Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №6/2009

Живые истории

Работа с учениками

Леонид Нургалеев ,
заслуженный учитель России, к.п.н., директор ПУ «Самородок», г.Нижний Тагил, Свердловская обл.

Тревожный звонок

Проблемы трудных подростков

Порой вмешательство учителя или директора способно не просто уберечь от беды, но и повлиять на судьбу подростка. Но это возможно, только если педагог внимательно изучает причины, истоки ситуации, а не судит о ней по первому впечатлению, не поддается внешнему давлению со стороны тех, кто торопится обвинить ребенка.

Вечером в кабинете раздался звонок. Мне нравится это время. Сотрудники разошлись по домам, тишина, есть возможность спокойно поработать с литературой, письмами, приказами и иными материалами. Обычно в вечерние часы никто не беспокоит, не отрывает от работы. И вдруг – звонок… Прокуратура, дознаватель И.А. Зайцева (условно). Просьба направить кого-нибудь из педагогов для участия в дознании несовершеннолетнего Волкова Игоря (условно). Ввиду отсутствия педагогов отправляюсь сам.

Небольшой мрачный кабинет, на столе дознавателя настольная лампа, ворох бумаги (наверно, необходимой, если не выброшена в урну). За столом молодая женщина в форме юриста, в очках (скорее для солидности); приставной стул, на котором, ссутулившись, сидит хрупенький мальчуган. Около двери – два стула, так неуютно стоят, не вписываясь в казенный интерьер.

Представившись, присаживаюсь на один из стульев, любезно предложенных мне юристом. Стараюсь вникнуть в суть проблемы по тем вопросам, которые дознаватель задает мальчугану, так как никто в этой аудитории не посвятил меня в историю вопроса.

Атмосфера кабинета, менторство чиновника, угрожающая тональность монолога, сгорбленная молчаливая фигура подростка, раскрасневшаяся представительница органов надзора… Так долго не могло продолжаться в моем присутствии.

Нарушив эту картину своим вмешательством, очень корректно попросил юриста оставить нас с Игорем вдвоем (после определенного словесного воздействия на ее уставшую психику мы остались в тишине). Незначительная смена декораций: выключена настольная лампа, сидим друг напротив друга, мои руки на плечах «преступника», непринужденность речи, спокойный взгляд, взаимное представление друг другу… Узнав, что я директор «Самородка», мальчик сказал: «А я хотел после девятого класса поступить к вам на радиомеханика». А в глазах такая боль…

– Почему хотел, что передумал?

– Нет, теперь меня в тюрьму посадят.

– Тебя? За что? Ты что же, преступник?

– Тетенька говорит так!

– А ну-ка, Игорек, давай-ка все по порядку, а то я что-то ничего не понимаю!

Вот так незатейливо он поведал мне о своем горе.


История Игоря Волкова

Учащийся 8-го класса Игорь проживал в частном секторе нашего города вдвоем с бабушкой. Сирота, родители развелись, когда мальчику было 6 лет. Отец уехал на север, а мама после трех лет болезни умерла. Помощи ждать было неоткуда. Так с 3-го класса он стал опорой для единственно близкого человека – бабушки. Носил из колодца воду, колол дрова, копал огород, полол, окучивал – да разве же перечислишь все дела при таком хозяйстве. Бабушка ласково называла внука кормильцем. В школе, где учился Игорь, к нему относились как к середнячку, близких друзей не было. Некогда ему было водиться с «пациками». Дел по дому много. А еще – книги. Очень любил читать книги о смелых сильных людях, путешественниках. Особенно нравились рассказы и повести Джека Лондона.

Беда подступила, когда Игорь закончил 8-й класс. Однажды, вернувшись из школы, он застал бабушку Симу лежащей на грядках с тяпкой в руках.

«Скорая помощь» увезла бабушку в больницу, соседка объяснила Игорю: «У Серафимы инсульт».

