Сценарии
Педсовет
Элина Власова ,
педагог-психолог МОУ ДОД ЦДОД «Паново» ;
Борис Куприянов ,
к.п.н., КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома ;
Наталья Лепашина ,
руководитель студии современного танца «Полюс» МОУ ДОД ЦДОД «Паново» ;
Татьяна Соболева ,
директор МОУ ДОД ЦДОД «Паново», г. Кострома
педагог-психолог МОУ ДОД ЦДОД «Паново» ;
к.п.н., КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома ;
руководитель студии современного танца «Полюс» МОУ ДОД ЦДОД «Паново» ;
директор МОУ ДОД ЦДОД «Паново», г. Кострома
По тонкому льду ожиданий
Мастер-класс для педагогов
Жизнь школы наполнена множеством противоречий и инцидентов. Ответственность за все сложности и шероховатости отношений обычно ложится на педагога. В то же время восприятие конфликта самими учителями неоднозначно. Конфликт, в силу своей эмоциональной насыщенности, зачастую заставляет педагога реагировать не профессионально, а по житейской схеме. Социальная напряженность, расслоение, давление СМИ провоцируют конфликты в обществе, а значит, они затрагивают и школу. Одним из сложных и потенциально конфликтных моментов является несовпадение ожиданий родителей и педагогов.
Цель: помочь педагогу осознать целесообразность и эффективность педагогических приемов, используемых для разрешения конфликтов.
Задачи:
• помочь педагогам и воспитателям научиться разрешать конфликты, преодолевая житейские и индивидуальные стереотипы, осознавая и осваивая профессиональные способы решения педагогических задач;
• содействовать выявлению наиболее частых конфликтных ситуаций, встречающихся в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей, а также моделей поведения педагогов в конфликтных ситуациях;
• стимулировать профессиональное самосовершенствование педагогов и воспитателей за счет формирования интереса к самостоятельному изучению специальной литературы.
Целевая аудитория мастер-класса: разработка рассчитана на заместителей директоров образовательных учреждений, методистов, педагогов-психологов, руководителей методических объединений и педагогов дополнительного образования. В качестве материала использована деятельность педагога дополнительного образования.
Организационные параметры: мастер-класс состоит из одной встречи, которая может быть проведена в течение года. Комплектованию группы предшествует рассказ о возможностях мастер-класса. Рекомендуемая длительность встречи – 1 час 40 минут, количество участников – от 8 до 17. Ведущим мастер-класса может быть школьный или приглашенный педагог-психолог.
Требования к помещению: необходимо большое помещение. Должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы.
Оборудование: столы, стулья (по количеству участников), мультимедиапроектор, магнитофон, экран, компьютер, доска.
Реквизит: маркеры, мел (для работы с доской), тексты для упражнения «Как реагировать?», буклеты, музыкальные записи с шумом моря, маски (3 штуки), разноцветные карточки для упражнения «Карточки» (17 штук), ручки и листы.
Разминка
Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу. Проводится упражнение «Приветствие». Основное назначение данного упражнения – создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.
Ведущий встает в центр круга и предлагает каждому участнику по очереди назвать свое имя и каким-то одним словом охарактеризовать себя. Например: «Я – Катя. Я – симпатичная».
Конфликтная ситуация
Ведущий предлагает участникам ознакомиться с конфликтной ситуацией. В зависимости от возможностей учреждения знакомство с ситуацией происходит с помощью:
– зачитывания текста ведущим;
– демонстрации ситуации с помощью актерской группы;
– просмотра ситуации с помощью мультимедиапроектора.
Ситуация. В четверг после генеральной репетиции перед очередным концертом педагог по хореографии Наталья Викторовна сидела в зале и отдыхала. Вдруг в зал буквально влетела одна из мам и, тыча в педагога пальцем, закричала: «А, сидите, довольны собой, ну, сидите, сидите. Я это так не оставлю! Да что же это такое? Сколько еще вы будете издеваться над моей девочкой? Значит, я плачу такие деньги, а моя Катя так и будет на задворках танцевать, где ее не видно, сколько можно? Выставили одних и тех же, а мы – любуйся?! Где справедливость, мы, знаете ли, не за этим сюда пришли, ну а если вы работать и учить не умеете, то и не беритесь!»
Педагог вскочила со словами: «Да кто вы такая, чтобы разговаривать со мной в таком тоне! Я после этого даже выяснять с вами ничего не собираюсь, выйдите отсюда и можете идти жаловаться. А не нравится, так и не водите свою Катю сюда – никто не держит!
Первичная реакция на конфликт
Предлагаемая группа упражнений направлена на выработку грамотной эмоциональной реакции педагогов в подобных ситуациях и освоение способов погашения конфликта.
