Идеи
Cамоопределение
Татьяна Алексеева
Окно в детство
Открытия и чудеса Татьяны Бабушкиной
Одним из самых значительных открытий в жизни для меня стало знакомство с педагогическими идеями и личностью Т.В. Бабушкиной, или ТиВи, как называли ее ученики и друзья. К большому сожалению, знакомиться пришлось уже заочно – через книги, статьи и рассказы о Бабушкиной. Год назад, 26 апреля 2008 года, Татьяна Викторовна погибла в автокатастрофе под Москвой.
Воскрешение памяти
Татьяна Бабушкина |
Педагогический подход ТиВи ее ученики раскрыли на мастер-классе, прошедшем на Соловейчиковских чтениях 2008 года. Небольшой зал набит битком. Все сидят кругом, а в серединке – свободное пространство, на котором и разворачивается действо. В глубине зала видна необычная экспозиция: огромные, в полстены фотографии изображают стены комнаты Татьяны Викторовны – реальной комнаты, из которой ненадолго вышел хозяин. На полу этой фотокомнаты раскинулось целое игрушечное царство: посреди лоскутного одеяла сидит множество кукол разных размеров и возрастов (от тех, кто радовал детей еще в 60-е до сравнительно «молодых» кукол, которым лет по двадцать); лошадки с гривой и хвостом, лошадки без хвоста, но с тележкой; почтенного вида медвежонок с пуговицами вместо глаз (словно сошедший со страниц знаменитого рассказа В.Драгунского); клоуны и песочные часы; оплывшие свечи, вазы с цветами, корзина с яблоками, пестрые осенние листья и удивительная банка, полная лимонов, с надписью «Средство для влюбленных».
Все эти подробности очень важны, потому что они создавали самое главное – то, что, судя по рассказам, Татьяна Викторовна считала особенно важным: атмосферу. В присутствии медвежат и кукол, лошадок и яблок обычный, скучный, методически «правильный» мастер-класс не мог случиться по определению. Он и начался неожиданно – с запаха и хруста свежих осенних яблок. Их раздали всем участникам с рассказом о том, что у каждого из нас наверняка есть свое собственное «яблоко детства». И для того чтобы воскресить память о нем, достаточно было только «честно-честно закрыть глаза» и откусить живое яблоко, прислушаться к своим ощущениям.
Волшебное яблоко
Привычная готовность записывать в тетрадку советы и рекомендации очень быстро покинула участников мастер-класса. Можно ли всерьез думать о рекомендациях, когда утопаешь в яблочном запахе, а со всех сторон светятся улыбки и удивленные глаза? К тому же пережевывать кусочки яблока – более глубокомысленное занятие, требующее всего внимания и увлеченности. Это сразу показали дети, присутствовавшие в зале. Помимо взрослых участников мастер-класса и учеников Татьяны Викторовны, в зале оказалось немало детей примерно от 4 до 6 лет. Они принимали самое деятельное участие во всех событиях мастер-класса. И если бы не их поглощенность происходящим, может быть, атмосфера дня не получилась бы такой живой и наполненной. В таинстве поедания яблока дети тоже подавали пример взрослым, и рядом с ними невозможно было торопиться или отвлекаться.
Но вот, словно по мановению фокусника, откуда-то из-за кулис фотокомнаты появилась легкая шелковая ткань, сшитая из кусочков, в форме круга. В серединке у круга оставлено довольно заметное отверстие.
– Сейчас мы соберемся вместе и попробуем покатать еще одно яблоко по этой тарелочке, – приглашает всех участников Вета, Виолетта Хрящева (одна из ведущих мастер-класса). – Посмотрите, какое оно удивительное, – такое же мягкое, как тарелочка.
Зрители подтягиваются к краям круга. А Вета бросает на него пухлое зеленое матерчатое яблоко с листочком и веселой надписью «Я люблю тебя». Яблоко шустро катится по парусиновой тарелочке, а люди вокруг только и успевают удерживать руками зыбкие, вибрирующие края ткани. Под тяжестью яблока ткань выгибается, движется, ходит ходуном. Наша задача – удержать яблоко на этой тарелочке, чтобы оно не упало в отверстие в центре круга. Сами того не замечая, все участники оказываются вовлечены в общую игру-задачу, которая требует тончайшего взаимодействия, координации движений и «чувства локтя», – тарелочка-то у нас одна на всех.
Но как ни старайся, а яблочко в дыру все же порой проваливается. И тогда тот, кому не удалось его удержать, забирается вниз – под тряпичную тарелку, как под плоскую движущуюся крышу. Через некоторое время под «крышей» собралось немало гостей, а уж дети туда ринулись без всякого приглашения – даже те, кто и вовсе не провинился в падении яблока. Мне тоже посчастливилось там посидеть. Одно движение – и попадаешь в новый, особенный мир, отличный от того пространства, что на поверхности. Тут другое освещение, другой воздух. Вокруг волнами летает ветер, поднимаемый гибкой тарелочкой. Совсем близко – смеющиеся лица.
