Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2009

Класс-info

Классный час

Светлана Дьячкова

Жизненный театр

Роль игры в воспитании

Ролевые и сюжетные игры можно использовать как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Например, на классном часе при обсуждении какой-то жизненной или этической проблемы для наглядности лучше разыграть проблемную ситуацию в лицах. Это даст возможность ребятам не только прочувствовать позицию участников изнутри, но и увидеть ее со стороны, проанализировать, побывав в роли зрителей или приняв участие в обсуждении.

Игры-драматизации

Именно такие игры принято называть ролевыми. Участникам предлагается некая ситуация (чаще всего конфликтная) и описание персонажей, участвующих в ней (роли). Ребята выбирают себе роли и разыгрывают взаимодействие между персонажами.

Подобные игры помогают детям лучше узнать и изучить разные точки зрения на проблему, учат отстаивать свою точку зрения, стараться понимать противоположную сторону конфликта. Если игра посвящена отработке каких-то умений и навыков, игры-драматизации позволяют раз за разом повторять сценку, пока участники игры не освоят правильную модель поведения.

К сожалению, число непосредственных участников в сценках обычно не слишком велико. Остальные ребята оказываются в роли зрителей. Можно ли вовлечь их в игру, сделать их более активными? Предлагаем несколько приемов, которые помогут превратить зрителей в действующих лиц.

Противостоящие ряды

Выбирается сценка, в которой всего два участника. Класс делится на пары. Одного человека в паре назовем Х, другого – Y. Играющие Х получают роль первого героя ситуации, играющие Y – второго. Если позволяет место, все иксы встают в одни ряд, напротив них в ряд встают игреки. Если места недостаточно, пары произвольно расходятся по классу и располагаются так, чтобы не мешать друг другу (а может быть, просто сидят на своих местах, повернувшись друг к другу лицом). По сигналу учителя пары начинают разыгрывать сценку. Второй сигнал – игра прекращается. Чтобы обсудить, что же произошло, учитель может попросить кратко высказаться представителя от каждой пары, выслушать нескольких желающих или предложить одной из пар разыграть сценку для всех. В результате у каждого учащегося появится свой опыт и собственный взгляд на проблему.

Дублер

Сценка разыгрывается несколькими учениками для всего класса, однако у каждого из артистов есть свой дублер. В любой момент учитель может попросить дублера сменить артиста. Дублеров можно выбрать заранее, а можно назначать тут же из зрителей.

Второе Я

Дублер не просто готовится сменить артиста, а стоит рядом с ним, внимательно наблюдая, иногда подсказывая и помогая ему, но не заменяя его в сценке. Учитель может остановить сценку и попросить второе Я персонажа рассказать о том, почему его герой вел себя таким образом, что для него ценно в жизни, что он может сделать дальше. Артисту будет интересно увидеть, как воспринимаются его намерения и поступки со стороны. В то же время игроку, играющему второе Я, понадобятся чуткость, внимательность, умение поставить себя на место другого.

Группа поддержки

Как и в предыдущем случае, в сценке принимают участие несколько человек. Для каждого персонажа заранее формируется группа поддержки. Ее члены внимательно следят за действиями своего игрока и его оппонентов. В любой момент играющий имеет право прервать сценку и обратиться к ним за помощью. В крайнем случае артиста может заменить один из членов группы поддержки.

Волшебные очки

Представим себе, что точка зрения персонажа сценки зависит от надетых на него «волшебных очков». Бывают очки «Думаю только о себе», очки «Забочусь об окружающих», очки «Мне все равно», «Мне страшно», «Главное в жизни – уметь ко всему приспосабливаться» и множество других.

Разыграем сценку и подумаем, какие очки были у каждого из персонажей. А если поменять одни очки на другие, что получится? Сыграем еще раз. Какие из очков помогают разрешать конфликты, а какие мешают?

Чтобы ребята научились представлять воображаемые очки, а значит, думать о различных установках, которые бывают у людей, можно для начала предложить разыграть простую сценку с заданными очками (для наглядности стоит использовать несколько разноцветных оправ).

Время от времени, обсуждая на классном часе реальные случаи, можно возвращаться к метафоре очков и говорить о разных мотивах, стоящих за действиями людей. Предрассудки и некоторые стереотипы тоже можно назвать «волшебными очками», искажающими взгляд. Кстати, часто на человеке бывает надето сразу несколько очков.

Обмен ролями

Из названия понятно, что играющим будет предложено поменяться ролями и разыграть сценку еще раз. Этот прием можно использовать в ситуации конфликта для того, чтобы научить ребят видеть разные стороны конфликта и ставить себя на место другого.

Активный зритель

Каждого зрителя просят внимательно следить за тем, что происходит в игре, и отвечать в тетрадях на вопросы, которые заранее предложил учитель или сформулировали сами ребята.

