Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №6/2009

Сценарии

Внеклассное мероприятие

Татьяна Мирошниченко ,
г. Москва

Многоточие

Наркомания: источники, сущность, последствия

Разговор с подростками о наркомании всегда не прост. Но он необходим. Пропаганда здорового образа жизни в школе часто носит лишь поверхностный характер. Предлагаемая театрализованная форма внеклассного мероприятия в рамках традиционной недельной акции «Нет – наркотикам!» может помочь учителям сделать разговор с подростками о наркомании максимально информативным и запоминающимся.

 

Мы калечим жизнь своими безумствами и пороками, а потом жалуемся на беды, последовавшие за ними, и говорим, что несчастье заложено в самой природе вещей.
К.Боуви

Если мы не разрушим наступление наркотиков, то наркотики разрушат нас.
Р.Никсон

Зависимость от наркотиков – это, в сущности, болезнь эгоистов. Они добровольно привили ее себе, потому что вглядываются только в себя, больше всего озабочены собственной персоной, удовлетворением низменных побуждений. Плата за это неотвратима: разрушение личности, а затем смерть.
Марек Катаньский

Будь сам собой наперекор Вселенной.
Р.Киплинг

 

Цель: профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни школьников в рамках совместной работы учителей, родителей и учащихся.

Задачи:

Оборудование: видеофильм или видеоролик о наркоманах и действии наркотических веществ, музыкальное сопровождение, презентация-сопровождение с использованием экрана и проектора (готовится учителем заранее и отражает на экране основные данные, обозначенные в словах ведущих). Можно оформить помещение, в котором будет проходить мероприятие, рисунками, плакатами, тематическими газетами и т.п.

Участники: учащиеся, родители, классные руководители, педагоги-предметники, представители администрации школы, сотрудники психологической службы школы. Можно пригласить врача-нарколога.

Введение в тему

На экран в презентации-сопровождении выводятся название мероприятия и эпиграфы.

Музыкальное сопровождение: группа «Многоточие», песня «Щемит в душе тоска» (рэп из вступления, первые 4 строчки припева).

На сцену выходят ведущие. Музыка стихает.

Ведущий 1. Дамы и господа! Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить одну из страшнейших бед современности – проблему наркомании. Не секрет, что в мире растет число людей, которые, пытаясь убежать от реальности, используют различные наркотические вещества.

Ведущий 2. В настоящее время таких людей более 200 миллионов. Это целая армия инвалидов в физическом и моральном смысле слова, количество которых превышает, например, число инвалидов Второй мировой войны.

Ведущий 3. В последние два десятилетия злоупотребление наркотическими средствами в России распространяется с катастрофической быстротой. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, число лиц, принимающих наркотики, составляет в нашей стране около 3 миллионов человек. Из них только 10% официально зарегистрированы и стоят на медицинском учете. При этом идет процесс омоложения наркоманов, средний возраст которых на данный момент составляет 18–22 года (хотя все больше случаев выявления несовершеннолетних наркоманов, включая даже 7–8-летних детей).

Ведущий 4. Несмотря на ужасающие цифры статистики, люди продолжают употреблять наркотики, зная негативные последствия их применения: адская зависимость, умственная деградация, риск передозировки и заболевания раком, СПИДом, ранняя смерть и т.д. Одни это делают, чтобы устранить боль, другие – чтобы вызвать сон, третьи – чтобы взбодрить себя, обрести состояние внутреннего благополучия.

Музыкальное сопровождение: группа «Звери», песня «Трамвай» (1-й куплет и припев). На ее фоне – кадры презентации: 7 фотографий, иллюстрирующих текст и слова ведущих (по выбору учителя).

Ведущий 1

Ты хотел быть похожим на очень крутого,
Ты не думал, что это для жизни угроза.
А теперь в словаре твоем только три слова:
Шприц, наркотик и доза.
В этом не было в общем-то умысла злого,
Травка первая пахла, как дивная роза.
А теперь в словаре твоем только три слова:
Шприц, наркотик и доза.
Тошнота не дает подниматься с колен.
Как страшны твое тело, нелепая поза!
И тебя получили в пожизненный плен
Шприц, наркотик и доза.
Где поэзия, где же обещанный рай?
Лишь страданья и боль наступают упрямо.
Мой сыночек, прошу тебя, не умирай!
Шприц, наркотики. Мама...

