Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2009

Сценарии

Родительское собрание

Татьяна Мокеева ,
Курганская обл.

Критерий взрослости

Права и обязанности ребенка в семье

Родительское собрание, проводимое совместно с детьми, создает широкие возможности для общения всех участников (родителей, школьников, классного руководителя), способствует дискуссионному решению проблем, помогает избежать взаимных наветов за глаза и обид. А тема прав и обязанностей ребенка в семье тем более требует совместности в обсуждении ее с детьми и их мамами и папами.

Цели:

• разъяснить права и взаимные обязанности членов семьи, в том числе детей;

• способствовать развитию уважения к родителям, чувства долга и ответственности.

Участники:родители и учащиеся.

Введение в тему

Учитель. Сегодня мы поговорим о правах и обязанностях в семье. Действительность наших дней показывает, что их знание необходимо не только взрослым, но и детям.

Каждый из нас является членом семьи. Мы живем с родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родственниками. Семья – это маленький коллектив, в котором воспитываются дети, заботятся о старших членах семьи, организуется быт и отдых. От обстановки в семье во многом зависит, как ребенок учится, работает, ведет себя в быту, в обществе.

Я думаю, вы знаете, что существуют различные организации, занимающиеся разработкой и контролем над соблюдением прав и обязанностей граждан (например, ООН). Государство также принимает различные меры по защите прав граждан, в том числе семейных прав – по сохранению и укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Наши права и обязанности записаны во «Всеобщей декларации прав человека». Наряду с родительскими правами и обязанностями существуют также права и обязанности детей, которые записаны в «Конвенции о правах ребенка».

А какие права знаете вы?

Проводится обсуждение: заслушиваются учащиеся, затем дается возможность родителям высказать свое мнение.

(Основные права: на жизнь; гражданство; образование; отдых; заботу родителей; развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.)

Учитель. Следует помнить, что если есть права, то есть и обязанности.

Законом непосредственно не установлены какие-либо обязанности детей, но это не значит, что дети могут получать все от родителей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Такое поведение не отвечает моральным, нравственным представлениям. Поэтому у школьников в семье обязательно должны быть свои обязанности.

Ребята, какие обязанности есть у вас в семье? Как вы считаете, что вы должны делать, а что не должны?

Выслушиваются ответы учащихся. Дети, как правило, говорят о том, что они должны в меру своих возможностей помогать в домашней работе, присматривать за своими младшими братьями и сестрами, заботиться о близких и помогать всем членам семьи, хорошо учиться, соблюдать установленный в семье порядок и т.п.

Учитель. А что могут добавить родители к ответам детей?

Родители высказываются.

Разминка

Учитель. Разминкой для нашего сегодняшнего занятия послужат два упражнения, которые учат нас способности поставить себя на место другого и взаимопониманию с людьми.

Зеркало

Участники разбиваются на пары. Один будет зеркалом, другой – смотрящимся в него. Зеркало должно повторять все движения смотрящегося. Затем роли меняются.

После проведения упражнения оно обсуждается. Участники высказываются, трудно ли было выполнять упражнение, кем им больше понравилось быть – зеркалом или смотрящимся и почему?

Карусель

Обе группы (родители и дети) образуют два круга: внутренний и внешний. По сигналу ведущего круги начинают двигаться: один – по часовой стрелке, другой – против часовой. Затем, снова по сигналу, все останавливаются, и начинается работа в парах людей, оказавшихся друг напротив друга. Стоящие во внутреннем круге играют роль родственника, которого другой человек долго не видел. Задача тех, кто стоит во внешнем круге, – продемонстрировать свою реакцию на встречу.

Затем круг снова запускается. Когда по сигналу ведущего круги останавливаются, задание меняется. Теперь участники внешнего круга играют роль иностранца, которого люди из внутреннего круга встречают в аэропорту.

После завершения упражнение обсуждается. Ведущий обращает внимание участников на то, что они при встрече говорили родственникам, какие эмоции проявляли и что говорили иностранцам. Он предлагает порассуждать, почему мы при встрече ведем себя по-разному с близкими и с незнакомыми людьми.

