9 мая 1945 года).

• Военный парад на Красной площади (7 ноября 1941 года).

• Парад Победы (24 июня 1945 года).

• Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии (8 мая 1945 года).

• Водружение знамени Победы над рейхстагом, самоубийство А. Гитлера (30 апреля 1945 года).

• Открытие второго фронта (6 июня 1944 года).

• Победа Красной армии под Сталинградом (2 февраля 1943 года).

• Начало коренного перелома в войне (19 ноября 1942 года).

• Снятие блокады Ленинграда (27 января 1944 года).

Война в цифрах

Школьники должны максимально точно ответить на предложенные вопросы.

• Сколько длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

• Сколько длилась Великая Отечественная война? (1418 дней и ночей.)

• Сколько советских людей погибло в войне? (27 миллионов.)

• Сколько всего погибших во Второй мировой войне? (Около 60 миллионов.)

• Сколько городов нашей родины удостоены звания города-героя? (12 городов.)

• Самое крупное танковое сражение состоялось 12 июля 1943 года под деревней Прохоровка. Сколько танков участвовало в этом сражении? (До 1200 танков с обеих сторон.)

• Герои-панфиловцы отразили несколько танковых атак фашистов, подбили 18 танков в битве за подступы к Москве. Сколько героев-панфиловцев было? (28 человек.)

• Сколько времени продолжалась героическая оборона Брестской крепости? (Около месяца.)

• Представители скольких национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра? (Представители 33 национальностей.)

• Сколько советских людей оказалось в годы Великой Отечественной войны в фашистской неволе? (Свыше 6 миллионов человек.)

Награды Великой Отечественной

Нужно сказать, о какой награде идет речь или кто ею был награжден.

• До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось еще 11, и все они находили своих героев. Что это такое? (Ордена.)

• «Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде… (Наград.)

• Кто был первым награжден орденом Победы? (Г.К. Жуков.)

• Дважды орденом Победы были награждены 3 человека: Жуков, Василевский … (И.В. Сталин.)

• За годы войны ими стали 11 600 человек, 86 из них женщины. Кто это? (Герои Советского Союза.)

• Какой награды были удостоены 2438 советских воинов при форсировании Днепра? (Звания Героя Советского Союза.)

• В годы Великой Отечественной войны в честь выдающихся полководцев и флотоводцев были введены ордена. Какие? (А.Невского, М.Кутузова, А.Суворова, П.Нахимова, Ф.Ушакова.)

• За успешное руководство контрнаступлением в ходе Сталинградской битвы Г.К. Жуков первым в стране был удостоен ордена… (А Суворова I степени.)

• Г.К. Жуков был удостоен этой награды четырежды. О какой награде идет речь? (О звании Героя Советского Союза.)

• За годы войны орденами и медалями СССР были награждены 185 тысяч партизан и подпольщиков. 249 из них были удостоены …(Звания Героя Советского Союза.)

Города-герои

На этой станции команды получают вопросы, связанные с местами событий Великой Отечественной войны.

• Героями на войне становились не только люди, но и целые города. Героем стал даже один оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость.)

• Фашистские войска в 1941–1942 годах потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 году за 5 дней. О каком городе идет речь? (Севастополь.)

• Этот советский город фашисты так и не смогли захватить (Ленинград).

• Этот дом знаменит тем, что в нем 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков, самолетов. В каком городе находится «Дом солдатской славы»? (В Волгограде.)

• В начале ноября 1941 года в этом городе состоялось историческое событие, поднявшее моральный дух нашей армии и всего народа. О каком событии и о каком городе идет речь? (Парад войск на Красной площади в Москве.)

• Этот город называли «вратами Москвы». От исхода битвы за него зависело очень многое. И именно здесь немецкая армия застряла на два месяца (Смоленск).

• Эта крепость была построена в 1833–1838 годах. В 1941 году она первой приняла на себя удар фашистских захватчиков. Назовите эту крепость (Брестская крепость).

• В 2000 году в честь 55-летия Победы впервые были организованы Международные спортивные игры детей из городов-героев бывшего СССР (современные Россия, Украина, Белоруссия). Назовите города-герои, находящиеся на территории Украины (Керчь, Одесса, Севастополь, Киев).

• После освобождения Орла и Белгорода по приказу И.В. Сталина был произведен первый победный салют. В каком городе он был дан? (В Москве.)

• Символом и визитной карточкой какого города является одна из самых больших и известных в мире скульптур «Родина-мать»? (Волгоград – бывший Сталинград.)

Подведение итогов и награждение победителей

Команды сдают свои путевые листы жюри и возвращаются на свои места. Жюри подводит итоги, объявляет победителей. Все участники награждаются дипломами и призами. (Возможно награждение медалями, орденами в соответствии с тематикой мероприятия.)

Заключение

Ведущий 1. Никто не забыт, ничто не забыто!

Ведущий 2. Вечная слава героям! Вечная слава!

Ведущий 1

От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Их – миллионы: незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Ведущий 2

Я знаю, никакой моей вины
В том,
Что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе,
Остались там.
И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь.
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Ведущий 1

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.

Ведущий 2. День Победы – это праздник со слезами на глазах. Так поется в известной песне. И действительно, в этот день радость и скорбь рядом.

Ведущий 1. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений Великой Отечественной войны. Цветами и подарками поздравляют воинов-ветеранов и тружеников тыла, кто своим доблестным трудом приближал Победу.

Ведущий 2. С Днем Победы, дорогие ветераны!

Звучит песня «День Победы». Школьники вручают ветеранам, принявшим участие в мероприятии, цветы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Путевой лист ___ класса

Станция Количество
баллов
Подпись
ответственного
1 Совершенно секретно    
2 Даты и события    
3 Война в цифрах    
4 Награды Великой Отечественной    
5 Города-герои    

Общее количество баллов – __________

TopList