Класс-info
Cамоопределение
Александра Полякова ,
к.п.н., г. Москва
к.п.н., г. Москва
Пойми меня
Когда в классе появляется ребенок-изгой
Не секрет, что способность учителя находить путь к доверию школьников, достигать с ними взаимопонимания в самых разных вопросах и по самым разным поводам – основа решения многих воспитательных проблем.
Дети чувствуют учителей, способных их понять. Они прислушиваются к советам таких педагогов, перенимают их ценности, отношение к окружающим. И именно таким учителям удается успешно решать самые сложные педагогические задачи, в том числе предупреждать возможность появления изгоев в классе.
Дети порой бывают действительно жестоки, осознанно или неосознанно. И тогда Оля, Лариса, Галя, Настя и еще множество других школьников вынуждены проходить через сложнейшие ситуации. Избежать этого, к сожалению, сложно, но важно понимать, что вынесет для себя тот или иной ребенок, сталкиваясь с непониманием и даже презрением окружающих. Страх одиночества, ощущение безысходности, замкнутость и потерянность, а может, и агрессию на весь мир?.. Или же веру в себя, в свои силы, в свои возможности, принятие своего «я», умение общаться, желание меняться, стремление к саморазвитию, терпимость по отношению к другим людям?.. Зависит от нас.
Оля
Оля перенесла черепно-мозговую травму, у нее было слабое зрение). Семейная ситуация сложилась непростая: мать, ярая коммунистка, постоянно занятая делами партии, и отец-деспот, который держал в страхе всю семью, мог под горячую руку и ударить. Все это отразилось на характере Оли. Казалось, что девочка живет в каком-то своем мире. Странноватая, упрямая, фанатичная в учебе, с живым, непосредственным интересом ко всему и особой старательностью, Оля совершенно не обращала внимание на то, какое впечатление производит на окружающих. Например, при подготовке к смотру художественной самодеятельности она объявила, что будет танцевать. В результате выяснилось, что танец – ее собственное «произведение». Выступление неуклюжей девочки, которая совершенно не умела танцевать, лишь усилило уже зарождавшееся ироничное отношение к ней одноклассников, начали появляться злые шутки в адрес Оли, издевки. Классный руководитель быстро заметила сложившуюся ситуацию и поняла, что, с одной стороны, надо поддержать интересы и стремления девочки, с другой – корректировать некоторые ее порывы.
Учитывая жажду деятельности у Оли, классный руководитель решила использовать поручения, чтобы направить старания и энергию девочки в подходящее для нее русло. Например, очень домовитая и хозяйственная Оля с удовольствием взяла на себя роль ответственной за дежурство в классе, она составила график дежурства, в классе появились новые тряпки для доски, подставки для ручек, кабинет «оброс» различными поделками-сувенирами. Вместе с педагогом они решили, что Оля будет разводить в классе цветы. После двухлетней работы Оли другие поколения старшеклассников поддержали ее начинание, и кабинет стал похож на сад. Ученики начальной школы с восклицаниями «Какое там все зеленое!» бегают специально смотреть на кабинет, в котором им предстоит учиться в старших классах.
Отмечая познавательный интерес девушки, ее цепкий ум, классный руководитель предложила ей написать что-нибудь для школьной газеты. Заметки, создаваемые Олей, стали там появляться регулярно, и вскоре ее приняли в состав редколлегии.
С удовольствием старшеклассница участвовала и в организации классных праздников. Подготовленные ею игры и конкурсы неожиданно для одноклассников оказывались самыми веселыми и интересными.
Главным в позиции учителя было то, что так называемые поручения были взяты не из воздуха, а тонко сопряжены с интересами и умениями самой старшеклассницы, основаны на ее желании деятельности, а следовательно, обречены на успех.
