Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2009

Идеи

Cамоопределение

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Недетские проблемы

Как неудачи взрослых отражаются на учебе детей

Классные руководители по-разному относятся к организации работы с родителями. Одни считают ее излишней, никому не нужной нагрузкой. Другие уверены, что именно с нее нужно начинать работу с классом. Однако опыт показывает: классный руководитель, который уважаем детьми, не менее уважаем и их родителями и опекунами. Правда, добиться настоящего уважения взрослых бывает иногда очень трудно.

Продуктивное образование

В разных странах мира более тридцати лет существуют образовательные учреждения, в которых учатся молодые люди, бросившие обычные школы. В Америке такие проекты называются «Город как школа», в Европе – «Продуктивное образование». Юноши и девушки 15–18 лет приходят туда не для того, чтобы сидеть за партами: большую часть времени они проводят не в стенах школьного здания, а на рабочих местах в городе. Ребята становятся подмастерьями в магазинах и больницах, на фабриках и заводах, в маленьких фирмах и огромных офисах. Взрослые принимают их, обучают тонкостям профессий. Приходя в школу, молодые люди добывают знания, в которых почувствовали необходимость во время работы.

Год назад у меня была возможность посетить ряд проектов продуктивного образования в Берлине, поприсутствовать во время приема в школу, побывать на занятиях рабочих местах, поговорить с ребятами и педагогами.

Довольно скоро выяснилось, что среди учеников почти все – из так называемых сложных семей. Количество трагедий, обрушившихся на меня в рассказах детей и взрослых, превысило все ожидания. У одного дядя, который был лишь на несколько лет старше этого юноши, покончил с собой. У другого родители потеряли работу и не имеют средств к существованию. У многих мама и папа развелись, завели новые семьи, а о детях из первых семей просто забыли.

Каждый молодой человек пришел в продуктивное образование со своей болью. Не по злому умыслу ребята бросали школу – они просто не могли справиться со всеми трудностями, которые им преподнесла жизнь. Сначала это отражалось на учебе: они становились раздражительными, не хотели слушать учителей, старались привлечь к себе внимание взрослых подростковой агрессией, нигилизмом. Учителя из их бывших школ не выдерживали такого поведения и отношения к учебе, им начинали ставить плохие отметки. И тогда ребята принимали решение прекратить обучение вовсе, а многие убегали и из дома: быть каждый день неуспешным не хочет никто; лучше жить на улице, чем в ненависти и безразличии.

Бросив школу, уйдя из дома, эти ребята узнали жизнь не с самой лучшей стороны. Многие начали принимать наркотики, некоторые попали в криминальные структуры. Но все они остались обманутыми детьми, с надеждами и мечтами. И когда немного повзрослели, стремление к нормальной жизни взяло верх.

Во время первого собеседования, когда педагоги задавали им массу вопросов (ответы каждого – предельно честные, как на приеме у врача), становилось ясно: молодые люди не доверяют взрослым. В их глазах читалось: «Кто ты, учитель? Сумеешь ли понять меня? Мне нужна помощь, мне страшно, я надеюсь на тебя». Принимали всех, кто был честен, даже если ребята открыто признавались в том, что принимают наркотики.

А потом начиналась кропотливая, трудная работа педагогов. Главное в ней – терпение, желание понять своих учеников, а не осуждать их поведение. Не пришел на занятия? Прогулял практику? Прежде всего, стоит узнать, что же случилось. А потом – встретиться и поговорить. И снова поговорить. И снова поверить. И помочь найти интересное место практики, объяснить работникам-мастерам, как важна их помощь и участие для пришедших к ним учеников-подмастерьев…

Около 90% пришедших в продуктивное образование молодых людей через два года успешно заканчивают общеобразовательную школу, сдают выпускные экзамены. Многие к этому времени уже находят себе место для постоянной работы.

В Германии не принято проводить мероприятия с родителями учеников, в большинстве школ они считаются абсолютно излишними. Но в Проективном образовании именно с этого начинается вся работа. Родители приглашаются на собеседования, проводятся вечера, неформальные встречи. Учителя и родители очень хорошо знакомы, они могут говорить друг с другом абсолютно откровенно – о самых сложных ситуациях, в которые попадают ученики. Молодые люди, которые хотят вернуться в цивилизованный мир, порой сталкиваются с очень серьезными проблемами: вырваться из молодежных банд, из групп наркоманов или алкоголиков очень сложно. Помочь им могут только понимающие друг друга взрослые.