Ведущий 2. Сегодня мы вам расскажем типичную жизненную историю.

Ведущий 3. Предупреждаем: персонажи сюжета не имеют никакого отношения к нашим артистам.

Инсценировка

Действующие лица: Ден, Макс, Марихуана, Мозг.

Музыкальное сопровождение: группа «Звери», песня «Районы – кварталы» (1-я часть припева после 2-го куплета).

Выходят два друга – Макс и Ден.

Ден

Как все тошно, надоело –
Каждый день одно и то же:
Дом, учеба, куча дел,
И всегда всем что-то должен...
Мусор, пыль, мытье посуды,
Быть всегда послушным сыном,
В школе чтоб одни пятерки,
Чтоб был паинькой невинным...

Макс

Ну и нюни распустил ты,
Я готов прям разрыдаться,
Чтобы жизнь не стала прозой,
Есть кайфовое лекарство.

Ден

Да, напиться, накуриться,
Взять нюхнуть да и забыться?

Макс

Скуке чтоб не поддаваться,
Тебе надо «оторваться»!

Музыкальное сопровождение: группа «Братья Гримм», песня «Ресницы» (2-я часть 2-го куплета и 1-я часть припева).

Макс и Ден уходят за кулисы.

Ведущий 4

Ден пришел к себе домой,
Еще больше сам не свой.

Ден возвращается, зевая, садится за стол и засыпает.

Ведущий 1

Но случилось чудо вдруг,
Ден услышал слабый стук
И слова: «Войти к вам можно?»
Голос кроткий, осторожный.

Музыкальное сопровождение: Земфира, песня «Шалфей» (1-й куплет).

Ден видит сон. Появляется Марихуана, одетая в легкое зеленое платье.

Ден

Да, войдите, вы к кому?
Ничего я не пойму.

Марихуана

Прихожу я к изголовью,
Заболевших стресса болью,
Кто не знает, как сладка
Жизнь бывает от дымка...

Появляется Мозг.

Мозг (обращаясь к Марихуане).

Он не звал тебя, постой,
И совсем Ден не больной,
Так, немного не в себе
Не нуждается в тебе!

Ден

Кто ты, как войти ты смог?
Или ты взломал замок?

Мозг

Я пришел к тебе незвано,
Чтоб прогнать Марихуану.
От ее колючих розг
Тебя спасаю. Я – твой Мозг!

Марихуана

Ой, красавчики, поверьте,
Я совсем вам не опасна,
Помогаю всем терпеть я,
В грезах жизнь со мной прекрасна!
Окунемся в мир фантазий,
В тайны времени, пространства
И расслабимся в экстазе.
Кто со мной – тот в сладких яствах
Получает наслажденье,
Я – реальность,
Прочь сомненья!

Музыкальное сопровождение: группа «Агата Кристи», песня «Опиум» (припев).

Мозг

Ден, не слушай песен феи,
Это ложные идеи,
Ее «дурью» называют,
Она волю притупляет,
Память быстро ослабеет,
И тогда я не сумею
С нею справиться, пойми,
Ден, гони ее, гони!

Ведущий 2

Ден проснулся, весь в поту,
С резкой сухостью во рту.
И подумал: мозг не спит
И сознанье сторожит.
Надо только постараться
В своих чувствах разобраться.

Ведущий 3

А еще наш Ден решил,
Все узнать о тех пристрастьях,
Что приносят в дом несчастья,
Чтобы не было сомнений
Отказаться без мучений,
Если кайф предложит вдруг
Даже самый лучший друг.

Музыкальное сопровождение: группа «Многоточие», песня «Дыши» (припев).

Все, кроме ведущих, уходят со сцены.

Основная часть

Прим. ред.: По мнению психологов, в случае проведения профилактики наркомании с детьми, которых можно отнести к «группе риска», эффект от такой работы может быть обратным – информация может усилить интерес ребят к красочно описанным «веществам», подстегнуть их любопытство и желание попробовать наркотики. Поэтому обращаем особое внимание учителей на следующие фрагменты сценария и предлагаем отбирать материал для конкретного внеклассного мероприятия по собственному усмотрению, исходя из общего контингента и индивидуальных особенностей ваших учеников.