Групповые роли

Достичь большей активности ребят можно, разработав игру с коллективными, а не одиночными ролями. В сценке будут принимать участие не персонажи Петр Сергеевич и Ваня, а, например, группа учителей и группа учеников. Кто-то будет вести себя более активно, кто-то – более пассивно. Однако, если дать группам время для выработки общих целей и обдумывания группового поведения, все более или менее включатся в работу.

Сюжетные игры

Вторая группа игр объединяет более сложные игры, которые не ограничиваются одной сценой, а предполагают разветвленный сюжет. В создании подобной игры учителю может помочь таблица:

Дидактические цели игры (что должны получить участники игры)  
Примерный сценарий игры  
Игровые цели и условия, побуждающие героев действовать (внутренние механизмы развития сюжета)  
Игровые роли  
Игровой реквизит  
Вопросы для первоначального обсуждения игры  

Для организации игр с более сложным сюжетом также строится некая игровая модель, но действие в них развивается в определенных рамках. Один из способов добиться этого – вводить большее количество ведущих, которые будут контролировать ход сюжета и помогать игрокам. Второй способ – приближать игры к дискуссиям, сохраняя игровой элемент, третий – так организовывать игровое пространство, чтобы действие развивалось на виду у всех. Еще одна возможность – заменить индивидуальные роли на групповые. Члены команды действуют не в одиночку, а все вместе, помогая друг другу или кому-то одному из своей группы.

Вот несколько примеров таких игровых форм.

Игра по станциям

Для организации игры по станциям требуются несколько ведущих, а играющие делятся на несколько команд. Ведущие располагаются в разных концах помещения, образуя маршрут, по которому пойдут команды. На каждой станции ребятам предлагается задание; в зависимости от успешности его выполнения команда может набирать определенное количество баллов, может изменяться ее маршрут или следующие задания.

Игры по ходам

Еще один вариант развития сюжета – разделить его на отдельные ходы и предложить командам (или отдельным играющим) выполнять эти ходы по очереди (как в настольных играх). В подобных играх каждая из команд по очереди предпринимает какие-то действия, а ведущий и остальные команды как-то на них реагируют. Таким образом, в любой момент игры часть ребят являются активными деятелями, а часть – наблюдателями. В следующий момент они меняются местами.

Если действие идет достаточно динамично, зрители не успевают заскучать, а учитель постоянно контролирует класс и видит, на что стоит обращать внимание. Вариантом игр по ходам являются настольные игры. Они привязаны к игровому полю (кстати, его не обязательно класть на стол, можно повесить на доске).

Игровые дискуссии

Это обычные дискуссии, организованные любым способом, но они проводятся от имени каких-то игровых персонажей, оказавшихся в определенной игровой ситуации. Игровой элемент вносит дополнительное оживление в процесс, но требует предварительной подготовки. Прежде чем вступать в прения, ребята должны разобраться с точкой зрения своих персонажей. Игровые дискуссии могут быть составной частью более сложных игр.

Игровые суды

Очень распространенная форма игровых дискуссий – игровые суды. Она предполагает представление упрощенной модели состязательного судебного процесса и в чем-то близка к диспуту. Роли обвинителя, защитника, присяжных, свидетелей могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Ребятам потребуется время для того, чтобы подготовить свои выступления (не стоит предлагать уже готовые речи, это превращает игру в спектакль).

Обсуждение игры

Любой процесс работы с игрой состоит из двух одинаково важных частей – самой игры и ее обсуждения. Можно сказать, что обсуждение (или рефлексия) является такой же полноправной частью игры, как и сами игровые действия. Именно обсуждение позволяет проанализировать явление, которому была посвящена игра; без него для большинства учащихся игра очень часто оказывается бессмысленной. Предлагаемая схема содержит несколько видов обсуждения. Они могут проводиться и по отдельности, и вместе – одно за другим.

1. Эмоциональное обсуждение. Особое внимание уделяется чувствам играющих. Учитель просит вспомнить (или же он заранее попросил учеников отметить, записать) слова, действия, игровые ситуации, которые особенно затронули, вызвали положительные или отрицательные эмоции. Этот вид обсуждения можно использовать после игр, чья цель – заинтересовать детей проблемой, познакомить с разными точками зрения, чувствами в одной и той же ситуации.

2. Смысловое обсуждение. Главное в этом обсуждении – выявление проблем, проведение параллелей между игрой и действительностью на рациональном уровне, поиск путей решения данной проблемы. Ученики должны постараться отвлечься от своих чувств и взглянуть на проблему как бы со стороны.

3. Конструктивное обсуждение. Такое обсуждение может быть заключительным этапом игры и подойдет более старшим ребятам. Когда все чувства проанализированы и проблемы обсуждены, ребята вместе с учителем могут попробовать изменить, улучшить игру. Для этого они должны понять, какие цели в игре ставились, какие важные признаки явления моделировались. Одна из целей работы – решить, что можно добавить или убрать для того, чтобы более точно решать поставленные задачи. Другой вариант: обсудить, как упростить игру, чтобы провести ее с младшими классами. Еще один из возможных вопросов: как изменить механизмы игры, чтобы она помогла осуществлять учебные цели?

TopList