Наедине со своими проблемами

Таких школ в России до сих пор нет. Но это вовсе не значит, что у наших детей не существует похожих проблем, причем возникают они задолго до совершеннолетия.

Семейные неурядицы – одна из наиболее значимых причин их появления, и об этом известно каждому учителю, каждому классному руководителю. Порой кажется, что с ребенком все в порядке: в школу ходит исправно, на уроках тихо сидит, на переменах никого не обижает. И вдруг – скандалы, слезы, драки. И везде заводила – наш добрый и хороший тихоня.

Интервью друг для друга: учителя пытаются понять, что за дети к ним пришли;
ученики задумываются, смогут ли педагоги помочь им справиться с проблемами…

Что случилось? Говорят, что ребенок «испортился». Но, даже глядя на испортившиеся продукты, мы ругаем не их, а себя: вовремя в холодильник не положили, вот и результат. Почему же, наблюдая за резкими переменами в поведении наших учеников, мы часто во всех бедах виним только их? Да и смысла в таких обвинениях нет никакого.

В то же время, стоит только внимательнее присмотреться, найти время для неспешного разговора с ребенком и с его родителями, как причина такого разительного изменения поведения проясняется.

Не рассматривая все возможные семейные проблемы, остановимся на самой распространенной: развод родителей. Ребенок в это время чаще всего скрывает то, что происходит дома, даже от своих друзей, а значит, остается наедине со своей болью, ощущает себя потерянным и никому не нужным. Возникающее непонимание часто перерастает в злость, раздражение. Почему именно его родители решили расстаться? Неужели они не любят друг друга? Значит, и его не любят? Поток трудных вопросов остается без ответа. Тяжелые мысли отвлекают от учебы, от друзей.

Если классный руководитель не пытается понять причины изменения поведения ученика, он не сможет помочь молодому человеку. В эти моменты слишком велика вероятность того, что ему «поможет» кто-то другой. К несчастью, этим другим чаще всего оказывается оказавшаяся поблизости компания асоциальных подростков. Они легко привлекают новичка: да-да, взрослые их не понимают, они нужны только друг другу, они смогут сделать друг друга по-настоящему счастливыми… Тупик.

Как помочь?

Я поняла, как важно знать о том, что происходит у моих учеников дома, только после нескольких лет работы в школе. Сначала думала, что не мое это дело, что главное – следить за их отметками и сообщать родителям об учебных успехах и неуспехах. А потом…

…Один ученик из моего класса изменился в одночасье: из общительного мальчика превратился в замкнутого буку. Другой, наоборот, «потерял тормоза» – его агрессия по отношению ко всем окружающим не только раздражала, но и пугала. Третий, четвертый, пятый…

И каждый раз я вызывала родителей, пыталась делать выговор, мол, плохо следят за своими детьми, а через некоторое время узнавала, что семья распалась, что в семье наступило трудное время.

Мама юноши пришла в школу, чтобы рассказать о том, в какую беду попал ее сын; учитель внимательно слушал пятнадцать минут и мама приняла решение – она уходила из школы совсем другим человеком…

И тогда появилось правило, которое выручало не раз: прежде чем выговаривать родителям, спроси, что происходит в их жизни; и обязательно дождись ответа. Иногда такие беседы занимали много времени, устанавливалась дружба с родителями моих учеников – только тем, кому доверяешь, можно рассказать о семейных проблемах. Доверие нельзя заработать, поговорив на ходу и отмахнувшись: «Извините, мне некогда!»

Доверие возникает медленно, порой даже мучительно. Но самое удивительное (и важное для классного руководителя!) то, что начинают друг другу доверять люди не в беде, а в радости. Именно поэтому стоит следовать и другому правилу: найти контакт с родителями учеников нужно как можно раньше.

Способов для этого множество: и интересные родительские собрания, и веселые состязания между учителями, родителями, учениками, и индивидуальные беседы. Чем больше таких методик в арсенале классного руководителя, тем больше у него шансов на взаимопонимание с родителями учеников. Родители всегда остаются значимыми людьми для своих детей. Об этом учителя не должны забывать.

Фото автора

TopList