Идеи
Работа с родителями
Юлия Каспарова ,
г. Харьков, Украина
г. Харьков, Украина
Собрание для пап
Привлечение отцов к школьной жизни
С мамами учеников классному руководителю работать проще: они охотнее идут навстречу в любых учительских начинаниях. Отцы – редкие гости на родительских собраниях. Не так-то просто бывает заручиться их поддержкой и помощью в деле воспитания собственных детей, но попробовать все-таки стоит. Конечно, на призывы откликнутся далеко не все папы. Однако даже несколько активистов смогут оказать неоценимую помощь.
Приглашение на собрание
Итак, попробуем представить, каким может быть тематическое родительское собрание, посвященное обмену отцовским опытом. Для начала педагогу придется обзвонить всех родителей учеников, приглашая к телефону именно пап, и сообщить им, что темой ближайшего родительского собрания будет «отцовское воспитание». Их важно предупредить, что планируется выступление особо заслуженного папы, который согласился поделиться своим опытом. А еще на собрании можно будет услышать полезную практическую информацию, интересные советы и рекомендации, узнать много нового о своих детях. И напоследок хорошо бы заручиться обещанием папы непременно прийти. Его выполнят не все отцы, но многие просто не смогут отказаться. Одним словом, иногда для достижения цели все средства хороши.
Кроме того, можно передать через учеников всем папам персональные приглашения, напечатанные на компьютере и обязательно именные. Такое личное, уважительное обращение заставит их отнестись к предстоящему собранию более ответственно. В приглашении стоит расписать предполагаемую программу мероприятия, добавив «изюминку» в виде, например, психологического тренинга для родителей или консультации психолога. Важно, чтобы время начала собрания было удобно для пап. Конечно, приветствуется присутствие на собрании и мам тоже.
Подготовка к собранию
Теперь, когда папы приглашены, нужно постараться подготовиться к собранию так, чтобы оно прошло действительно интересно и принесло определенную пользу. Прежде всего, договоритесь с кем-то из пап о выступлении. В любом классе, даже там, где в целом в семьях не слишком благоприятная обстановка, найдется хотя бы пара успешных семей, в которых царит любовь, уважение и взаимовыручка. Попросите главу такого семейства подготовить к собранию небольшое выступление, поделиться собственным опытом, рассказать о своих взглядах на воспитание. Объясните, что совсем не обязательно готовить какую-то официальную речь. Напротив, пусть это будет что-то совершенно неформальное, простое и искреннее.
Затронуть можно темы, которые волнуют большинство родителей: отношение к учебе, здоровье, сквернословие, курение, пристрастие к компьютерным играм, внешний вид, половое воспитание и т.п. Если вам удастся заручиться поддержкой сразу нескольких пап – еще лучше! Тогда вы сможете предложить им темы на выбор. И каждый расскажет о том, что ему ближе, с чем лучше удается справляться. Например, у одного папы хорошие, дружеские отношения с сыном. Пусть поделится с другими родителями, как ему это удается. У другого отца сын серьезно занимается спортом. Этот папа наверняка сможет рассказать о тех видах спорта, которые лучше всего подходят подросткам, и о том, как добиться от ребенка серьезного отношения к своим увлечениям. Может, в какой-то семье папа и дочь увлеченно собирают коллекцию? А кто-то хорошо разбирается в современной молодежной музыке? Тоже отличная тема для разговора. Одним словом, у каждого найдется чем поделиться.
Возможные формы общения
Дискуссионный клуб
Довольно частая ошибка классного руководителя в общении с родителями учеников – чрезмерная серьезность и официальность. Люди устали от официальности, они истосковались по живому человеческому общению. Имеет смысл попытаться сделать общение с родителями более непринужденным. Как вам нравится идея дискуссионного клуба? Собираемся, например, один раз в 2–3 месяца (это же не слишком сложно, правда?) и обсуждаем наболевшие проблемы. Хорошо бы и с чаем-кофе-печеньем, чтобы расслабиться, снять напряжение. Для пап это особенно актуально. Уставший после работы и, скорее всего, голодный мужчина – не лучший собеседник.
