Идеи
Внеклассное мероприятие
Лидия Бояршинова ,
педагог-психолог, НР МОУ «Салымская СОШ № 1», пос. Салым, Тюменская область, ХМАО–Югра
педагог-психолог, НР МОУ «Салымская СОШ № 1», пос. Салым, Тюменская область, ХМАО–Югра
Опора всей жизни
Проектирование Недели семьи
Провести Неделю семьи можно как в масштабе школы, так и в отдельно взятом классе. Организовать несколько мероприятий, объединенных общей темой и предполагающих сотрудничество детей с родителями, стоит независимо от календаря и официального Дня семьи. Главный смысл этого периода не только совместная деятельность, но и осознание базовых ценностей семьи. Даже ребята из неблагополучных семейств смогут принести потом эти ценности в семьи, которые создадут в будущем.
Семья – это общество в миниатюре, от
целостности которого
зависит безопасность всего большого
человеческого общества.
Ф.Адлер
От идеи – к мероприятиям
Уже два года подряд в рамках проектирования безопасной образовательной среды в школе мы организуем и проводим Неделю семьи. Ее цель – предупредить влияние на ребенка неблагоприятных социальных факторов, помочь детям найти поддержку в семье, улучшить взаимоотношения. Идея проведения недели возникла не случайно. Известно, что условия семейного воспитания предопределяют жизненный путь ребенка, причем самое сильное воздействие оказывает внутрисемейная атмосфера в целом.
Каждая неделя имеет свою особую тему, которая раскрывается в мероприятиях, проводимых для детей и их родителей. При проектировании Недели семьи мы следуем определенному алгоритму (по материалам Н.В. Пилипко, М.Ю. Чибисовой):
1. Определить идею недели.
2. Сформулировать тему недели и родительского собрания.
3. Сформулировать цель, задачи недели и родительского собрания.
4. Осмыслить, какая информация необходима для родительского собрания и каким образом ее можно получить (опрос, анализ наблюдений, бесед).
5. Определить содержание недели, ее конкретные мероприятия.
6. Продумать, каким образом наладить взаимодействие с родителями в ходе недели.
Проектируя Неделю семьи, мы ставили перед собой цель не просто изучить внутрисемейный климат, но и найти ответы на вопросы: «Как дети относятся к своей семье? Какие отношения у них складываются с членами семьи? Что такое дом для ребенка и чем он для него является?» Ответы на эти и другие вопросы служат темой для разговора с родителями на собрании, которое является завершающим мероприятием каждой недели.
В итоге основные принципы проектирования Недели семьи в нашей школе выглядят так:
• Основная идея недели выражается в названии. Оно должно быть сформулировано так, чтобы вызвать интерес у детей и родителей и желание участвовать в событиях недели.
• Мероприятия недели должны иметь определенную смысловую направленность, отражать в конкретных формах выбранную идею.
• Тематические мероприятия могут проводиться как с детьми и родителями определенного класса или группы детей, так и со всеми детьми и родителями школы.
• Неделя должна завершаться общим родительским собранием, на котором подводится итог всей недели.
От слов – к ценностям
В нашей школе сложились разнообразные формы работы с родителями: фотогазеты, выставки, акции, опросы, анкетирование, детско-родительские игры и тренинги, семейные гостиные, ролевые игры, классные часы, конкурсы рисунков, стихов, поделок, стенгазет, сочинений, семейных альбомов, конференции, круглые столы, пикники и т.д. Все они активно используются при организации и проведении Недели семьи.
Первая семейная неделя у нас прошла под названием: «Как построить мир в семье?». Она нашла отражение в следующих мероприятиях:
• Опрос «Что такое счастливая семья?»
• Диагностическая игра «Почта».
• Страница семейной истории «Как меня называют дома?»
• Выставка «Колыбельная песня моего детства».
• Фоторепортаж «Я и моя семья».
• Родительское собрание «Как построить мир в семье?»
• День открытых дверей для родителей.
Проектируя Неделю семьи на эту тему, мы ставили задачу поддержать у родителей и детей представление о том, что мир в семье – главное условие благополучия, счастья и здоровья всех членов семьи. Круг основных идей, обсуждаемых на разных мероприятиях, а затем на итоговом родительском собрании, строился вокруг темы мира.
Мы редко задумываемся над значением привычных слов: мир, семья. Мир на земле, мир в стране начинается с мира в семье. Каждый человек почти всю жизнь проводит в семье: сначала в родительской, потом в своей собственной, а затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются заботы, обязанности. Семья – это школа любви для взрослых и детей. В семье люди становятся личностями, особенными и неповторимыми. Семья – это особый микроклимат. С близкими людьми в семье ребенок испытывает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Чтобы построить и сохранить мир в семье, нужно понять, есть ли мир во внутреннем пространстве ребенка.
«Дом, в котором я живу» – это тема второй Недели семьи, целью которой было формировать представление о доме как основе взаимопонимания, контактности и уважения людей друг к другу. Что такое дом для каждого из нас? Это место, где мы можем: побыть наедине с собой, встретиться с родными и близкими, совершать трапезу, спать и отдыхать.
Дом для человека – место, где он находит покой, приют и пристанище до тех пор, пока длится его земное существование. Думая о бездомных людях, о тех, кто живет в приюте или на улице, или о беженцах, живущих во временных лагерях, мы осознаем, какое это счастье – иметь дом. «Худо тому, кто живет в чужом дому», – замечено в народе.
• Мероприятия этой недели были посвящены родному дому детей:
• Выступление театральной студии для родителей. Инсценировка сказки «Последыш».
• Опрос родителей «Стили родительского поведения».
• Проективный рисунок «Дом, в котором я живу».
• Коллаж «Цветочная клумба» на тему «Моя семья».
• Анкета для учеников «Как мы общаемся дома».
• Проективный рисунок «Дом, который построю я».
• Акция для родителей «Мудрая мысль о воспитании детей».
• Родительское собрание «Стиль семейного воспитания».
• Встреча с инспектором комиссии по делам несовершеннолетних.
Результат от проведения Недель семьи очень ощутимый. Отношение родителей к школе изменилось, стало более заинтересованным. Среди учеников утвердилось более глубокое и серьезное отношение к семейным ценностям. Да и общая атмосфера в школе стала более дружественной, теплой, чувствуется улучшение взаимопонимания.
Замечательно сказала доктор психологических наук Лидия Шнейдер: «Семья – это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявления власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, – ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью».