Сценарии
Классный час
Светлана Сырицына ,
учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 58», г.Улан-Удэ, Республика Бурятия
учитель начальных классов, МОУ «СОШ № 58», г.Улан-Удэ, Республика Бурятия
Конфликт и пути его разрешения
Психологический ликбез для 5–7-х классов
Разговор об особенностях конфликта и способах его преодоления поможет детям не только школе, но и в семье, при общении со сверстниками. Анализ причин конфликта и предлагаемые упражнения развивают навыки рефлексии и умение взглянуть на ситуацию со стороны – ведь без этого невозможно преодолеть разногласия.
У нас каждое дело должно пройти пять
стадий:
шумиху, неразбериху, поиск виновного, наказание
невиновного и
награждение непричастного.
Идея Паркинсона
Цели:
- ознакомление учеников с понятием «конфликт»;
- помощь им в осмыслении конфликтной ситуации и путей выхода из нее;
- обучение детей поиску путей сотрудничества, нахождению «плюсов» среди «минусов»;
- воспитание у них социально одобряемых форм поведения;
- формирование коммуникативной культуры.
Оборудование:
- два нарисованных дерева;
- листья дуба, вырезанные из цветной бумаги, для начала урока и подведения его итогов;
- бумага для упражнений «Снежинки» и «Рисунок вдвоем»;
- бланк анкетирования «Особенности поведения в конфликтных ситуациях»;
- памятка «Как выйти из конфликтной ситуации».
Дерево знаний
Учитель. Сегодня мы рассмотрим понятие «конфликт», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.
Ребята, что такое конфликт?
Ответы и предположения детей.
Учитель. А теперь свои ответы запишите на разноцветных листочках, которые лежат у вас на столах.
Дети записывают, обсуждают.
Учитель. В переводе с латинского конфликт означает «столкновение», а с точки зрения психологии, конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей. Посмотрите на эти два дерева. На первом дереве будут расти листочки – знания о понятии «конфликт». А вот на втором вырастут другие листочки – новые знания, которые вы получите на нашем занятии.
Листочки с ответами детей прикрепляются к первому дереву.
Учитель. Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства в состоянии конфликта. Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. И сейчас мы убедимся в этом при выполнении разных заданий.
Снежинки
Задание:
1. Возьмите листок.
2. Сложите его пополам.
3. Оторвите правый верхний угол.
4. Сложите еще раз пополам.
5. Еще раз оторвите правый верхний угол.
6. Еще раз сложите пополам.
7. И еще раз оторвите верхний правый угол.
8. Разверните листок и покажите свое произведение одноклассникам.
Дети выполняют задание.
Учитель. Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, хотя был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?
Ответы детей.
Учитель. Правильно, если бы все снежинки были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом.
Рисунок вдвоем
Класс делится на пары, каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему. Готовые рисунки обсуждаются с помощью вопросов: «Кто что рисовал?», «Почему нарисовали именно это?», «Как вам рисовалось?» и т. д. Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.
Учитель. Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.
Ребята, попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации? Расскажите.
Ответы и рассказы детей.
Учитель. Бывают ли у вас конфликты с родителями? В чем их суть?
Рассказы и обсуждение.
Учитель. Что вы предпринимаете, чтобы избежать конфликтов в школе с друзьями и учителями, в семье?
Ответы и их обсуждение.
Анкетирование
Учитель. А сейчас, когда мы с вами уже многое узнали о конфликтах, рассмотрим особенности вашего поведения в конфликтных ситуациях. Для этого вам необходимо будет ответить на поставленные вопросы.
Бланк для ответов.
А | В | С | D | E |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Всего | Всего | Всего | Всего | Всего |
Баллы записываются на доске.
Учитель. Сейчас я вам зачитаю 20 утверждений. Если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта, поставьте цифру 3, если вы реагируете подобным образом от случая к случаю, иногда – 2, если редко или никогда – 1.
Во время конфликта в классе я:
- Прошу ребят остановиться.
- Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно.
- Помогаю ребятам понять друг друга.
- Пытаюсь растащить ребят.
- Жду: пусть конфликт разрешится сам собой.
- Нахожу зачинщика.
- Ищу причину, из-за которой возник конфликт.
- Ищу компромиссное решение.
- Обращаю все в шутку.
- Говорю: «Не делайте шума из ничего».
- Заставляю прекратить и извиниться.
- Вдохновляю на поиск другого решения.
- Помогаю им решить, от чего стоит отказаться.
- Стараюсь переключить внимание.
- Не мешаю «сражаться», пока кто-нибудь не победит.
- Ссылаюсь на правила поведения.
- Предлагаю несколько вариантов решения на выбор.
- Помогаю всем почувствовать себя комфортнее.
- Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом.
- Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы.
Учитель. А теперь подсчитайте сумму баллов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.
А – трезвый подход – вы стараетесь быть порядочными по отношению к ребятам, но при этом считаете, что ими необходимо жестко руководить и ребята должны знать, что можно, а что нельзя.
В – проблемно-разрешающий подход – вы пытаетесь совместно разрешить конфликт и принять творческое решение.
С – компромиссный подход – вы выслушиваете ребят и помогаете им выслушать друг друга, а затем убеждаете их в том, что от чего-то всегда надо отказываться, что мы не можем иметь все, что хотим, и что немножко – лучше, чем ничего.
D – затушевывающий (сглаживающий) подход – вы стараетесь сохранить и поддержать мир и спокойствие, насколько это возможно, тем более что многие конфликты не так уж важны и лучше не обращать на них внимания.
E – игнорирование – вы предоставляете ребятам самим разобраться во всем и сделать соответствующие выводы для себя.
Ответ с улыбкой
Учитель. Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой). Разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.
• На перемене, играя, ты нечаянно наступил(а) на ногу рядом стоящему однокласснику. Твои действия? Реплика должна быть с улыбкой.
• Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
• Вы получаете записку с вашим именем: «А + В = Любовь». Ваша реакция?
Итоги
Учитель. Что нового и полезного вы сегодня узнали? Ответы запишите на листочках и поочередно зачитайте классу, а затем прикрепите их ко второму дереву. Сравните два дерева и сделайте вывод.
Ребята пишут ответы, прикрепляют к дереву и обсуждают. В заключение им раздаются памятки (см. Приложение).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка
«Как выйти из конфликтной ситуации»
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
4. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
5. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
6. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
7. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
8. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента
9. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!