Было бы неплохо, заручившись помощью школьного психолога, проводить на собраниях клуба тренинги и ролевые игры. Все это сослужит родителям хорошую службу, повысив их психологическую грамотность и творческий потенциал. И, конечно, укажет новые пути решения проблем, связанных с воспитанием подрастающих детей. Да и сплоченнее будет класс. Чем дружнее между собой родители учеников, тем больше возможностей для общественной и культурной жизни у класса в целом.
Тематический лекторий
«Отцовское» собрание – хороший повод попытаться внедрить в жизнь класса одно отличное начинание. Почему бы не устроить классный лекторий? В нем с определенной регулярностью (например, раз в 2 недели) могут проходить тематические лекции для учеников. А проводить эти лекции будут родители, в том числе и наши замечательные папы.
Темы лекций обсуждаем на собрании, каждый желающий папа (и мама) берет себе ту тему, которая соответствует его интересам. Есть папы – системные администраторы. Они смогут рассказать ребятам много интересного о компьютерах, программах, сетях, Интернете, защите от вирусов, программировании. Такая тема заинтересует практически всех ребят. Они смогут задать интересующие их вопросы, а папа почувствует свою значимость. Приятно ведь, когда на тебя смотрят как на гуру. Но здесь важно коснуться и отрицательных сторон такого в целом полезного изобретения, как компьютер. Это и опасности для здоровья, связанные с чрезмерным сидением за монитором, и болезненное увлечение компьютерными играми, и психологические проблемы погружения в виртуальный мир, и замена живого общения на дистанционное.
Музыкальные пристрастия
А еще папы могут говорить с детьми о музыке. Просто рассказать ребятам о тех группах и музыкантах, которые нравились в юности. Принести с собой их записи и послушать вместе с подростками. Предложить им познакомиться со старыми пластинками «Дип Перпл», «Битлз» или «Лед Зеппелин». Наверняка многие ребята вообще никогда в своей жизни не слышали виниловых пластинок. Поколение, выросшее на дисках… Вот и еще повод для экскурса в историю. А потом пусть ребята расскажут о своей любимой музыке. Может быть, кто-то из них под влиянием такого собрания разделит увлечение родителей. Как сказал один знакомый папа, «если наши дети слушают «Кино» и «ДДТ», значит, еще не все потеряно…».
Спортивные увлечения
Не редкость, когда папы весьма увлекаются футболом или хоккеем. Собирают целые команды энтузиастов и с удовольствием предаются любимой игре. Почему бы не попытаться вместе с таким папой устраивать воскресные футбольные матчи с участием ребят? И девчонки непременно поучаствуют. Пусть такие матчи будут проходить не часто, пусть всего несколько раз. Но ведь какой простор для общения! Вообще, любой папа, увлекающийся спортом, станет хорошим собеседником для ребят. Особенно если папа, скажем, альпинист, или яхтсмен, или дайвер, или занимается одним из восточных единоборств.
А может, кто-то из пап – участник пейнтбольной команды? И сможет организовать игру для всего класса?
Рост авторитета
Или автомобили. Какая захватывающая тема для мальчишек! Наверняка в классе найдутся папы, которые смогут об этом много рассказать. Одним словом, тем, на которые интересно будет поговорить ребятам, очень много. Обратите внимание, что подобные выступления пап в классном лектории будут положительно влиять не только на слушателей и самих лекторов. Авторитет сына или дочки такого отца непременно вырастет. Ведь вот оказывается, какой у Саши (Димы, Вики...) папа крутой! А мы и не знали. И конечно, авторитет отца вырастет в глазах самого ребенка. Он сможет взглянуть на своего «предка» совсем иначе, станет гордиться им.
Роль отца
А еще на «отцовском» родительском собрании стоит поговорить о самих папах и об их роли в воспитании детей.
Что же должен уметь настоящий отец?
• оградить ребенка от опасностей;
• внимательно выслушать;
• радоваться успехам ребенка;
• дать полезный совет;
• научить делать правильный выбор;
• твердо критиковать за неблаговидные поступки;
• быть великодушным, справедливым и чутким;
• следовать правилам, которые он прививает ребенку.