Ведущий 1. С веществами, которые теперь называют наркотиками, человек познакомился давно. Древние египтяне готовили из мака снотворное. Они получали опиум и употребляли его, желая уснуть или приглушить боль. Бедуины, отправляясь в дальний переход, запасались бангом – смолой, известной под названием марихуана или гашиш. Смолу курили, желая снять психическую нагрузку, вызванную однообразным пейзажем пустыни. Шахтеры Боливии получали часть жалованья не деньгами, а листьями растения, содержащего кокаин, которые жевали или курили. Это помогало хоть немного забыться после каждодневной изнурительной работы под землей.

Ведущий 2. Термин «наркотик» происходит от греческого глагола паrkо, что означает «оцепенеть», «сделаться нечувствительным». По химическому составу – это азотосодержащие основания природного происхождения. Их существует множество видов, которые обладают различными свойствами.

Музыкальное сопровождение: группа «Агата Кристи», песня «Опиум» (фоном 1-й куплет и припев).

Ведущий 3. Основные факторы, приводящие к риску наркомании среди подростков, можно разделить на 2 группы: объективные и субъективные.

На экране появляется перечень факторов, который комментируется ведущими.

Объективные факторы:

1) социальное неблагополучие;

2) скверное соседство и необустроенность;

3) частые переезды или переводы из одной школы в другую;

4) доступность наркотиков.

Субъективные факторы:

1) семейная предрасположенность;

2) пробелы в воспитании;

3) употребление наркотиков родителями;

4) приобщение к алкоголю и наркотикам в раннем возрасте;

5) неуспеваемость и отсутствие желания учиться;

6) общение с ровесниками, употребляющими наркотики;

7) отчуждение и бунтарство;

8) стремление к самоутверждению.

Ведущий 1

Яберу голубую, как небо, гуашь
И рисую моря и реки,
И апрельский почти прозрачный пейзаж:
День весны в двадцать первом веке.
Я беру золотую, как солнце, гуашь
И рисую все то, что снится:
Златовласку, узоры причудливых чаш,
И рассвет, и поля пшеницы.
Я беру темно-серую с черной гуашь
И рисую картину краха –
Наркоманку в одежке из ломок и краж,
Унижений, боли и страха.

Ведущий 2. Уход детей в наркотики становится пугающе массовым. Большое число молодых людей заблуждается, считая, что использование определенного вида наркотиков не приносит особого вреда. Предлагаем вам посмотреть об этом видеоролик «Наркомания».

Демонстрируется видеоролик о наркоманах и действии на них наркотических веществ.

Сразу после окончания видеоролика – музыкальное сопровождение: группа «Rammstein», вступление песни «Cocaine» (громко), затем она же фоном по тексту до 1-го припева (тихо).

Ведущий 3. Наркотическая эйфория длится не более 1–5 минут, а остальное время, от 1,5 до 3 часов, человек находится в фазе расслабления, переходящей в состояние бреда или сна.

Ведущий 4. Существуют легенды о великих людях-наркоманах. Но это именно легенды: либо факт невежества, неинформированности, либо попытка убедить себя в благотворности наркотиков.

Ведущий 1. Но наркотики погубили Эдгара По, Шарля Бодлера, Элвиса Пресли, Мерлин Монро. Наркотики погубили лидера группы «Нирвана» Курта Кобейна, который застрелился во время депрессии. В его крови было обнаружено количество героина, превышающее смертельную дозу в 3 раза. Показательна судьба Томаса де Куинси, замечательного по своему дарованию писателя, чья «Исповедь английского морфиниста» поразила в XIX веке всю Европу красотой слога и силой описания наркотических грез. Но автору не хватило энергии закончить ни один из задуманных им романов.

Музыкальное сопровождение: группа «Nirvana», песня «Smells Like Teen Spirit» (без вступления, 1-й куплет). Под нее – презентация: на экране появляются 4 фотографии с изображением больницы и врачей с пациентами (по выбору учителя).

