Сценарии
Родительское собрание
Татьяна Мокеева ,
Курганская обл.
Курганская обл.
Давайте жить дружно
Способы решения детско-родительских конфликтов
Даже в благополучных семьях возникают сложности в общении с детьми школьного возраста. Родители часто не понимают, что взаимодействие с подростками должно строиться иначе, чем с маленькими. Для того чтобы успешно справляться с непростыми ситуациями и не доводить дело до конфликтов, родителям самим порой требуется педагогическая помощь.
Подготовительная работа: проведение среди учащихся анкет по методике незаконченного предложения. Школьникам предлагается завершить следующие фразы:
Мне бывает грустно, когда…
Я радуюсь, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Мне бывает стыдно, когда…
Я горжусь, когда…
Я сержусь, когда…
Дети – наше будущее
Учитель. Есть такая притча.
Прожили люди жизнь неразумную и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
– Как же нам быть, кто нас спасет? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
– С восходом утренней звезды придет Путник Вечности. Он спасет вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода утренней звезды; надо было встретить Путника Вечности.
– Нет, не он… И этот не он… И тот не он… – говорили люди, видя ранних спешащих.
Но вот взошла утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заржал жеребенок. Где-то заплакал ребенок.
Люди уставились на дорогу – где же Путник? Путника Вечности на дороге они так и не увидели. И пошли к мудрецу с жалобой:
– Где же обещанный Путник Вечности?
– А плач ребенка вы слышали? – спросил мудрец.
– Но это плач новорожденного! – ответили люди.
– Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребенка – начало жизни будущей.
Учитель. Дети – это наше будущее. Мы с ними связываем многие наши планы, возлагаем на них надежды. Дети, как правило, растут и развиваются, прежде всего, в семье. Поэтому от их отношений с родителями, родственниками зависят во многом их отношения с окружающими, их мировоззрение. Атмосфера в семье влияет также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою жизнь, по какому пути он пойдет.
Вы и ваши дети – близкие и дорогие друг другу люди, но люди разных возрастов, разных поколений, разных социальных ролей. Поэтому почти в каждой семье в тот или иной момент возникают проблемы во взаимоотношениях школьников с их родителями.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что путь решения таких проблем и предупреждения конфликтов – это нахождение взаимопонимания родителей и детей друг с другом.
Сегодня, на родительском собрании, я предлагаю нам вместе обсудить и поискать эти самые пути к взаимопониманию.
Отцы и дети
Учитель. Уважаемые мамы и папы, какие, на ваш взгляд, проблемы в отношениях детей и их родителей являются наиболее частыми и на чем они основываются?
Родители высказываются, обсуждают. Учитель подводит итоги.
Итак, это может быть противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве.
Еще конфликты могут быть связаны с разницей во взглядах, интересах и ценностях. Проблемы, которые волнуют ребенка, для родителей могут не представлять ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно школьников не волнует – они еще далеки от этого.
Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. Это связано с тем, что родители выросли в других условиях. Они подчас могут чересчур консервативно или равнодушно относиться к вкусам и увлечениям подростков. Дети же в ответ ведут себя вызывающе. Они считают, что «предки» – это люди, у которых все позади.
Наиболее трудная задача в семейном воспитании – вопрос дисциплины в семье. Этому ребенка надо учить с первых месяцев жизни. Семья должна с ранних лет приучать к обязанностям. Нерешенность же этой задачи часто приводит к тому, что многие молодые люди не привыкли обременять себя заботами и трудами. Когда детям все позволено и они ни за что не отвечают, дети начинают командовать своими родителями.
Незаконченное предложение
Учитель. Проведем небольшой эксперимент.
Многие из родителей считают, что они прекрасно понимают своих детей. Сейчас у вас будет возможность проверить, так ли это.
Родителям дается задание продолжить написанные на доске предложения так, как завершил бы эти фразы их ребенок.
Мне бывает грустно, когда…
Я радуюсь, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Мне бывает стыдно, когда…
Я горжусь, когда…
Я сержусь, когда…
После того как родители выполнили предложенную работу, каждому из них на время дается вариант, заполненный их ребенком, предлагается сравнить (для себя) ответы и сосчитать число сходных.
Проигрывание ситуаций
Семейный совет
Учитель. Время от времени в любой семье возникают какие-то спорные ситуации, в которых каждый член семьи старается отстоять свои границы. Могли бы вы вспомнить и озвучить нам эти ситуации, которые часто возникают и требуют обсуждения со всеми членами семьи?
Родители называют ситуации. В случае низкой активности собравшихся учитель может сам сначала привести несколько примеров (кто-то не погасил свет в коридоре, кто-то оставляет чайник на плите и не выключает газ, кто-то берет и не кладет на место щетку для обуви и т.п.).
Учитель выбирает для инсценировки наиболее часто повторяющиеся проблемы.
Учитель. Давайте рассмотрим одну из ситуаций. Она, кажется, знакома всем. Мы попробуем ее проиграть. Кто хочет стать на время актером?.. Сейчас я раздам вам карточки, на каждой из которых написана какая-либо семейная роль: мама, папа, бабушка, дедушка, старший подросток, младший подросток, дядя, тетя… Вы будете участвовать в обсуждении проблемы, которую мы выбрали для этой игры, в той роли, которая вам достанется. Начать обсуждение может тот, кто почувствует, что может (или должен) сделать это в соответствии со своей ролью. Остальные сами вступят в семейный разговор, когда посчитают это уместным. Через 3–4 минуты после проигрывания ситуации мы обратимся к зрительской аудитории с просьбой назвать, кто какую роль играл. Понятно, что мы будем делать? Итак, начинаем.