Активное участие Оли в жизни класса с поддержкой педагога помогло девушке раскрыться как человеку разностороннему, инициативному, ответственному, тонкому, с хорошим чувством юмора, что не оставило равнодушными одноклассников. Постепенно ребята приняли Олю, оценив ее ум, ответственность, человечность, чувство юмора, у девушки появились подруги.
Лариса
Лариса, девочка творческая, талантливая, пишет стихи и блестящие сочинения, посещает литературные кружки, играет на гитаре. Перед 10-м классом ей посоветовали перейти в новую школу к очень хорошему учителю литературы, чтобы получать по любимому предмету лучшие знания и подготовиться к поступлению в литературный институт.
Попав в неблагополучный класс с достаточно низким интеллектуальным развитием, Лариса быстро стала белой вороной. Насмешки, оскорбления, бойкоты начались практически сразу. Молодая классная руководительница, учитель математики, сначала растерялась. Постепенно классный руководитель нашла общий язык с ребятами, но не смогла установить контакт с Ларисой. Так как Лариса была явным гуманитарием, у нее с математикой возникли проблемы. Негатив классного руководителя к девочке стал нарастать, было заметно, что учительница все дальше уходит от объективной позиции и становится на сторону большинства. Бесконечные придирки классного руководителя и издевательства одноклассников сделали свое дело – Лариса стала замыкаться в себе, начались прогулы занятий.
К учителю литературы обратилась мама Ларисы, расстроенная и обеспокоенная всем происходящим. Педагог понимала, что надо не только помочь Ларисе несмотря ни на что сохранять и развивать свои творческие стремления и талант, но и постараться поспособствовать решению учебных проблем ученицы по другим предметам, по возможности помочь ей адаптироваться в классе.
Учитель литературы сначала поговорила с самой девочкой, постаралась внушить ей уверенность в себе, в своих способностях, а также объяснить необходимость поиска компромисса даже в сложных ситуациях, в общении с людьми, во многом непохожими на нее. Постепенно в личных беседах педагогу удалось убедить девочку в необходимости достижения баланса между отсутствием интереса к ряду предметов (математике, физике) и необходимостью изучения этих предметов и окончания школы с положительными оценками.
Сама учительница, которая не является классным руководителем в этом классе, постаралась помочь девочке, прежде всего средствами своего предмета.
«Для меня было важно, чтобы у Ларисы была возможность развиваться творчески. «Высвечиванием» лучших качеств девочки на уроке и во внеурочной деятельности – таланта, чувства слова, творческих способностей – я добилась того, что Лариса смогла уверенно отвечать на занятиях (девочка стала поднимать руку, появилось стремление высказаться и быть услышанной), участвовать и реализовывать себя во внеурочной деятельности по предмету (главные роли в литературных вечерах, участие в конкурсах чтецов и конкурсе военной песни), творчески развиваться (появилось вдохновение, Лариса стала снова писать стихи после полугодового перерыва)», – рассказывает учитель.
Постепенно учебные и творческие успехи Ларисы стали привлекать внимание одноклассников, агрессивное настроение класса переросло в затишье и настороженность, а затем в одобрение и принятие девушки в классе в целом. Близких друзей в этом классе Лариса так и не нашла – слишком разными были у нее и ее одноклассников интересы, смыслы и цели в жизни. Но она с помощью и поддержкой учителя литературы сумела добиться главного – возможности быть собой, уважения к себе как к человеку, к личности, не изменив при этом своим интересам и ценностям.
Галя
Похожую историю рассказывает и другой учитель литературы. Десятиклассница Галя пришла в класс из другой школы. Девочка была, что называется, немного не от мира сего. Класс встретил ее смешками и издевательствами: чужая да еще и такая странная.
Чтобы снять остроту ситуации и улучшить отношение старшеклассников к Гале, учитель литературы, классный руководитель этого класса, неоднократно разговаривала со своими учениками об их отношении к девочке, отдельно вела беседы с лидерами класса, с девочками. Но все эти разговоры, к сожалению, никаких особых результатов не давали: класс был настроен недоброжелательно, порой даже грубо, а девочка своей манерой поведения, зажатостью, неуверенностью в себе только подпитывала эту агрессию.
