Сценарии
Внеклассное мероприятие
Елена Кололеева ,
учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ № 1», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край
учитель истории и обществознания, МОУ «СОШ № 1», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край
Никто не забыт, ничто не забыто
Игра-викторина, посвященная Великой Отечественной войне
Для современных школьников Великая Отечественная война – это событие далекого прошлого. Но ее имена, даты, события до сих пор остаются значимыми вехами нашей истории, трагическими и победными. Они по праву должны сохраниться в памяти людей настоящего и будущего.
Задачи:
• в нестандартной форме проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
• способствовать развитию интереса учащихся к истории;
• привлечь школьников к изучению дополнительной литературы по теме мероприятия;
• воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны.
Подготовительная работа: приглашение на праздник ветеранов, чтение учащимися дополнительной литературы по обозначенной теме, подбор слайдов для демонстрации, выполнение рисунков по теме, написание сочинений «Мое письмо ветерану», подготовка книжной выставки.
Описание мероприятия: игра предназначена для учеников 9-х классов, представленных двумя командами. Удобнее ее проводить либо в холле, рекреации, либо в большой аудитории, либо в актовом зале школы. В этом помещении должны быть предусмотрены места для участников и гостей, а также шесть столов (пять столов – это станции, шестой – для членов жюри).
Каждая станция имеет свое название: «Совершенно секретно», «Города-герои», «Даты и события», «Война в цифрах», «Награды Великой Отечественной». Команды по очереди подходят ко всем станциям и, вытягивая вопросы, соответствующие названию данной станции, отвечают на них. За правильный и полный ответ команда получает один балл, за неполный ответ – полбалла, если ответ неправильный – 0 баллов. На каждой из пяти станций команды отвечают на определенное количество вопросов, баллы за которые суммируются и вносятся в путевой лист (см. Приложение), – команды получают его в начале движения по станциям и сдают в жюри в конце. Победитель определяется по совокупным результатам продвижения по всем станциям.
Ведущие игры – старшеклассники. В качестве ведущих на станциях и членов жюри можно привлечь также учеников старших классов и, по возможности, приглашенных ветеранов. Помещение стоит оформить выставкой рисунков учеников школы к Дню Победы, сочинениями ребят на тему «Письмо ветерану», книжной выставкой и т.п. Желательно, чтобы все мероприятие имело соответствующее музыкальное сопровождение. Во время звучания песен на экране могут проецироваться слайды по теме.
Примечание: элементы предложенного мероприятия могут быть использованы и для проведения тематических классных часов, в том числе в разных возрастных группах. Также желательно добавить к предложенному сценарию региональный материал, оформив его, например, отдельной станцией.
Вступление
Звучит песня «Священная война». Музыка постепенно затихает.
Ведущий 1
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о
горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум дорогой Победы
пройти.
Ведущий 2
И мы разобраться обязаны сами в той боли, что
мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами, такими же
полными слез.
Ведущий 1. Наше мероприятие посвящено одной из самых трагических страниц нашей истории – Великой Отечественной войне.
Ведущий 2. Войне советского народа против фашистских захватчиков.
Ведущий 1. Войне, длившейся 1418 дней и ночей.
Ведущий 2. Никто не забыт, и ничто не забыто.
Ведущий 1. И сегодня нам предстоит вспомнить драматические и героические события этой войны, чтобы понять, какой ценой далась советскому народу Великая Победа.
Фоном звучит песня «Журавли». Команды готовятся к игре: получают путевые листы, ведущие объясняют им правила.
Перемещение по станциям
Игра начинается. Команды перемещаются по станциям и, в соответствии с правилами, отвечают на вопросы.
Совершенно секретно
Задача школьников – дать название военным операциям, обозначенным на листе.
• Планы Германии в отношении Северного Кавказа (Ольденбург).
• План захвата фашистами Москвы (Тайфун).
• Фашистский план колонизации и германизации завоеванных территорий (Ост).
• План молниеносной войны Германии против СССР (Барбаросса).
• Операция советских войск по освобождению территории Белоруссии (Багратион).
• Немецкий план, предусматривающий «срезать» Курскую дугу ударами с севера и юга, окружить советские войска и уничтожить их (Цитадель).
• Советский план разгрома немцев под Сталинградом (Уран).
• Немецкий план по дезинформации советского командования с целью овладения Нижней Волгой и Кавказом (Кремль).
• Операция по открытию второго фронта в Европе (Оверлорд).
• Операция под Сталинградом, в результате которой армия фельдмаршала Паулюса была рассекречена и капитулировала (Кольцо).
Даты и события
Ребята должны назвать число, месяц и год того или иного события.
• Начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года).
• День Победы, окончание Великой Отечественной войны (9 мая 1945 года).
• Военный парад на Красной площади (7 ноября 1941 года).
• Парад Победы (24 июня 1945 года).
• Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии (8 мая 1945 года).
• Водружение знамени Победы над рейхстагом, самоубийство А. Гитлера (30 апреля 1945 года).
• Открытие второго фронта (6 июня 1944 года).
• Победа Красной армии под Сталинградом (2 февраля 1943 года).
• Начало коренного перелома в войне (19 ноября 1942 года).
• Снятие блокады Ленинграда (27 января 1944 года).
Война в цифрах
Школьники должны максимально точно ответить на предложенные вопросы.