Как реагировать?
Основное назначение упражнения – возможность «прожить» данную конфликтную ситуацию. Ведущий предлагает участникам разделиться на микрогруппы по 6–7 человек. Каждой группе выдается текст с заданием. В случае если групп будет более двух, задания могут дублироваться.
Первая группа должна смоделировать и показать наиболее адекватную, эффективную реакцию педагога на заявление мамы.
Вторая группа– наиболее типичные способы реагирования в подобных конфликтных ситуациях.
Проходит работа в микрогруппах: после сигнала ведущего участники обсуждают задание, распределяют роли. По окончании заданного времени группы демонстрируют результаты работы – проигрывают заданные ситуации.
Такие разные
Ведущий зачитывает участникам текст (см. приложение), предназначенный для ознакомления педагогов с основой теории трансактного анализа Эрика Бёрна. Сообщение сопровождается компьютерной презентацией. Каждому участнику до начала сообщения выдается буклет с кратким содержанием основ теории Эрика Бёрна для более подробного ознакомления.
По ходу сообщения ведущий оперирует его содержанием, делает на него ссылки, демонстрирует наглядный материал (маски), интонирует, описывая коммуникативные позиции (Эго-состояния).
В конце выступления ведущий предлагает участникам задать вопросы, если что-то из прочитанного сообщения им не понятно, отвечает на них.
Комментарий: для поддержания текста сообщения желательно подготовить:
• компьютерную презентацию по теме;
• буклеты каждому участнику мастер-класса с кратким изложением основ теории трансактного анализа Э.Бёрна.
Маски
Участникам предлагается применить полученные знания в конкретной конфликтной ситуации в ходе ее проигрывания с позиции разных ролей.
Упражнение предназначено для осознания педагогами своей коммуникативной позиции (Эго-состояния) в соответствии с коммуникативной позицией (Эго-состянием) родителя. Оно направлено на освоение разных стратегий снятия эмоциональной напряженности в конкретной конфликтной ситуации.
Для участия в упражнении ведущий приглашает по очереди трех человек, которым выдаются соответствующие маски. Остальным участникам нужно по ходу демонстрации помогать или предлагать свой вариант реагирования. Задача артистов – проиграть ситуацию из разных коммуникативных позиций (Эго-состояний) педагога так, чтобы конфликт исчез и мама ушла успокоенная. В роли мамы выступает ведущий, то есть он остается все время в одной маске – Ребенка, в позиции которого мама пребывала в течение всего разговора.
Участники по очереди демонстрируют разговор с мамой с разных позиций. Каждая проигранная сцена обсуждается: подходят ли подобранные педагогом фразы в разговоре с мамой этому Эго-состоянию? Почему? Как еще можно построить разговор?
Образцы масок
Комментарий: для упражнения необходимо заранее подготовить маски размером с человеческое лицо, с палкой-держателем. Для более эффективной организации упражнения ведущему можно заранее (до начала мастер-класса) договориться с тремя пришедшими на мастер-класс об их участии в упражнении «Маски».
Способы решения конфликтов
Предлагаемая группа упражнений направлена на выявление источников конфликта, его профилактику и успешное решение.
Шторм и штиль
Ведущий предлагает педагогам представить шум моря (включает звук шторма на 5–10 секунд). Он объясняет, что благодаря диалогу, построенному исходя из коммуникативных позиций (Эго-состояний), бушующее море конфликта успокоилось – на море штиль (включает музыку прибоя). Мы любуемся спокойствием моря, но понимаем, что спокойствие обманчиво. Где-то в глубинах море неспокойно, и в любой момент шторм может начаться снова.
Ведущий акцентирует внимание педагогов на том, что конфликт не решен, а лишь снижена напряженность во взаимоотношениях. Это временный результат. Он лишь дает возможность подготовиться к решению конфликта. А значит, даже понимание эмоционального состояния человека, его намерений и чувств и управление ими полным разрешением конфликта не является, так как педагог не ответил на самый главный вопрос: «Каковы причины такого поведения родителя?»
В связи с тем что данный конфликт типичен для творческого коллектива (все дети по-разному талантливы, и не всегда оценка педагога совпадает с уровнем ожиданий родителей об успешности своего ребенка), учителям предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Возможна ли работа педагога без конфликтов?
2. Каковы причины возникающих конфликтов между педагогами и родителями?
3. В конфликте педагога и родителя кто является пострадавшим?
Проводится дискуссия по предложенным вопросам.