«Тогда я просто стала общаться с Галей сама, – рассказывает педагог. – Галя с радостью откликалась на мою инициативу, так как чувствовала себя одиноко в школе. Она заинтересовалась литературой, стала готовить к уроку очень интересные материалы, писать хорошие сочинения, то есть стала раскрываться как умный, тонкий, глубокий человек».
Получилось, что девочка благодаря поддержке учителя как бы заявила о себе – стала держаться увереннее, участвовать в классных и школьных мероприятиях. К тому же учительница задала, по сути, некий образец общения, что не осталось незамеченным старшеклассниками. Они сначала с удивлением наблюдали заинтересованное и внимательное отношение классного руководителя к Гале, а затем, так как в этом классе педагог был для старшеклассников значимой фигурой, стали менять свое отношение к однокласснице: сначала обратили внимание на учебные умения Гали, затем – на человеческие качества.
Острота ситуации была снята: насмешки прекратились, с девочкой стали общаться.
Настя
Особенно сложными являются ситуации, когда у ребенка присутствуют какие-то реальные отклонения от нормы, что тоже встречается в школах.
Так Настя – девушка с психическими отклонениями – оказалась в 10-м классе в гимназии. Обстановка в классе была неблагоприятная: одноклассники, недружелюбные по отношению друг к другу, завистливые, со злобными выпадами (вплоть до драк), особенно девочки. С появлением Насти напряжение усилилось. Постоянный недобрый смех был самой мягкой реакцией на нее. Затем начались провокации, в результате которых Настя становилась посмешищем.
Классный руководитель начала работать в двух направлениях: с Настей и с классом. Но, учитывая особенности девочки, традиционные беседы с ней, совместный поиск решения в данном случае не получались.
Учительница быстро заметила, что Настя нуждалась не только в принятии со стороны учителя и в его поддержке, но и в колоссальном внимании к себе, постоянном активном общении. Ученица легко шла на контакт, когда видела живое участие, возможность поговорить по душам. Ее главная потребность – чтобы ее слушали и интересовались ею. Индивидуальные беседы подчас могли быть очень своеобразными: Настя рассказывала подолгу о своих интересах и даже фантазиях. Но проскальзывали темы отношений с родителями, ее одиночества. Терпение и педагогическое чувство такта помогали учителю в проведении таких бесед и регулировании их длительности. Удавалось главное: Настя почувствовала, что ею не пренебрегают, интересуются, ее готовы слушать. Таким образом, классный руководитель занял место значимого для нее человека, то есть того, к кому надо прислушиваться.) Только тогда слова и советы классного руководителя стали иметь какое-то значение, учительница получила возможность хотя бы частично регулировать поведение ученицы и предупреждать ее эмоциональные кризисы в школе.
Но существовала также проблема взаимоотношений Насти с другими ребятами. С классом и его лидерами педагог разговаривала отдельно. Позиция классного руководителя была такая: «Ребята, Настя в нашем классе, а значит, она – наша. Особенная, но наша. К тому же мы все здесь взрослые люди, и мы несем за нее ответственность, в том числе юридическую. Вы с ней чаще, чем я. Будьте внимательны к ней, наблюдайте за ней, поддержите». Классный руководитель обращалась к зрелости и взрослости старшеклассников. Такое отношение льстило школьникам, они стали поддерживать незаметно предложенную им роль «умных и взрослых», опекать Настю, поддерживать ее и даже защищать от нападок учащихся других классов.
Ощущение доверия со стороны классного руководителя, чувство участия в важном, ответственном деле совместно со взрослыми помогло ребятам пересмотреть свое отношение к девочке и в итоге изменить его в пользу принятия ее, опеки и заботы.
Фото А.Козина