Живые истории
Работа с учениками
Леонид Нургалеев ,
заслуженный учитель России, к.п.н., директор ПУ «Самородок», г.Нижний Тагил, Свердловская обл.
заслуженный учитель России, к.п.н., директор ПУ «Самородок», г.Нижний Тагил, Свердловская обл.
Тревожный звонок
Проблемы трудных подростков
Порой вмешательство учителя или директора способно не просто уберечь от беды, но и повлиять на судьбу подростка. Но это возможно, только если педагог внимательно изучает причины, истоки ситуации, а не судит о ней по первому впечатлению, не поддается внешнему давлению со стороны тех, кто торопится обвинить ребенка.
Вечером в кабинете раздался звонок. Мне нравится это время. Сотрудники разошлись по домам, тишина, есть возможность спокойно поработать с литературой, письмами, приказами и иными материалами. Обычно в вечерние часы никто не беспокоит, не отрывает от работы. И вдруг – звонок… Прокуратура, дознаватель И.А. Зайцева (условно). Просьба направить кого-нибудь из педагогов для участия в дознании несовершеннолетнего Волкова Игоря (условно). Ввиду отсутствия педагогов отправляюсь сам.
Небольшой мрачный кабинет, на столе дознавателя настольная лампа, ворох бумаги (наверно, необходимой, если не выброшена в урну). За столом молодая женщина в форме юриста, в очках (скорее для солидности); приставной стул, на котором, ссутулившись, сидит хрупенький мальчуган. Около двери – два стула, так неуютно стоят, не вписываясь в казенный интерьер.
Представившись, присаживаюсь на один из стульев, любезно предложенных мне юристом. Стараюсь вникнуть в суть проблемы по тем вопросам, которые дознаватель задает мальчугану, так как никто в этой аудитории не посвятил меня в историю вопроса.
Атмосфера кабинета, менторство чиновника, угрожающая тональность монолога, сгорбленная молчаливая фигура подростка, раскрасневшаяся представительница органов надзора… Так долго не могло продолжаться в моем присутствии.
Нарушив эту картину своим вмешательством, очень корректно попросил юриста оставить нас с Игорем вдвоем (после определенного словесного воздействия на ее уставшую психику мы остались в тишине). Незначительная смена декораций: выключена настольная лампа, сидим друг напротив друга, мои руки на плечах «преступника», непринужденность речи, спокойный взгляд, взаимное представление друг другу… Узнав, что я директор «Самородка», мальчик сказал: «А я хотел после девятого класса поступить к вам на радиомеханика». А в глазах такая боль…
– Почему хотел, что передумал?
– Нет, теперь меня в тюрьму посадят.
– Тебя? За что? Ты что же, преступник?
– Тетенька говорит так!
– А ну-ка, Игорек, давай-ка все по порядку, а то я что-то ничего не понимаю!
Вот так незатейливо он поведал мне о своем горе.
История Игоря Волкова
Учащийся 8-го класса Игорь проживал в частном секторе нашего города вдвоем с бабушкой. Сирота, родители развелись, когда мальчику было 6 лет. Отец уехал на север, а мама после трех лет болезни умерла. Помощи ждать было неоткуда. Так с 3-го класса он стал опорой для единственно близкого человека – бабушки. Носил из колодца воду, колол дрова, копал огород, полол, окучивал – да разве же перечислишь все дела при таком хозяйстве. Бабушка ласково называла внука кормильцем. В школе, где учился Игорь, к нему относились как к середнячку, близких друзей не было. Некогда ему было водиться с «пациками». Дел по дому много. А еще – книги. Очень любил читать книги о смелых сильных людях, путешественниках. Особенно нравились рассказы и повести Джека Лондона.
Беда подступила, когда Игорь закончил 8-й класс. Однажды, вернувшись из школы, он застал бабушку Симу лежащей на грядках с тяпкой в руках.
«Скорая помощь» увезла бабушку в больницу, соседка объяснила Игорю: «У Серафимы инсульт».