Ситуация проигрывается. Затем проводится обсуждение: кто какую роль играл? По каким признакам это можно определить? Чье поведение наиболее конструктивное? Почему?
Диалог
Учитель. Следующая ситуация такая: действующие лица – подросток и отец (мать); подросток отпрашивается у отца (матери) пойти погулять, но не говорит, с кем, куда идет и чем будет заниматься. Задача того, кто играет родителя, – попытаться «выудить» нужную информацию. Задача ребенка – как можно корректнее отпроситься у родителя, чтобы у него не возникало никаких сомнений, но не говорить правду.
Ситуация проигрывается. Обсуждается: кому из участников удалось справиться с задачей и почему? Как же лучше на самом деле поступить обеим сторонам, чтобы не возникло конфликтной ситуации?
Предпочитаемый исход
Учитель. А теперь проиграем еще одну ситуацию, но в разных вариантах. Итак, ребенок не убрал в своей комнате. Родитель разговаривает с ним на эту тему. Причем разные пары актеров этот разговор будут вести по-разному, в зависимости от предложенной им родительской позиции. Родитель задает тон – а ребенок должен отвечать ему соответственно.
Агрессия
«Ты почему не убрал? Молчать, когда с тобой говорит старший! Пока я тебя пою, кормлю, одеваю, будь добр прибрать!»
Безразличие
«Дело твое, что хочешь, то и делай. Ты сам по себе, а я сама по себе. Это твои проблемы».
Подкуп
«Дорогая, если ты сейчас приберешься в комнате, то я разрешу тебе в субботу сходить на дискотеку. Более того – ты сможешь прийти домой в половине двенадцатого».
Компромисс
«Давай договоримся. Я сегодня сама вымою посуду, а ты приберись, будь добра, в своей комнате».
Личная заинтересованность
«Наташенька, я чувствую, что с тобой что-то происходит. Чем я могу помочь? Я очень беспокоюсь за тебя».
Родители, обсуждают проигранные ситуации, высказывают мнения, какой стиль общения, на их взгляд, самый конструктивный и почему.
Слушать по-другому
Учитель. Я предлагаю вам несколько диалогов. Ваша задача – определить тип реакции родителей в каждой реплике (эти реплики пронумерованы).
Родителям раздаются диалоги и карточки с типами высказываний: приказ, угроза, подшучивание, критика, вопросы, совет, выспрашивание, увещевание, нравоучение.
***
Дочь: «Никогда не пойду больше к зубному!»
1. Мать: Не выдумывай, на завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб.
Дочь: «Я больше не выдержу. Знаешь, как было больно!»
2. Мать: «Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить, останешься без зубов».
Дочь: «Тебе хорошо говорить. Тебе так не сверлили! И вообще, ты меня не любишь!»
3. Мать: «Не говори глупостей».
***
Сын: «Представляешь, я пропустил две последние тренировки, и тренер продержал меня сегодня в запасе».
4. Мать: «Ну, ничего, кому-то там тоже надо сидеть, да и сам виноват».
Сын: «Пусть другой сидит, а я не хочу. Это несправедливо: Петров слабее меня, а его поставили играть!»
5. Мать: «Откуда ты знаешь, что он слабее?»
Сын: «Знаю, я один из лучших в команде».
6. Мать: «Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным».
Сын: «Да что с тобой говорить, не понимаешь ты...»
***
Девочка лет пяти – отцу: «Посмотри, что он (брат, 2,5 года) сделал с моей куклой! Нога теперь болтается».
7. Папа: «Да, действительно, а как это случилось?»
Дочь: «Откуда я знаю. Моя ку-у-ко-ол-ка!»
8. Папа: «Ну, успокойся. Давай что-нибудь придумаем».
Дочь: «Не могу успокоиться. Ку-у-кол-ка моя...»
9. Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом, симпатичный такой инвалидик» (улыбается).
Дочь: «Не хочу представлять... Не смейся. Я убью его в следующий раз!»
10. Папа: «Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал!»
Дочь: «Ты плохой, я пойду к маме. Ма-а-ам, посмотри...»
***
Участники собрания называют типы реакций к каждой пронумерованной реплике. Родители высказываются, в каких из предложенных реплик они узнают себя. Обсуждается, какие из реплик в той или иной ситуации наиболее уместны.
Подведение итогов
Учитель. Период взросления ребенка сложен не только для него, но и для нас, взрослых, которые с ним взаимодействуют. Проблемных ситуаций, которые могут привести к конфликту, на самом деле очень много, но важно помнить, что проблема – это еще не конфликт, спор – еще не ссора. Сегодня мы с вами рассмотрели наиболее общие ситуации и некоторые пути установления контакта с подростками, нахождения общего языка с ними и достижения взаимопонимания. Но все, безусловно, индивидуально. Те или иные трудности возникают в зависимости от особенностей каждого отдельного ребенка, и пути их преодоления различны. Поэтому если у кого-то будут вопросы более конкретного, частного характера, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы.