Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2009

Класс-info

Работа с родителями

Юлия Каспарова ,
г. Харьков, Украина

Всё в наших руках

Правила для родителей

Мама двух дочек – первоклассницы и выпускницы – обобщила свой опыт взаимодействия с учителями и выработала несколько правил, которые помогли ей и также могут оказаться полезными для других родителей. Эти размышления, возможно, пригодятся вам на родительском собрании. А кроме того, такой взвешенный и доброжелательный взгляд на общение учителей и родителей может послужить примером и для самих педагогов.

Общаться с учителем. Как?

Этот вопрос в один прекрасный момент встает перед подавляющим большинством родителей. В идеале отношения «учитель – родители» должны строиться на взаимопонимании и сотрудничестве. Учитель становится ближайшим советчиком родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Родители же, в свою очередь, принимают активное участие в школьной жизни своего ребенка. Но на практике так бывает далеко не всегда. И, стоит заметить, чаще в этом виноват не учитель, а мы, родители.

Итак, давайте-ка мы, родители, попытаемся сформулировать основные правила, которые помогут нам наладить добрые отношения с учителем ребенка.

Правило первое, которое я для себя выделяю как самое главное, хотя мы о нем часто забываем: учитель – тоже человек! И воспринимать его, и относиться к нему нужно как к человеку – такому же человеку, как мы с вами, ни больше и ни меньше. Как и любой другой человек, учитель болеет, у него могут быть проблемы в семье, строптивые дети, плохое настроение, в конце концов. Понятно, что это не повод выплескивать свои проблемы и негативные эмоции на окружающих, особенно на детей. Но… Бывает множество ситуаций, когда учителя вполне можно понять, а не требовать от него идеальности. Идеальных людей нет и среди нас с вами. И если случилась какая-то нестандартная ситуация, если назревает конфликт, прежде чем кидаться в драку, подумайте: а так ли уж неправ учитель? Наша терпимость, наше понимание, наше умение поставить себя на место другого, наша способность прощать – вот главный девиз, помогающий находить с людьми общий язык. В том числе и с учителями сына или дочки.

Правило второе: интересуйтесь школьной жизнью ребенка, почаще приходите к учителю, чтобы поговорить о своем маленьком (или не очень) ребенке: как учится, как ведет себя, нет ли проблем в общении со сверстниками или учителями. Не пропускайте родительские собрания и не ограничивайтесь только лишь собраниями. Ваша искренняя заинтересованность школьной жизнью будет оценена учителем. Да и делаете вы это ради своего ребенка, ведь так?

Правило третье: прислушивайтесь к учительским советам, рекомендациям и просьбам! Как правило, учитель проводит с вашим ребенком гораздо больше времени, чем вы сами. Особенно это касается учеников начальной школы. Ему порой заметно то, что может укрыться от родительских глаз, пусть даже очень внимательных и любящих. Кроме того, имея специальное образование, учитель зачастую видит выходы из тех или иных ситуаций гораздо лучше нас, психологов и педагогов-самоучек, коими мы вынуждены стать, приобретая родительский статус. И совет опытного профессионала будет не лишним. Следовать ему или нет – дело ваше. Но в любом случае нужно быть благодарным человеку, который искренне хочет помочь.

Правило четвертое: проявляйте инициативу и оказывайте учителю посильную помощь. Даже если вы работаете, даже если совсем мало свободного времени. Не отгораживайтесь дежурной фразой о том, что «пусть общественными делами занимаются неработающие мамы». Каждый, даже очень занятый родитель может хоть чем-то помочь классу: распечатать методички на компьютере, помочь закупить продукты для сладкого стола, постирать шторы, поучаствовать в организации праздника или пикника, украсить классную комнату к Новому году… Этим вы поднимете свой авторитет в глазах не только учителя, но и собственного ребенка.

Правило пятое: постарайтесь сами соблюдать школьную дисциплину. В каждой школе существуют свои нормы и правила. Нередко они кажутся нам совершенно дурацкими. Но это не повод их не выполнять, тем более что глупыми они могут быть только с нашей точки зрения, а с точки зрения учебного процесса – они вполне резонны и оправданны. Если учитель просит вас звонить и сообщать о болезни ребенка в первый же день, сделайте это. Поверьте, для учителя – это не праздный интерес. Педагог несет ответственность за каждого своего ученика и имеет право знать о том, где он и что с ним. Если вас просят приносить справки и записки вовремя, то и это не для того, чтобы создать вам лишние проблемы. Следите, чтобы ребенок не опаздывал в школу, носил сменную обувь и школьную форму установленного образца. Все это непременно скажется и на ваших отношениях с учителем. Всегда приятно иметь дело с человеком умным, серьезным и ответственным.

Правило шестое: не обижайтесь на поучительный тон. Это профессиональная привычка большинства педагогов. И не принимайте близко к сердцу замечания, которые пишет учитель в дневник ребенка, например о том, что школьник регулярно забывает карандаш или частенько нарушает дисциплину. Учитель делает это не для того, чтобы вас обидеть, унизить, показать, что вы не слишком хороший родитель, раз не можете проконтролировать, готов ли ваш ребенок к уроку, или призвать его к порядку. Он просто обращает ваше внимание на недочеты, которые случаются у каждого, не только у вас и вашего малыша. И это не стоит воспринимать как личное оскорбление. Лучше спокойно сделать выводы и принять меры к тому, чтобы замечаний было как можно меньше.

Правило седьмое: сдерживайте свои эмоции. Открытый конфликт никому не пойдет на пользу. Если вы считаете нужным высказать свою точку зрения – выскажите ее, но сделайте это как человек воспитанный и цивилизованный. И помните: неразрешимых проблем не существует. Из всякой спорной ситуации можно найти достойный выход, который удовлетворит обе спорящие стороны.

Аксиомы общения

Если у учителя хорошие отношения с родителями учеников, это непременно отражается и на отношениях с самими учениками. Но многое зависит и от ребенка. Наша задача – научить маленького школьника правилам общения, сделать так, чтобы учитель стал для ребенка хорошим другом и помощником, а не источником конфликтов и проблем. Здесь тоже выделим одну главную аксиому, без которой все остальные правила будут пустым звуком: никогда, ни при каких обстоятельствах не отзывайтесь об учителе плохо в присутствии ребенка! Дети во всем копируют нас, и, если мы хотя бы раз в разговоре за ужином выскажем свое неудовольствие в адрес учителя, его авторитет в глазах ребенка будет подорван навсегда.

Внушайте ребенку, что в любой ситуации нужно разговаривать с учителем вежливо и уважительно хотя бы потому, что он взрослее и мудрее. Объясните, что совершать ошибки может любой человек, в том числе и учитель. Случается такое, что учитель оказывается неправ. И если это действительно так, всегда можно поговорить, объяснить, попробовать доказать свою правоту. Но делать это нужно спокойно и вежливо. Постарайтесь донести до своего ребенка, что нельзя обманывать учителя. Если забыл дома тетрадь или не сделал домашнее задание, нужно подойти к учителю перед уроком, извиниться и объяснить причину. У каждого из нас бывают промахи, в этом нет ничего страшного. За это никто не будет наказывать. А вранье и выдумывание фантастических историй может стать причиной недоверия и в будущем. И, конечно, нам самим не помешает быть честными, ведь именно с нас наши дети берут пример.

Идеальный учитель – это учитель беспристрастный, который не выделяет для себя любимчиков, а относится ко всем своим подопечным одинаково справедливо. Возможно, и бывают учителя, которые приближаются к этому идеалу. Но, мы уже говорили об этом, учитель – тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Трудно относиться беспристрастно к ученику, который, например, постоянно нарушает дисциплину и совершенно не реагирует на учительские замечания. Мало того, ребенку, завоевавшему репутацию болтуна на уроках, порой очень сложно от нее отделаться. И если он даже будет сидеть тише воды ниже травы, все равно станет получать замечания «за того парня». Вот это и попытайтесь донести до ребенка. Репутацию нужно завоевывать с самого начала, с первых дней в школе. Хорошая репутация будет играть на руку и в дальнейшем, даже в тех ситуациях, когда ты оказался не на высоте. И наоборот, тому, кто прослывет двоечником, очень непросто потом доказать всем, что он может хорошо учиться, что контрольную работу не списал у соседа, а решил самостоятельно и точно так же, как отличники, заслуживает положительной оценки.

Хороший учитель, особенно классный руководитель, – это большая удача. Но на пути нашего ребенка будут встречаться очень разные педагоги: великолепные, неплохие, посредственные и даже, мягко говоря, не слишком хорошие. Но даже в этом есть свой определенный плюс, ведь и в жизни человек сталкивается с очень разными людьми, не всегда получается общаться только с теми из них, кто ему приятен. И если ребенок сейчас научится находить взаимопонимание с учителем, можно надеяться, что и во взрослой жизни общение с людьми не станет для него сферой конфликтов и разочарований.

TopList