Ведущий 2

Уколись – и увидишь райский ты сад
Без билета, денег и блата...
И теперь твоя жизнь – это плата за ад,
За незнание страшная плата.
Ниже просто немыслимо пасть.
Это доктор иль ангел в белом?
Героин получил безраздельную власть
Над душою твоей и телом.
Сам себе ты поставил безвыходный мат,
Мир твой – это больницы палата.
Да и вся твоя жизнь – это плата за ад,
За доверчивость страшная плата.
Ты избавиться хочешь, ты вырваться рад,
Перестать быть живым товаром
Для дельцов, что за ДЕНЬГИ ссылают в ад,
А не даром, совсем не даром.

Ведущий 3. Ощущению свободы и счастья, творчества и любви в наркобреду принадлежат мгновения, а боли, страху, животной зависимости – вся оставшаяся жизнь.

Ведущий 4. Из-за постоянного введения в кровь наркотических веществ в организме перестают вырабатываться собственные болеутоляющие вещества, и человек начинает ощущать не только боль от прикосновения одежды к коже, но и пульсацию сосудов, и даже трение суставов при движении. Его тело превращается в одну сплошную рану, причиняющую нескончаемую боль. Нет больших страданий, чем те, которые испытывает наркоман при отсутствии наркотиков. Сами наркоманы назвали это состояние ломкой. Она появляется, если наркотик отсутствует в организме 10–12 часов. Человек, хоть раз перенесший ломку, готов пойти на любое преступление, чтобы получить наркотик.

Ведущий 1. Помимо ломки, действие наркотиков на организм человека проявляется и иным образом. Повышается аппетит, прежде всего на сладости (возникает прожорливость). Чувство времени и пространства изменяется. Возбуждаются фантазии. Может возникнуть беспричинный смех или поток мыслей, из-за которых иногда становится труднее сосредоточиться. Человек приходит в такое состояние, когда не может уловить нить разговора или забывает то, что планировал сделать. Часто люди теряют интерес к тому, как они выглядят или каковы их успехи в школе или на работе.

Ведущий 2. Наркотики ухудшают спортивные результаты, поскольку они воздействуют на скорость и координацию движений: мышцы становятся слабыми, а конечности кажутся тяжелыми.

Ведущий 3. При более высоких дозировках возникают те же эффекты, но в усиленном виде. Наркотики вызывают множество психических расстройств. Человек может испытывать страх и приступы паники, видеть несуществующих людей или животных, пытаться спастись от них, порой нанося повреждения себе или другим. Иногда перед человеком явственно встают картины прошлого, как если бы он видел и ощущал все это в данный момент. Возможны также не поддающиеся контролю враждебность, агрессивность, злоба, тоска.

Ведущий 4

Нетерпимо до боли сияют огни,
Кто-то ходит по дому страшный.
Мама, милая, монстра скорей прогони
И верни меня в день вчерашний,
Где не знала я слов «колоться» и «шприц»
И была на ребенка похожей,
Где на белом коне приезжал за мной принц,
А не кайф с отвратительной рожей.
Я хочу в облака полететь, до звезды,
Я, смотрите, уже полетела?
И с балкона лишь шаг до небес, до беды...
На асфальте мертвое тело.

Музыкальное сопровождение: Земфира, песня «Итоги» (первые 4 строчки 1-го куплета). На ее фоне – презентация: фотографии с изображением наркоманов.

Ведущий 1. Очень быстро, через 2–3 года, наркомания приводит человека к полному психофизическому истощению. Кожа приобретает желтоватый оттенок, появляются ломкость костей и потеря волос, наступает преждевременное старение с признаками слабоумия, утрачиваются прежние чувства и интересы, единственной заботой становится проблема добычи наркотиков любой ценой.

Ведущий 2. Известный американский журналист Род Христофсен, который 5 лет изучал притоны в Нью-Йорке, Лондоне, Неаполе и других городах, пишет, что ни разу не встречал хронического наркомана старше 30 лет. Обычно такие люди погибают от передозировки, общей дистрофии, сердечной недостаточности, в драке, криминальной разборке, от заражения инфекционными болезнями, гепатитом, СПИДом.

Ведущий 3. Результаты наблюдений показывают, что регулярное использование наркотиков приводит к возникновению некоторых видов рака и проблемам в дыхательной, иммунной и репродуктивной системах. Например, те, кто выкуривают 5 доз марихуаны в неделю, принимают столько же канцерогенов, то есть вызывающих рак веществ, как и те, кто выкуривает 2 пачки сигарет каждый день. При этом курение одной сигареты марихуаны ведет к такому отложению смол в дыхательных путях, которое четырехкратно превышает количество смолы из табачного дыма при выкуривании одной сигареты.