• Сколько длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)
• Сколько длилась Великая Отечественная война? (1418 дней и ночей.)
• Сколько советских людей погибло в войне? (27 миллионов.)
• Сколько всего погибших во Второй мировой войне? (Около 60 миллионов.)
• Сколько городов нашей родины удостоены звания города-героя? (12 городов.)
• Самое крупное танковое сражение состоялось 12 июля 1943 года под деревней Прохоровка. Сколько танков участвовало в этом сражении? (До 1200 танков с обеих сторон.)
• Герои-панфиловцы отразили несколько танковых атак фашистов, подбили 18 танков в битве за подступы к Москве. Сколько героев-панфиловцев было? (28 человек.)
• Сколько времени продолжалась героическая оборона Брестской крепости? (Около месяца.)
• Представители скольких национальностей были удостоены звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра? (Представители 33 национальностей.)
• Сколько советских людей оказалось в годы Великой Отечественной войны в фашистской неволе? (Свыше 6 миллионов человек.)
Награды Великой Отечественной
Нужно сказать, о какой награде идет речь или кто ею был награжден.
• До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось еще 11, и все они находили своих героев. Что это такое? (Ордена.)
• «Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде… (Наград.)
• Кто был первым награжден орденом Победы? (Г.К. Жуков.)
• Дважды орденом Победы были награждены 3 человека: Жуков, Василевский … (И.В. Сталин.)
• За годы войны ими стали 11 600 человек, 86 из них женщины. Кто это? (Герои Советского Союза.)
• Какой награды были удостоены 2438 советских воинов при форсировании Днепра? (Звания Героя Советского Союза.)
• В годы Великой Отечественной войны в честь выдающихся полководцев и флотоводцев были введены ордена. Какие? (А.Невского, М.Кутузова, А.Суворова, П.Нахимова, Ф.Ушакова.)
• За успешное руководство контрнаступлением в ходе Сталинградской битвы Г.К. Жуков первым в стране был удостоен ордена… (А Суворова I степени.)
• Г.К. Жуков был удостоен этой награды четырежды. О какой награде идет речь? (О звании Героя Советского Союза.)
• За годы войны орденами и медалями СССР были награждены 185 тысяч партизан и подпольщиков. 249 из них были удостоены …(Звания Героя Советского Союза.)
Города-герои
На этой станции команды получают вопросы, связанные с местами событий Великой Отечественной войны.
• Героями на войне становились не только люди, но и целые города. Героем стал даже один оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость.)
• Фашистские войска в 1941–1942 годах потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 году за 5 дней. О каком городе идет речь? (Севастополь.)
• Этот советский город фашисты так и не смогли захватить (Ленинград).
• Этот дом знаменит тем, что в нем 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков, самолетов. В каком городе находится «Дом солдатской славы»? (В Волгограде.)
• В начале ноября 1941 года в этом городе состоялось историческое событие, поднявшее моральный дух нашей армии и всего народа. О каком событии и о каком городе идет речь? (Парад войск на Красной площади в Москве.)
• Этот город называли «вратами Москвы». От исхода битвы за него зависело очень многое. И именно здесь немецкая армия застряла на два месяца (Смоленск).
• Эта крепость была построена в 1833–1838 годах. В 1941 году она первой приняла на себя удар фашистских захватчиков. Назовите эту крепость (Брестская крепость).
• В 2000 году в честь 55-летия Победы впервые были организованы Международные спортивные игры детей из городов-героев бывшего СССР (современные Россия, Украина, Белоруссия). Назовите города-герои, находящиеся на территории Украины (Керчь, Одесса, Севастополь, Киев).
• После освобождения Орла и Белгорода по приказу И.В. Сталина был произведен первый победный салют. В каком городе он был дан? (В Москве.)
• Символом и визитной карточкой какого города является одна из самых больших и известных в мире скульптур «Родина-мать»? (Волгоград – бывший Сталинград.)
Подведение итогов и награждение победителей
Команды сдают свои путевые листы жюри и возвращаются на свои места. Жюри подводит итоги, объявляет победителей. Все участники награждаются дипломами и призами. (Возможно награждение медалями, орденами в соответствии с тематикой мероприятия.)
Заключение
Ведущий 1. Никто не забыт, ничто не забыто!
Ведущий 2. Вечная слава героям! Вечная слава!
Ведущий 1
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Их – миллионы: незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Ведущий 2
Я знаю, никакой моей вины
В том,
Что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе,
Остались там.
И не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь.
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Ведущий 1
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.
Ведущий 2. День Победы – это праздник со слезами на глазах. Так поется в известной песне. И действительно, в этот день радость и скорбь рядом.
Ведущий 1. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений Великой Отечественной войны. Цветами и подарками поздравляют воинов-ветеранов и тружеников тыла, кто своим доблестным трудом приближал Победу.
Ведущий 2. С Днем Победы, дорогие ветераны!
Звучит песня «День Победы». Школьники вручают ветеранам, принявшим участие в мероприятии, цветы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Путевой лист ___ класса
№ | Станция | Количество баллов |
Подпись ответственного |
1 | Совершенно секретно | ||
2 | Даты и события | ||
3 | Война в цифрах | ||
4 | Награды Великой Отечественной | ||
5 | Города-герои |
Общее количество баллов – __________