Сценарии
Классный час
Анна Батырева
Думайте сами, решайте сами
Проблемы взаимоотношений в семье
Старшеклассники стремятся ощутить себя взрослыми, быстрее погрузиться в мир серьезных людей и серьезных дел. Им вполне можно предоставить такую возможность: пусть на классном часе юноши и девушки примерят на себя новые социальные роли и продемонстрируют свое умение принимать решения в трудных семейных ситуациях.
Задачи:
• развить толерантное отношение к членам своей семьи и людям в целом;
• обучить подростков выходу из проблемных ситуаций с учетом мненийвсех членов группы (семьи);
• тренировать коммуникативные навыки при работе в группе.
Введение в тему
Учитель. На уроках обществознания вы уже обращались к темам «Семья», «Социальные роли», так что материал нашего сегодняшнего классного часа вам отчасти знаком.
Для начала я хочу вас попросить перечислить ассоциации к слову семья.
Школьники называют свои ассоциации.
Теперь давайте вспомним, что такое социальная роль? От чего она зависит?
Ученики отвечают.
В своей семье вы все играете разные роли. Попробуйте их назвать.
Школьники перечисляют возможные роли: сын, дочь, брат, сестра, внук, племянница и т.д.
А в чем каждая из этих ролей проявляется?
Ребята отвечают, ответы обсуждаются, дополняются.
Новые роли
Учитель. Я предлагаю вам примерить на себя другие семейные роли, которые вас ждут в будущем. Для этого мы смоделируем семьи, где у каждого из вас будет возможность почувствовать себя в новом образе.
С чего начинается семья? С того, что два человека находят друг друга. Доверим эту встречу случаю, то есть жребию.
Проводится жеребьевка, в результате которой образуется пять пар (они будут изображать пять семей – мужей и жен). Остальные участники станут их родственниками.
Итак, когда встреча состоялась, следующий шаг – свадьба. Я предлагаю оставшимся без пары учащимся пойти на свадьбу к любой понравившейся паре. На свадьбу приходят гости – близкие жениха и невесты, которые в нашем случае превращаются в родственников молодых. Таким образом, у нас появилось пять семей, где есть мама, папа и другие родственники.
Знакомство
Всем участникам раздаются стикеры. В течение пяти минут ребята должны подумать и написать, какую социальную роль каждый из них играет в этой семье. Еще им необходимо продумать свой игровой возраст, профессию и род занятий, интересы, а также где живет вся семья, в каких жилищных и экономических условиях, к чему стремится. После того как участники подготовятся, происходит знакомство: каждая семья представляется и рассказывает о себе своим соседям – другим семьям.
Есть проблема
Учитель. Теперь, когда мы познакомились с соседями, начинается семейная жизнь, в которой, кроме радости и покоя, случаются и всякие сложности. Сейчас каждая семья должна будет решить свою семейную проблему. Вы получите карточки – на каждой из них описана некая ситуация. Ваша задача – за три минуты найти способ решения данной проблемы и аргументированно его обосновать. Соседи, проникнувшись бедами друг друга, могут задавать вопросы.
Проблемные ситуации:
• Один из членов вашей семьи стал активным участником секты. Из дома стали пропадать вещи. Этот человек редко бывает дома. Ваши действия?
• Подружка вашего сына, ученица 10-го класса, беременна. Ваши действия?
• Ваш ребенок страдает от безответной любви. Он плохо ест, мало спит, стал хуже учиться. Ваши действия?
• Один из членов вашей семьи решил заключить «неравный» брак. Вы против этого союза. Ваши действия?
• Вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики. Ваши действия?
Получив задания, участники обсуждают его в группах, а затем рассказывают всем о принятом решении. Школьники из других групп задают вопросы. Учитель также может задавать провокационные вопросы, усложняющие принятие решения. Возможны элементы разыгрывания семейного спора по ролям.
Рефлексия
Учитель. Только что мы с вами увидели, как трудно в жизни иногда принимать решения в сложных ситуациях. Никто из нас не вправе оценивать правильность или ошибочность того или иного решения, с одной стороны, и каждый должен стремиться к поиску компромисса со всеми членами семьи – с другой. Надеюсь, наше сегодняшнее занятие поможет вам в этом.
Сейчас я попрошу вас написать на листочках одно предложение о том, что для вас семья. Это предложение будет начинаться следующими словами: Я понял, что семья...
Ребята пишут. По желанию фразы зачитываются вслух.