Идеи
Работа с учениками
Александра Полякова ,
к.п.н., г. Москва
к.п.н., г. Москва
Письмо в тетрадке
Учитель и личные проблемы школьников
Помощь в решении личных и семейных проблем школьников – одна из самых щекотливых тем педагогической работы учителя. То, что происходит у ребенка дома, в семье – тайна за семью печатями и добраться до нее ох как непросто. Но если приглядеться, прислушаться, то можно распознать тревогу школьника – и тогда протянуть руку помощи.
Чтобы не было поздно
Вместо контрольной работы Оля, ученица 11-го класса, вдруг сдала учительнице письмо. Заметила его Анна Сергеевна, только когда стала проверять тетради. На четырех страницах было сказано, что Оля просит прощения за то, что пишет о себе вместо заданной работы, но она чувствует, что ее жизнь идет под откос. В письме были перечислены причины: умерла бабушка, убили друга, родители стали ее главными врагами (отец пьет, мать орет), друзья отвернулись и т.д. Единственной отрадой, по словам старшеклассницы, для нее являются уроки Анны Сергеевны. Девочка написала, что все чаще ощущает жизнь как туго завязанную петлю на шее и что она не знает, доживет ли до завтра.
Письмо учительница увидела поздно вечером, связаться с Олей немедленно у нее не было никакой возможности. К счастью, на следующий день девочка пришла в школу. Анна Сергеевна сразу же сказала ученице, что она письмо прочитала и, конечно же, после уроков они посидят и все обсудят.
Очевидно, что Оле, прежде всего, нужны были даже не конкретная помощь, житейские советы, а возможность выговориться, почувствовать, что кому-то она небезразлична, что ее понимают.
Сама сложившаяся ситуация (ребенок обращается к педагогу как к единственно близкому человеку, к тому же не опасаясь, что за невыполнение контрольной последует наказание) говорит об умении учителя создать в классе соответствующую атмосферу, когда школьники испытывают желание делиться, не боятся проявить инициативу и находят для необходимого общения различные способы.
Как и предполагала Анна Сергеевна, ее положительная реакция на письмо и последующий разговор с Олей после уроков несколько сняли остроту ситуации: ученица почувствовала заинтересованность учителя в ее проблемах, готовность поддержать. Но эффект от такого разговора, конечно, временный. Действенную помощь в данной ситуации может оказать индивидуальное внимание к школьнице, благодаря которому она почувствует свою значимость для людей. Учительница старалась обращаться к ней с маленькими просьбами (полить цветы, повесить на стенд сочинения, нарисовать иллюстрации к уроку и т.п.). Такие просьбы возникали без нарочитого пафоса, а как бы между прочим. Чем естественнее они звучали, тем охотнее за них бралась девочка. Постепенно состояние Оли пришло в равновесие, она помирилась с подругами, заключила перемирие с родителями, что сделало ее представление об окружающем мире не таким мрачным.
Внимание! В подобных ситуациях особенно важно дождаться инициативы от ребенка, так как прямое вмешательство педагога, навязчивые вопросы по типу «что с тобой происходит в последнее время?» могут дать обратный эффект – школьник замкнется в себе, побоявшись грубого вмешательства в личную жизнь. Но создание условий для доверия со стороны учеников полностью в руках педагога. Ведь школьники захотят говорить только с тем учителем, в котором они увидят человека, а не социальную роль. И вспоминать об этом надо не в момент кризиса ребенка, а занимать такую позицию изначально, чтобы потом не было поздно.
Между двух огней
Надя – способная и внутренне глубокая девочка. Но на ее душевное состояние тяжело влияет обстановка в доме: распространенная ситуация, когда семью бросает отец, а мама, оставшаяся с двумя детьми, превращается в комок нервов, была налицо. Надя ощущала себя в роле Золушки, постоянно конфликтовала с мамой, сбегала из дома. На учебе это, конечно, тоже неизбежно отразилось – девочка много пропускала, приходила неготовой к урокам.
Классный руководитель, Вера Анатольевна, считала, что в таких ситуациях надо разбираться совместно – с учениками и их родителями. Но взаимоотношения с Надей и ее мамой у учительницы складывались по-разному: мама на контакт шла неохотно, виноватой признавала только Надю. Девочка, наоборот, стремилась поделиться с учительницей проблемами, тянулась за сочувствием и помощью. Но индивидуальные беседы давали лишь временный эффект: Надя успокаивалась, настраивалась на примирение, но, видимо, когда она возвращалась домой, это хрупкое равновесие быстро рушилось.