Так в 14 лет подросток на полтора месяца остался один на один со всеми проблемами, без денег. От голода спасал огород (редиска, зелень, прошлогодний картофель) соленья, да соседка, Василина Аркадьевна, раз в день приносила банку козьего молока и хлеба. Накануне каникул выписали бабушку из больницы. Вроде бы все наладилось, только врачи категорически запретили бабушке заниматься трудом. В сентябре все повторилось, как в кино. Вернувшись с экскурсии (весь 9-й класс ходил на экскурсию в музей изобразительного искусства), Игорь застал бабушку на ступеньках крыльца. Она пыталась подняться, да только ноги ей отказали. Диагноз врачей – повторный инсульт. Мест в больнице свободных нет, лечение на дому. Пять рецептов на лекарства и напутствие: «Держись паренек, ведь ты мужчина!».
В аптеке Игорю назвали стоимость лекарственных препаратов. Денег хватило только на капельницы. Медсестра, приходившая домой, сообщила, что одних капельниц недостаточно, нужен целый комплекс из числа прописанных лекарств.
Подросток обращается к провизору близлежащей аптеки с просьбой выдать ему эти лекарства в долг: «Тетенька, я обязательно заплачу с первой же получки!»
Сердобольная служащая фармацевтики отправляет его к заведующей аптекой. То, что услышал в ответ парнишка, трудно передать посредством «великого и могучего…».
Безысходность, граничащая с желанием спасти бабушку, – мотив его следующего шага.
Ночью, разбив витрину аптеки, Игорь старался в наволочку сложить лекарства, задержался по причине того, что пытался читать этикетки, чтобы хоть что-то попалось из нужных лекарств.
Сторож, пожилой мужчина в форме охранника, с большим запозданием уловил сквозняк. А когда увидел, что разбито стекло в провизорской комнате, вместо того, чтобы нажать охранную кнопку, закричал: «Стой, стрелять буду!» Из чего?
Защищая наволочку с лекарствами, малолетний преступник бросил в охранника попавшийся предмет (им оказалась пепельница), проломив ему череп.
Мальчика задержала группа ППС, обходившая эту территорию.
После моего вопроса дознавателю, почему подросток доставлен в прокуратуру, а не в милицию, выяснилось следующее.
Увидев рану на голове, бездыханное тело охранника, сотрудники милиции констатировали факт убийства. Мальчика поместили в «обезьянник» РОВД, а к обеду следующего дня передали дело в прокуратуру.
Голодный, уставший, на нервном срыве, переживая за бабушку, мальчишка ушел в себя.
В течение получаса выясняется, что охранник жив. После оказания первой помощи (обморок, кровоточащая рана) он отпущен домой.
То, что творилось во мне, трудно диагностировать как на уровне психики, так и на уровне соматики. Подавив в себе раздражение, очень спокойно, но очень настойчиво и жестко (последнее, видимо, подействовало) потребовал связать меня с помощником прокурора.
Беседа прошла в «доброй и дружеской атмосфере». Под мое письменное обязательство Игорь был отпущен домой. После встречи с заместителем главного врача по лечебной части бабушку определили в стационар.
В итоге встречи с директором школы мальчишка переводом был принят в ПУ «Самородок» на первый курс в группу «Радиомеханик».
Через год Волков И. снят с учета в комиссии по делам несовершеннолетних. Через три года – выпускник училища с дипломом об образовании и квалификацией «радиомеханик 4-го разряда», призван в ряды Российской армии. Через 4 года – отец, глава семейства, любящий муж.
Бабушкин дом силами Игоря стал соответствовать народной поговорке «Мой дом – моя крепость» в самом замечательном смысле. К сожалению, до рождения внучки бабушка Серафима не дожила полгода. Ну а молодые, не забывая того, что сделано бабушкой для них, строят свою жизнь самостоятельно. Пусть им и впредь сопутствует удача!
А ведь все могло быть иначе, откликнись на человеческую беду по-человечески и работники аптеки, и врачи, подойди к мальчишке не с предубеждениями «нарушил – понеси наказание, и чем строже – тем лучше».
Все это родилось не на голом месте. Ребенок капризничает – на? тебе по попе. Отсутствовал на учебном занятии – прогульщик, нарушитель. Не выучил домашнее задание – получи свою двойку и т.д.
Когда же, наконец, человечество поймет, что наказывать надо не за проступок, а за причину, побудившую совершить этот шаг. А разобравшись и выявив истоки, ударить по ним. Тогда бы все могло быть иначе!
Миссия педагога – сопровождение ребенка в его образовании. Миссия взрослого человека – ответственность за поколение, идущее следом. Так почему же мы этого не помним?! А быть может, не знаем?!