Так в 14 лет подросток на полтора месяца остался один на один со всеми проблемами, без денег. От голода спасал огород (редиска, зелень, прошлогодний картофель) соленья, да соседка, Василина Аркадьевна, раз в день приносила банку козьего молока и хлеба. Накануне каникул выписали бабушку из больницы. Вроде бы все наладилось, только врачи категорически запретили бабушке заниматься трудом. В сентябре все повторилось, как в кино. Вернувшись с экскурсии (весь 9-й класс ходил на экскурсию в музей изобразительного искусства), Игорь застал бабушку на ступеньках крыльца. Она пыталась подняться, да только ноги ей отказали. Диагноз врачей – повторный инсульт. Мест в больнице свободных нет, лечение на дому. Пять рецептов на лекарства и напутствие: «Держись паренек, ведь ты мужчина!».

В аптеке Игорю назвали стоимость лекарственных препаратов. Денег хватило только на капельницы. Медсестра, приходившая домой, сообщила, что одних капельниц недостаточно, нужен целый комплекс из числа прописанных лекарств.

Подросток обращается к провизору близлежащей аптеки с просьбой выдать ему эти лекарства в долг: «Тетенька, я обязательно заплачу с первой же получки!»

Сердобольная служащая фармацевтики отправляет его к заведующей аптекой. То, что услышал в ответ парнишка, трудно передать посредством «великого и могучего…».

Безысходность, граничащая с желанием спасти бабушку, – мотив его следующего шага.

Ночью, разбив витрину аптеки, Игорь старался в наволочку сложить лекарства, задержался по причине того, что пытался читать этикетки, чтобы хоть что-то попалось из нужных лекарств.

Сторож, пожилой мужчина в форме охранника, с большим запозданием уловил сквозняк. А когда увидел, что разбито стекло в провизорской комнате, вместо того, чтобы нажать охранную кнопку, закричал: «Стой, стрелять буду!» Из чего?

Защищая наволочку с лекарствами, малолетний преступник бросил в охранника попавшийся предмет (им оказалась пепельница), проломив ему череп.


Мальчика задержала группа ППС, обходившая эту территорию.

После моего вопроса дознавателю, почему подросток доставлен в прокуратуру, а не в милицию, выяснилось следующее.

Увидев рану на голове, бездыханное тело охранника, сотрудники милиции констатировали факт убийства. Мальчика поместили в «обезьянник» РОВД, а к обеду следующего дня передали дело в прокуратуру.

Голодный, уставший, на нервном срыве, переживая за бабушку, мальчишка ушел в себя.

В течение получаса выясняется, что охранник жив. После оказания первой помощи (обморок, кровоточащая рана) он отпущен домой.

То, что творилось во мне, трудно диагностировать как на уровне психики, так и на уровне соматики. Подавив в себе раздражение, очень спокойно, но очень настойчиво и жестко (последнее, видимо, подействовало) потребовал связать меня с помощником прокурора.

Беседа прошла в «доброй и дружеской атмосфере». Под мое письменное обязательство Игорь был отпущен домой. После встречи с заместителем главного врача по лечебной части бабушку определили в стационар.

В итоге встречи с директором школы мальчишка переводом был принят в ПУ «Самородок» на первый курс в группу «Радиомеханик».

Через год Волков И. снят с учета в комиссии по делам несовершеннолетних. Через три года – выпускник училища с дипломом об образовании и квалификацией «радиомеханик 4-го разряда», призван в ряды Российской армии. Через 4 года – отец, глава семейства, любящий муж.

Бабушкин дом силами Игоря стал соответствовать народной поговорке «Мой дом – моя крепость» в самом замечательном смысле. К сожалению, до рождения внучки бабушка Серафима не дожила полгода. Ну а молодые, не забывая того, что сделано бабушкой для них, строят свою жизнь самостоятельно. Пусть им и впредь сопутствует удача!

А ведь все могло быть иначе, откликнись на человеческую беду по-человечески и работники аптеки, и врачи, подойди к мальчишке не с предубеждениями «нарушил – понеси наказание, и чем строже – тем лучше».

Все это родилось не на голом месте. Ребенок капризничает – на? тебе по попе. Отсутствовал на учебном занятии – прогульщик, нарушитель. Не выучил домашнее задание – получи свою двойку и т.д.

Когда же, наконец, человечество поймет, что наказывать надо не за проступок, а за причину, побудившую совершить этот шаг. А разобравшись и выявив истоки, ударить по ним. Тогда бы все могло быть иначе!

Миссия педагога – сопровождение ребенка в его образовании. Миссия взрослого человека – ответственность за поколение, идущее следом. Так почему же мы этого не помним?! А быть может, не знаем?!

TopList