Однако в этом прекрасном мире на полу не засидишься – снаружи уже начинается сказка. Тканевая тарелка сворачивается, и появляется юноша с большущей тыквой. А что это за тыква? Ясное дело – превращенное яблоко из сказки. Вслух нам об этом не говорили, но по стечению обстоятельств я узнала сказку, в сердцевине которой мы через минуту очутились. Ребята – ученики Татьяны Викторовны – разыграли перед нами сказку художника Ефима Честнякова «Чудесное яблоко». Вот тыква и играла роль того самого огромного яблока, которое не могла вывезти из леса вся деревня, а когда все-таки вывезли, то ели его потом целую зиму.
Сказать, что сказка была «разыграна», было бы неточно. Половина действующих лиц оказались сказочными героями совершенно неожиданно для себя: их выкликали из зала прямо по ходу действия. Проявлять свою сказочную сущность можно было на все лады – так, как хочется, и так, как ее чувствуешь, без всякого заданного образца. Например, лошадка била копытом и гоготала в свое удовольствие – и к радости зрителей, а дед хромал и с трудом передвигался. Маленькие мышата суетились и бегали наперегонки. Но все придумывали, что им делать, прямо на ходу. Ведущий лишь озвучивал имена героев и необходимые события. Вскоре почти весь зрительный зал был задействован в сказке. Только произошло это совсем незаметно. Никто не говорил серьезным и важным голосом: «А теперь давайте сделаем так-то...». Действиями всех участников управляла сама сказка и ее сюжет.
Как только яблоко довезли до деревни и все снова расселись по своим местам, из тех же загадочных закромов, что и тканевая тарелочка, появился небольшой деревянный сундучок. Посмотреть, что прячется в сундучке, вызвались сразу все дети, собравшиеся в зале. Взрослые, может, и хотели бы, но их опередили. И вот уже из сундучка извлекается крохотный бумажный зонтик – из тех, что втыкается в бокалы с коктейлями. Но для нас важно другое: этот зонтик неспроста (как говаривал Винни-Пух о пчелином жужжании). И действительно: гости мастер-класса не успевают и глазом моргнуть, как откуда-то появляются уже большие, самые настоящие разноцветные зонтики. Только эти зонтики – особенные. На один из них нашиты бахрома и помпончики, разноцветные кусочки ткани. По краям другого зонта приделан серебристый елочный «дождик» – для тех, кто любит дождь и хочет забрать его с собой, под зонт. В третьем зонте проделаны специальные дырочки – для того, чтобы наблюдать за звездами, и сам он разрисован звездами и кометами, для начинающих астрономов.
Крыша зонта
Ведущие рассказывают нам о «зонтичной педагогике» – о том, как из простого зонтика можно создать целый мир. Зонтик преображает пространство: есть то, что сверху или позади зонтика; есть то, что под ним. Или любой желающий может поучаствовать в этом преображении – разукрасить зонтик, пригласить под него друга, соединить между собой сразу несколько зонтиков. Рассказ о зонтиках слушатели впитывают, не задумываясь, словно воздух. Ведь никто не читает им «лекцию», а зато вокруг в этот момент скачут дети с зонтиками – оранжевым, зелено-голубым, разноцветным. Они вращают над собой эти зонтики и завороженно разглядывают. А вместе с ними и гости, сидящие на мастер-классе, зачарованы движением и красотой зонтов. Чтобы понять возможности «зонтичной педагогики», много слов не нужно. Достаточно просто увидеть зонтик в руках ребенка.
Но тут мы, участники мастер-класса, начинаем говорить с ведущими о том, во что превращается зонтик. На что же похож зонтик? Например, на кленовый лист, на ладонь, на чашечку цветка... В середине комнаты появляется большой кусок шелковой ткани, который тут же превращается в море. Несколько рук полощут и вздымают его на разные лады. Море трепещет, волнуется, как настоящее. Дети переворачивают зонтики, чтобы превратить их в кораблики. И вдруг в руках у одного из ведущих появляется воздушный шарик. Он затевает разговор с сиреневым зонтиком, похожим на вечернее небо, который держит другой ведущий.
Оказывается, у шарика есть своя особенная любовь – стремление к полету. И в каждом взрослом он пробуждает то, что так хорошо известно детям, – чувство полета. И чтобы вспомнить об этом желании и ощущении полета, оживить его для себя, мы тут же начали пускать наперегонки разноцветные бумажные самолетики. Они тоже появились в зале неизвестно откуда, как будто из карманов фокусника... Но я думаю, они возникли все оттуда же – из-за стен чудесной фотокомнаты ТиВи. Участники мастер-класса так увлеченно запускали самолетики, что вскоре весь пол был ими усеян. Самолетиков собрались полные зонты.