Ситуация осложнилась появлением еще одного человека. Вместо родителей на собрание стал приходить друг семьи. Позже из разговора с Надей учительница узнала, что этот молодой мужчина – жених школьницы, у которого она теперь живет. Он приехал из другого города, старше ее на десять лет. Мама в зависимости от настроения относится к переезду Нади то негативно, то равнодушно, но никакой власти над ситуацией не имеет.
С точки зрения педагога, такой ход событий опасен для шестнадцатилетней девушки, учащейся в одиннадцатом классе гимназии и обладающей неуравновешенным складом психики. Резкий переход из детской жизни во взрослую, со всеми ее проблемами, бытовыми заботами, – не самая благоприятная ситуация для такого переломного момента в жизни, как окончание школы. Но, с другой стороны, Вера Анатольевна наблюдает за поведением Нади и не может не признать, что появление близкого, заботящегося о девушке человека влияет на нее скорее положительно.
Педагог после многократных разговоров со своей ученицей и отдельным разговором с женихом, которому она разъяснила всю сложность ситуации, выбирает позицию принятия (хотя некоторые учителя школы настроены по-другому). И, как показали дальнейшие события, – делает правильный выбор: принятие ситуации любимым учителем сказывается положительно на самочувствии Нади, она постепенно становится спокойнее, школьные дела потихоньку налаживаются.
Внимание! Тема взаимоотношений полов для взрослеющих школьников актуальна и значима. Вмешательство в их личные проблемы может оказаться неуместным и болезненным для них. Особенно тяжелыми бывают ситуации, когда личные отношения старшеклассников идут вразрез с семейными. Учителю, оказавшемуся на пересечении желания ребенка и мнения его родителей или принятых в обществе норм, необходимо занять позицию, способствующую стабилизации психологического состояния школьника и поиску компромисса.
Границы сближения
Юля подошла к Марии Викторовне с просьбой о послеурочных беседах. Первый разговор был связан с реальной проблемой. Девочка сильно поссорилась с мамой и очень переживала по этому поводу, помириться не удавалось. Она обратилась к учителю за советом, поскольку сама решить проблему не могла, наоборот, ситуация становилась все хуже.
Учительница выслушала Юлю, успокоила, объяснила, что такие конфликты случаются не только у нее и при желании можно все уладить. Кроме того, она постаралась помочь девочке: дала конкретные советы – что сказать маме, как к этому разговору подготовиться, в какой обстановке его провести. Юля сделала все так, как посоветовала Мария Викторовна, – и помирилась с мамой.
Ситуация произвела сильное впечатление на девочку. Особенно ее поразило, что педагог не только отнесся к ней с таким пониманием и сочувствием, которых подросткам так часто не хватает, но и дал мудрые и правильные, точные советы, помог найти пути решения проблемы. В результате доверие к учителю укрепилось и даже более того: Мария Викторовна в глазах своей ученицы оказалась самым чутким и понимающим, близким ей человеком, стала для нее чем-то вроде идеала.
Постепенно потребность в таких беседах стала приобретать несколько навязчивый характер. Юля начала стремиться к разговорам с педагогом все чаще, инициировала индивидуальные беседы, писала записки с рассказами о своих проблемах и просьбами поговорить, звонила и даже приходила к учительнице домой. Все чаще вопросы и темы для обсуждения носили не проблемный, а экзистенциальный характер. Старшекласснице нужно было постоянное присутствие в жизни значимого для нее взрослого, который помогал бы ей в решении различных внутренних проблем: поиске себя, определении своего места в мире и т.п.
Разумное и безболезненное регулирование сложившейся ситуации стало непростой задачей для учительницы. Теперь от нее требовалось не только идти навстречу Юле, быть открытой для диалогов, но и направлять это общение в нужное русло: ограничивать его определенными временными рамками, гармонизировать эмоциональное состояние старшеклассницы, помогать определиться в соотношении проблем реальных и выдуманных. Марии Викторовне удалось остаться для девочки другом, но в то же время удержать необходимую дистанцию.
Внимание! На самом деле такие ситуации – совсем не редкость в педагогической практике. Поэтому умение учителя устанавливать границы неформальных бесед со школьниками, обозначать рамки своей личной жизни, объяснять право на выбор общения либо отказа от общения в той или иной ситуации так же важно, как и создание атмосферы доверия и открытости.