Ведущий 4. Одно из наихудших последствий употребления наркотиков – отрицательное влияние на процесс зачатия и беременности. Дети наркоманов рождаются или мертвыми, или с физическими уродствами, или с отставанием в умственном развитии. Но самое страшное – с вражденной зависимостью от наркотиков, то есть, появившись на свет, они уже являются наркоманами. Большая часть из них умирает очень быстро, доживая, как правило, лишь до 4–6 месяцев.

Музыкальное сопровождение: группа «Звери», песня «За любовь из горлышка» (1-й куплет). На ее фоне – презентация: на одном слайде постепенно появляются фотографии с изображением водки, сигарет, наркотиков.

Ведущий 1

Ты четвертые сутки без пищи и сна,
В вену – кубик губительной дозы.
Посмотри: за окошком бушует весна,
Мальчик дарит девочке розы.
Ведь тебе 18! А тридцать дают.
Где твоих серых глаз поволока?
Дома нет. А ведь были и дом, и уют,
Ты любила родителей, Блока.
Вот летает по комнате розовый тигр,
Рядом стонет от боли подружка.
И тебе не до детских счастливейших игр,
Грязный шприц – и еда, и игрушка.
Пустые глаза, покривившийся рот,
Тебе теперь нечем гордиться.
И когда-то родится сыночек-урод,
Если кто-то вообще родится.
У него с тобой будут одни плоть и кровь,
Но, любя даже сильно, мальчонку,
Ты подаришь ему не тепло, не заботу –
А ломку, проклятую ломку!

Подведение итогов

Ведущий 2. Теперь вы видите: есть то, ради чего стоит сказать наркотикам: «Нет!».

Ведущий 3. Помните, всякое, а тем более неоднократное применение нейротропного средства (а это табак, алкоголь, наркотик) изменяет нервные клетки. Все нейротропные вещества в большей или меньшей степени биологически агрессивны и вторгаются в клетки организма, изменяя их структуру или убивая их. Применять подобные вещества – значит испытывать судьбу, заглядывать в потусторонний мир наркомании.

Музыкальное сопровождение: Земфира, песня «Шкалят датчики» (без вступления первые 4 строчки 1-го куплета). На ее фоне – презентация: 2 слайда с фотографиями (по выбору учителя).

Ведущий 4

Твое сердце, глаза и мысли пусты,
Холодны, словно мартовская вода,
Потому что двум кубикам наркоты
Ты теперь говоришь безотказно «да!».
Этот старый подвал, где грязь и коты, –
Знак того, что с тобой случилась беда.
Потому что двум кубикам наркоты
Ты теперь говоришь безотказно «да!».
Да, друзья твои (а друзья ли?) круты
И за дозу берут прилично монет.
Вспомни прежнее «я», что без наркоты
И попробуй сказать упрямое «нет!».

Музыкальное сопровождение: группа «Банда», песня «Допинг» (припев: 4 строчки). На ее фоне – презентация: 1 слайд с фотографиями, изображающими лица подростков.

Ведущий 1. Прежде чем приобрести порцию «дури», хорошенько подумай: тебе это надо?

Ведущий 2. Никогда не соглашайся передать пакетик с сомнительным содержимым другому человеку.

Ведущий 3. Каким бы заманчивым ни показалось предложение попробовать немного счастья – откажись.

Ведущий 4. Если, попробовав «дури», ты не прочь повторить, не забывай – за все надо платить.

Ведущий 1. XXI век – время огромных скоростей и возможностей.

Ведущий 2. Не каждому человеку удается успевать за жизнью, его часто подстерегают стрессы.

Ведущий 3. Люди спасаются по-разному: одни находят отдушину в различных полезных и безобидных увлечениях, другие – в наркотиках, то есть в смерти.

Ведущий 4. ВЫБОР – ЗА ТОБОЙ!

Музыкальное сопровождение: группа «Банда», песня «Допинг» (рэп в конце песни и припев). На ее фоне – презентация: на экран выводится памятка. Она же в это время раздается в зале зрителям.

TopList