Учитель. Итак, вы видите, как важно, но порой непросто соотносить свои права и обязанности с правами и обязанностями другого. Для этого необходимы знания этих прав и умение ставить себя на место другого. Следует помнить: прежде чем что-то сказать человеку, мы должны подумать, не обидит ли, не оскорбит ли его это.

Таблица

Учитель. Проведем небольшой эксперимент. Я предлагаю родителям и детям (каждым в отдельности) заполнить таблицу «Мои обязанности». Ваша задача – распределить предложенные обязанности между членами семьи. А потом мы сравним мнения родителей и детей.

Таблица

Папа Мама Я Брат (сестра) Бабушка, дедушка
         

Перечень обязанностей

Ремонтировать квартиру, воспитывать детей, смотреть за порядком, охранять покой, ходить в школу (учить уроки, приносить хорошие отметки), ходить на работу, обеспечивать семью, заниматься дочерью, заниматься сыном, слушать и уважать маму и папу, создавать уют в семье, помогать родителям, заниматься с младшим братом/сестрой.

Участники заполняют таблицы, затем все вместе обсуждают, что получилось.

Дискуссия

Учитель. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» – эти фразы, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Сейчас вам для обсуждения будет предоставлено на карточках несколько ситуаций. Скажите, правильно ли поступают участники беседы и почему вы так думаете?

Ситуация 1

Мама. Сколько раз тебе говорить: после одиннадцати часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын. Но, мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу общения?

(Ст. 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт 2, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение мальчика ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением общественного порядка.)

Ситуация 2

Мама. Доченька, я ухожу на работу, приберись, пожалуйста, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Дочь. Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Ты решишь свои задачи. Нельзя же оставлять в доме бардак!

Дочь. А есть, между прочим, такой закон: я имею право не выполнять любую работу, которая препятствует получению образования.

(Ст. 32 Конвенции по правам ребенка защищает от экономической эксплуатации, а не от домашнего посильного труда.)

Работа по группам

Учитель. Следующее задание такое: перед вами список прав и обязанностей. Я прошу вас по группам (дети и родители) из предложенного списка зачитать те утверждения, которые отражают ваши права, а затем то, что вы делать не обязаны.

1. Быть таким, какой есть.

2. Иногда ставить себя на первое место.

3. Быть безупречным на все сто процентов.

4. Просить о помощи и эмоциональной поддержке.

5. Любить людей, приносящих мне вред.

6. Чувствовать себя виноватым за свои желания.

7. Побыть в одиночестве.

8. Говорить «нет, спасибо», «извините, нет».

9. Протестовать против несправедливого обращения.

10. Жертвовать своими душевными потребностями ради кого-нибудь.

11. Менять убеждения по требованию кого-либо.

12. Выполнять неразумные приказы.

13. Отвечать за свои поступки.

14. Следовать за толпой, быть как все.

15. Выбиваться из сил ради других.

Упражнение выполняется, затем обсуждается.

Итоги занятия

Учитель. Нам всем нужно помнить: нет прав без обязанностей. Права есть у всех людей. Права одного человека не должны ущемлять права другого. Давайте будем уважать друг друга, выполнять свои обязанности, помнить о правах. И тогда наша жизнь будет легче и радостнее.

Уважаемые родители, дорогие ребята, я благодарю вас за наш сегодняшний разговор. Напоследок я прошу вас продолжить одну или несколько из предложенных фраз (записывает начало фраз на доске):

1. Я сегодня задумался о ...

2. Мне сегодня понравилось (не понравилось)...

3. Я изменил мнение о...

4. Нужно обсудить на следующем собрании вопрос о ...

В конце нашего занятия я хочу вам раздать вот эти памятки. Они, надеюсь, помогут вам сохранить добрые и хорошие отношения в семье. (Раздаются памятки детям и советы родителям.)

Памятки

Законы воспитания (для родителей)

1. Закон единства требований, предъявляемых ребенку обоими родителями (бабушкой, дедушкой).

2. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

3. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

4. Закон значимости похвал для ребенка.

«Нельзя» (для детей)

1. Бездельничать, когда все трудятся.

2. Смеяться над старостью и старшими людьми; о старших надо говорить только с уважением.

3. Вступать в пререкания с взрослыми людьми.

4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.

5. Делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне.

TopList