Сценарии
Классный час
Анна Батырева ;
Елена Долбешкина ,
г. Сыктывкар, Республика Коми
г. Сыктывкар, Республика Коми
Семья + профессия = ?
Определение личностных ценностей
Лекции, тренинги и тестирования, посвященные профессиональному самоопределению подростков, в современной школе не редкость. Специфика данного занятия в том, что оно ставит перед школьниками вопросы, связанные с выбором профессии, в контексте их семейных и жизненных ценностей. Результаты такого классного часа в дальнейшем могут использоваться учителем для проведения тематического родительского собрания.
Цели:
• формирование ответственного отношения к выбору профессии;
• выработка умения аргументированно отстаивать свою позицию;
• проведение многоуровневой диагностики.
Материалы: бумага, фломастеры, два листа ватмана, цветные стикеры, карточки с заданиями, видеоролик о семейных династиях (например, фрагмент фильма «День свадьбы придется уточнить»), мультимедиапроектор.
Жизненные ценности
Учитель. В основе жизни каждого человека лежат определенные ценности. Этот набор жизненных ценностей общий, но каждый сам для себя выбирает, что для него стоит на первом месте, а что – на последнем.
Вы видите на доске 3 группы ценностей. Выберите из каждой группы то, что вы считаете наиболее значимым для себя. Хорошо подумайте. Кто решил, выйдите и прикрепите стикер напротив выбранных вами жизненных ценностей.
Увлечения, хобби Семья Здоровье |
Профессия, карьера Материальные блага Успех |
Образование Счастье Общение |
В каждой группе определяются лидирующие позиции. Таким образом, остается только 3 ценности, выбранные большинством голосов. Скорее всего, для подростков приоритетными являются семья, профессия и счастье.
Учитель. Давайте порассуждаем, связаны ли эти жизненные ценности между собой.
Школьники отвечают. Учитель стимулирует дискуссию дополнительными вопросами.
Каким образом? У кого другое мнение? Может быть, кто-то смотрит на это с другой стороны? Можете ли вы проиллюстрировать эту связь на примерах своей семьи или семей своих знакомых?
Сейчас я хочу показать вам фрагмент фильма о семейных профессиональных традициях.
Ученики смотрят видеоролик на тему семейных династий и успешной преемственности членов семьи в профессии. Если возможности показать подобный фильм нет, то учитель может просто провести небольшую дискуссию с учениками о понятии династии, опираясь на опыт школьников, а также использовать вместо фильма фотографии.
Влияние семьи
Учитель. Но всегда ли последствия соблюдения профессиональных традиций семьи – явление положительное? Возможно, есть и отрицательные стороны?
Я предлагаю вам в группах подумать над этим вопросом и написать, каковы положительные и отрицательные последствия влияния семейной традиции на выбор профессии и жизнь человека в целом.
Учащиеся получают листы ватмана и маркеры и в группах обсуждают и записывают свои мысли по предложенной теме. Школьники работают по группам, затем полученные результаты обсуждаются, дополняются и фиксируются в виде общей таблицы.
Положительное влияние семьи на выбор профессии |
Отрицательное влияние семьи на выбор профессии |
• накопление и передача опыта и
профессиональных секретов; • единение семьи; • знание профессии изнутри; • координация усилий; • ранняя профориентация |
• возможные препятствия для
реализации индивидуальных способностей и
самовыражения; • ограничение круга интересов; • проблема разграничения личного успеха и успеха семьи; • постоянное сравнение с другими членами семьи, излишние требования соответствия; • сужение круга общения |
Убеди родителей
Учитель. Из составленной нами таблицы видно, что влияние традиций семьи на выбор профессии может сделать человека счастливым и, наоборот, – несчастным. А значит, каждый должен учиться и следовать этим традициям, и аргументированно сопротивляться, отстаивать свой выбор.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Убеди родителей». Для этого мы создадим две семьи и выберем группу экспертов. Каждая группа получает свое задание. Задача семей – разыграть предложенные ситуации. (Внимание! Цель задания: подросток должен убедить семью.) Задача экспертов – оценить убедительность подростка в отстаивании своей точки зрения и дать советы старшеклассникам по проблеме выбора будущей профессии.
Ситуация 1. В семье с тремя детьми династия врачей: бабушка, дедушка, оба родителя. Старший брат и сестра являются студентами медицинской академии. Дядя/тетя подростка также работают врачами-стоматологами в государственной клинике. Все они, зная сложность профессии изнутри, не хотят, чтобы и младший сын/дочь – ученик/ца 10-го класса, пошел/пошла по их стопам. Школьник/ца же мечтает стать врачом.
Ситуация 2. В семье оба родителя работают в юридической сфере, имеют небольшой семейный бизнес – собственную адвокатскую фирму. Старшие брат и сестра – студенты юридического факультета университета. Дедушка – прокурор в отставке, бабушка – мировой судья. Жена старшего брата учится вместе с ним на юридическом факультете. Младший сын/дочь не проявляет интереса к этой профессии, он/она в будущем хочет заняться творчеством и видит себя известным актером/актрисой.
Задание для экспертов. Что бы вы посоветовали тем, кто еще не определился в выборе будущей специальности? Составьте список правил, которыми этот человек мог бы руководствоваться.
Эксперты работают над своим заданием. Две другие группы распределяют роли, готовят сценки.
Школьники разыгрывают разговор членов семьи с подростком. Ребенок максимально аргументированно старается убедить семью в своей точке зрения. Эксперты оценивают, насколько поставленная задача выполнена.
Упражнение обсуждается.
Учитель. В то время пока группы готовились к заданию, наши эксперты работали над сложной проблемой. Они составили список советов для тех, кто еще не определился с выбором профессии.
На экран выводится список, подготовленный группой экспертов, зачитывается и по возможности дополняется.
Подведение итогов
Учитель. Итак, мы рассмотрели три стиля влияния семейной традиции на выбор профессии:
• как в фильме: когда мнение родителей и подростка совпадают;
• как в сценках: когда мнения расходятся;
• как у экспертов: когда мнение не сформировано.
А как бы вы оценили свою семейную ситуацию и вашу позицию в семье? Перед вами 3 коробки, соответствующие трем рассмотренным нами стилям поведения школьника. Возьмите каждый свой шарик и опустите его в ту коробку для голосования, которая соотносится с вашей позицией.
Школьники голосуют.
Кроме того, я предлагаю нам вернуться к перечню тех ценностей, которые в начале занятия мы выбрали как самые важные для вас в данный момент. С помощью различных символов и слов попробуйте составить формулу, связывающую эти жизненные ценности человека: семью, профессию и счастье.
Ребята составляют формулы, варианты записываются на доске. Учитель может предложить свою формулу (например, СемьЯ + ПрофессиЯ = Счастье).