Профилактика
В ходе дискуссии участники приходят к выводу, что главное для педагога в любой конфликтной ситуации – это благополучие ребенка (как минимум – его благополучие, то есть конфликт мамы с педагогом его не затрагивает, как максимум – его развитие, то есть педагогу важно постараться прийти с мамой ребенка к общему видению возможностей дочки (сына) в данном танцевальном коллективе). Но родители бывают разные, и, следовательно, есть родители, с которыми можно разрешать конфликты, а есть такие, которые в силу объективных и субъективных причин не готовы к поиску конструктивных решений. Для минимизирования такого типа конфликтов для педагога очень важной является система мер профилактики.
Ведущий предлагает создать копилку мер по профилактике конфликтов с включением различных категорий участников образовательного процесса. Учителя предлагают различные способы профилактики конфликтов. Все они фиксируются ведущим на доске. В заключение ведущий перечисляет названные меры профилактики, акцентирует внимание слушателей на том, что их нужно использовать не только с родителями, но и с педагогами и членами администрации.
Комментарий: ведущий может попросить одного из участников семинара записывать на доске предложения, поступающие от слушателей. Ведущему также необходимо заранее продумать перечень профилактических мер по пресечению конфликтов с разными группами: родители, администрация, коллеги.
Карточки
Ведущий предлагает учителям ознакомиться с правилами решения конфликтов, разработанных А.Я. Анцуповым – экспертом, профессором Российской академии государственной службы при Президенте России, автором первого отечественного учебника по конфликтологии.
Каждой микрогруппе раздаются карточки с перечисленными семнадцатью шагами разрешения конфликта. Задача учителей – посовещавшись, выстроить цепочку логически правильных действий.
Во время работы группы ведущий наблюдает за ее ходом. Если нет явного лидера и группа инертна, ведущему необходимо самому организовать процесс.
Комментарий: педагоги могут разложить карточки в другой последовательности. В этом случае требуется обсуждение и приведение к заданной автором последовательности действий.
Карточки готовятся заранее. Текст печатается на цветной стороне карточки. Для проведения анализа выполнения задания цвета карточек могут быть:
• в спектре цветов радуги;
• от темного к светлому.
Обратная связь
Ведущий предлагает участникам выразить свое отношение к проведенному занятию в стихотворной форме синквейна по определенному алгоритму:
первая строчка – одно существительное;
вторая строчка – два прилагательных или причастия;
третья строчка – три глагола;
четвертая строчка – два существительных, два глагола;
пятая строчка – существительное, наречие или междометие.
Например:
«Мастер-класс
Волнующий, интересный
Манит, Учит. Вдохновляет.
Мысли будоражит, уверенность будит.
Полезно!»
Можно предложить написать синквейн каждому участнику либо группам участников.
Комментарий: упражнение направлено на осознание участниками полезности и актуальности содержания мастер-класса, получение организаторами информации об отношении участников к проведенному мероприятию. Для проведения упражнения можно использовать и другие формы:
• нарисуйте свое отношение;
• опишите одним словом свои впечатления от мастер-класса;
• изобразите свое отношение к мастер-классу и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы буклета и сообщения ведущего в упражнении «Такие разные»
Эрик Леннард Бёрн (10 мая 1910 – 15 июля 1970) – Американский психолог и психиатр.
По его мнению, каждый из нас в ходе разговора может выбирать одну из коммуникативных позиций – позицию Родителя, позицию Взрослого и позицию Ребенка.
Выступая в родительской позиции (ведущий надевает маску Родителя), мы ставим себя выше собеседника: позволяем себе оценивать его (хвалить или ругать и критиковать), советуем, проявляем заботу и т.п.
Когда же в дело вступает Ребенок (ведущий надевает маску Ребенка), мы веселимся, шутим, творим, но вместе с тем канючим, капризничаем, обижаемся и дуемся.
Самый адекватный и рациональный персонаж в нас – Взрослый (ведущий надевает маску Взрослого). Он спокоен, он констатирует факты и рассуждает здраво. Это тот, кто способен договариваться с «трудными» людьми, это тот, кто отвечает за наш профессионализм.
Каждый из этих персонажей при общении обращается к внутреннему Ребенку, Родителю или Взрослому собеседника. Например, когда наш Взрослый обращается к Взрослому собеседника, мы получаем профессиональную беседу, обмен сведениями.
Когда наш Родитель обращается к Родителю другого, мы получаем беседу двух мамочек на детской площадке о том, как тяжело воспитывать малолетних «спиногрызов», или двух представителей «старой гвардии» – о том, что «молодежь пошла нынче не та. Вот мы в их годы…».
Если же наш Ребенок обращается к Родителю собеседника, может получиться разговор подчиненного с руководителем о просьбе повысить зарплату. Когда же наш Родитель обращается к Ребенку собеседника, перед нами – выволочка подчиненного, не выполнившего вовремя задание, и, наоборот, отеческое похлопывание по плечу опытным специалистом молодого по завершении первого удачно прошедшего открытого урока.