Устав летать в руках детей, перевернутые зонты стояли на полу, посреди комнаты, и, сами того не ведая, изображали корзины. И для того чтобы все смогли успокоиться и притихнуть, обдумать свои впечатления, один из учеников Татьяны Викторовны спел нам под гитару чудесную колыбельную. Через несколько минут все уже тихонько сидели на своих местах, покачиваясь в такт музыке. Почти так же тихо, как музыка, в середину зала скользнула шаль с бахромой, а за ней – еще одна. Их внесли на руках ведущие. А дети, гостившие на мастер-классе, немедленно побежали к шалям, чтобы потрогать их и под них спрятаться.
Халабудные превращения и рамочные окна
Вот тут Вета Хрящева и рассказала нам про «халабудную педагогику» – искусство создания укромных домиков из подручного материала (как известно, «халабудой» на юге называют домик величиной с сарайчик, а в педагогике – домик, сотворенный из одеял, занавесок, столов, зонтов и всего приближенного по размеру к ребенку). На мастер-классе одеял и занавесок у нас не было, но хватило нескольких шалей и детского восторга, чтобы убедиться: «халабудный» домик – настоящая творческая мастерская для ребенка. А сделать его – проще простого, из самых обычных и доступных вещей.
После шалей в руках ведущего опять появился деревянный сундучок, а из него на свет извлекли рамку – маленькую и пустую, одни стенки. Но эта крохотная рамка была только предвестницей настоящего рассказа про «рамочную педагогику». В зал внесли еще одну пустую раму, уже большого размера, в которую каждый мог поглядеть и убедиться: мир меняется. Простым перемещением рамки можно было создать собственную картину, в которой отражался избранный кусочек комнаты или портрет человека. Легко было и самому почувствовать себя изображенным на картине – достаточно лишь выглянуть из рамки с другой стороны.
Один из ведущих рассказал нам, как Татьяна Викторовна придумывала на занятиях с детьми множество красивых натюрмортов. Осенью покупались спелые фрукты: перцы, яблоки, помидоры, огурцы, тыквы... Отмытые до блеска, они выкладывались на тканях. С ними можно было соединить свечи и разноцветные листья. А потом ребенок под разными углами смотрел на свое произведение через рамку и выбирал самый лучший ракурс. Так за считаные минуты рождалась прекрасная картина, и каждый чувствовал себя настоящим художником. Погрузиться в процесс творчества оказывалось совсем не сложно: достаточно было рамки и нескольких ярких предметов – пусть даже обычных овощей.
Однако и это чудо было не последним. Дальше мы стали свидетелями таинства, которое в клубе Татьяны Викторовны Бабушкиной называется «Театр окна». Начиналось все довольно обычно: появился картонный макет стены с вырезанным окном, заклеенным плотной белой бумагой. Ведущие расспросили участников о том, что виднелось в окнах их детства: какой пейзаж им в детстве запомнился, что хотелось увидеть из окна или что ожидалось. Все называли по очереди памятные для них картины. Кто-то видел, как к дому папа подъезжает на велосипеде, кто-то – дворовую собаку, а у кого-то из окна виднелась речка...
И тут случилось необыкновенное, хотя и каждому доступное волшебство. Ведущий подошел к нарисованному окну с бутылью подсолнечного масла и, обмакнув в нее кисточку, промазал кусочек бумаги. В ответ на нем высветилась картинка – тот самый велосипед, или собака, или речка. И вскоре окно оказалось усыпано образами воспоминаний, как небо – звездами. Конечно, объяснение происшедшему нашлось быстро. С другой стороны картонной стены стояли ребята с зажженными свечами. И когда ведущий называл образ, кто-то из подростков подходил к нужной картинке, нарисованной на обороте белой бумаги, и подсвечивал ее изнутри пламенем свечи.
Этот «Театр одного окна» стал основой нескольких спектаклей, поставленных Татьяной Викторовной с учениками. Но для гостей мастер-класса было особенно важно, что открыть светящееся образами окно может каждый. Достаточно фантазии и самых доступных материалов. И не нужно быть художником, чтобы в раме окна, ведущего в детство, загорелась твоя личная звезда. Перед тем как окно в детство оказалось полностью освещено, в зале выключили свет. И мы увидели мерцающее огоньками и картинками окно наших детских воспоминаний во всей красе.
Когда свет снова вернулся в комнату, мы услышали от ведущих слова Татьяны Викторовны: «Завершенность требует подарка...» Это значило, что мастер-класс мог закончиться только подарком для всех его участников. Из большой плетеной корзины появилось множество белых прямоугольников, похожих на конверты. Каждый из участников мастер-класса получил в подарок книгу Татьяны Бабушкиной «Что хранится в карманах детства». Издалека эта книжечка недаром напоминала письмо.
В большинстве тетрадок, приготовленных гостями для записи материала, не осталось ни строчки. Все слишком были увлечены летающими зонтами, шалями, яблоками, круговоротом воздуха и сияющими огоньками свечей... Да и сами ведущие объясняли по ходу мастер-класса довольно мало. Все делалось словно само собой – атмосферой соучастия и праздника. А тоненькая книжка Татьяны Викторовны подтвердила: можно обойтись совсем небольшим количеством слов, если все эти слова – главные.
Фото автора