«Трудные» папы
Папа – сильный и мудрый друг. Это вариант идеальный. Но бывают ситуации, когда родители (в частности, папы), сами того не понимая, своим поведением или какими-то особыми привычками весьма смущают собственных детей. Дети начинают стесняться своих родителей. Мы как-то привыкли, что бывают «трудные» дети. А сколько их – «трудных» родителей!
По этому поводу хочется привести отрывок из книги замечательного психолога В.Леви «Нестандартный ребенок». Там очень красочно описывается именно такой папа. И то, как наши слова порой превращаются для детей в самый настоящий гипноз и внушение. Может, стоит прочитать этот фрагмент прямо на родительском собрании? Без всяких намеков и конкретики, просто как повод для размышлений…
Спортивный крутой мужчина Вольдемар Игнатьевич Головешкин повсюду появляется не иначе как с рюкзаком. С рюкзаком на работу. В театр тоже с рюкзаком – заядлый турист. Уже чего-то за спиной не хватает, если без рюкзака, и руки всегда свободны для текущих дел. Все это бы ничего – и жена приспособилась, рюкзак так рюкзак…
Только вот сын Вольдемара Игнатьевича, пятиклассник Валера Головешкин, с рюкзаком по примеру папы ходить не желает. И стесняется своего папы, когда он является с рюкзаком в школу. А папа-то думает, что для сына подарок – поехать вместе домой...
– Головешка, а вон твой папец!
– Головешка, а чего твой папец с рюкзаком? Он турист, да? Или интурист? – любопытствует Редискин, въедливый приставала.
– Альпинист, – бурчит Головешкин, краснея. И тут же понимает, что зря он спорол эту ерунду.
– Альпинист! Иди врать-то! Альпинисты в горах живут.
– На Эверест ходит. Килимандж-ж-жаро, – мечтательно комментирует классный конферансье и всезнайка Славка Бубенцов. – Пр-р-рошу записываться на экскурсию...
Всё. Прилипла еще одна кличка.
Головешкин мало что всегда был Головешкой, теперь еще и Килиманджаро, отныне и вовеки веков! Килиманджаро – хвост поджало... А через неделю пришлось ему стать просто Килькой.
– Килька, а твой опять с рюкзаком. Опять на Ересвет свой собрался?
Идет следствие по поводу изрезанного в клочки рюкзака, останки которого обнаружены уборщицей Марьей Федотовной на соседней помойке.
– Ты меня ненавидишь, – тихо и проникновенно говорит Вольдемар Игнатьевич, неотрывно глядя сыну прямо в глаза. – Я знаю, ты меня ненавидишь. Ты уже давно меня ненавидишь. Ты всегда портишь самые нужные мои вещи. Ты расплавил мои запонки на газовой горелке. Это ненависть, настоящая ненависть. А что ты сделал с электробритвой? Вывинтил мотор для своей... к-кенгуровины!.. (Так Валера назвал неудавшуюся модель лунохода.) Теперь ты уничтожил мой рюкзак. Т-такой рюкзак стоит ш-ш-шестьсот рублей. Ты меня ненавидишь... Ты меня всю свою жизнь ненавидишь...
«Гипнотизирует, – с тоской понимает Головешкин, не в силах отвести взгляда. – Гипнотизирует... Как удав из мультфильма... Вот только что не ненавидел еще... нисколечко... А теперь... Уже... Не... На... Ви...»
– НЕНАВИ-И-ЖУ!!! – вдруг кто-то истошно выкрикивает из него, совершенно без его воли. – Дд-а-а-а!!! Ненави-и-ижу!!! И рюкзак твой!! Ненавиж-ж-жууу!!! И за... И бри... И Килиманджа-жж... He-нави!.. Нена... Не-на-на...
Конец у этой истории такой. У мальчика развился сильный тик и заикание, особенно в присутствии взрослых мужчин, нежелание учиться, непослушание. Психотерапевт смог ему помочь. А параллельно попросил папу… избавиться от рюкзака.
Так что впору пожелать всем родителям тоже освободиться от всяких там «рюкзаков», которые вольно или невольно стоят между ними и их детьми. А всем учителям – побольше юмора, оптимизма и веселого, искреннего творчества и сотворчества с родителями. Тогда не только мамы, но и папы с удовольствием подтянутся к вашему теплому и доброму огоньку.