Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №6/2009

Идеи

Работа с учениками

Александра Полякова ,
к.п.н., г. Москва

Всеобщая мобилизация

Взаимодействие учителей и школьников посредством SMS

Если оглянуться на современную школьную реальность, можно увидеть огромное количество способов взаимодействия педагогов со школьниками посредством SMS и разнообразных примеров такого взаимодействия. Помимо уже привычного решения режимных и организационных вопросов при помощи мобильного телефона, учителя часто используют полюбившийся школьниками способ общения по SMS как катализатор в выстраивании теплых и доверительных отношений со своими учениками.

Привет :) ! Как дела?

Когда учитель хочет установить контакт со своими учениками, настроиться с ними на одну волну, стать для них близким человеком, он непременно задумается, какой способ общение с детьми будет им наиболее понятен и близок. Вот тут-то можно вспомнить в том числе и про знаменитые эсэмэски.

На одном из уроков литературы в одиннадцатом классе Костя списывал задание по английскому языку. Педагог настояла, чтобы тетрадь была убрана. Юноша подчинился просьбе учителя, но с явным недовольством – убрал тетрадь со словами: «Ладно. Если я получу двойку, вы будете виноваты!» В конце урока литературы выбирали творческую группу по подготовке внеклассного мероприятия. Выбрали и Костю. Группа должна была собраться после уроков на следующий день. Настроение мальчика явно не располагало к творческому процессу подготовки вечера и взаимодействию с учителем по этому, а возможно, и по любому другому поводу. «Я не приду. У меня курсы», – сказал Костя и хлопнул дверью. Такие черты мальчика, как стремление перечить и препираться со старшими (желание всегда сказать «нет», которое, как правило, позже превращается в «Oк!»), вспыльчивость, но быстрая отходчивость, наводили учителя на мысль, что ситуация благополучно разрешится и Костя придет на сбор рабочей группы. Но уверенности не было, так как его участие в подготовке на данном этапе во многом основывалось не на личной заинтересованности в мероприятии и даже не на учебной необходимости, а в большей степени на хороших взаимоотношениях с учителем. Проанализировав сложившуюся ситуацию, учительница решила помириться с юношей. Вечером педагог пишет мальчику сообщение: «Ну, как английский? Я что-то переживаю…». – «Два! Шучу. :) Меня не спросили». – «Правда?! Хорошо, что все так закончилось. :) Пока. До завтра». – «До завтра». (!) На следующий день творческая группа была в полном составе.

Общение с помощью любимого средства взаимодействия детей создает позитивный настрой учеников на учителя, желание говорить и слушать, хоть и в письменной форме.


В помощь учителю. Существует целый ряд символов с закрепленным или приблизительным значением, например:

радость :) =) 8-)
грусть :( =( 8-<
недовольство :\ =/
крик, сильные эмоции =0 :D
юмор, поддержка «подмигивание » ;)

В другой похожей ситуации инициатива идет от ученика. Тимофей не пришел в школу за пару дней до классного праздника, в котором у него одна из главных ролей. Ребята говорят: «Не волнуйтесь. Он завтра точно будет». На следующий день мальчика опять нет, а на подходе генеральная репетиция предстоящего события. Учитель, конечно, обеспокоен и недоволен: «Что случилось-то? Неужели позвонить нельзя?!». Сотовая связь сработала быстро: момент – и Тимофей с чьей-то помощью и с помощью мобильного телефона в курсе ситуации: «Александра Сергеевна, извините, пожалуйста. Я приболел. Сегодня не приду. Но завтра буду обязательно. Слова я все хорошо знаю». – «Понятно, лечись хорошенько. Только, Тима, прошу тебя, держи меня в курсе!» – «Оk! :) » Серия таких эсэмэсок помогает не только быстро проинформировать учителя о сути ситуации, но и психологически облегчает путь юноши к общению с педагогом, помогает снять остроту чувства вины перед учителем в сложившихся обстоятельствах, самому проявить инициативу в преодолении неловкости в неприятной ситуации и устранении причин беспокойства учителя.

Демонстрация готовности к контакту и общению посредством мобильного телефона также может в нужный момент оказать школьнику необходимую поддержку, помочь справиться с волнением и тревогой.

Во время репетиции в актовом зале педагог отсматривает сцены, сидя в первом ряду. Дима, находящийся тут же, только несколькими рядами дальше, пишет учителю: «Все! Я не смогу выступать. Я забуду все слова». Очевидно, что эсэмэска мальчика имеет не столько информативный характер, сколько отражает стремление к контакту с учителем, привлечение внимания к себе и своей проблеме, своим опасениям, а также крик о помощи, ожидание поддержки. Педагог не может в данный момент полноценно уделить внимание мальчику. Но и оставить без внимания его текст было бы тоже неверно, так как неоправданные ожидания контакта и поддержки не только усилят беспокойство ребенка, но и могут вызвать с его стороны негативную реакцию по отношению к педагогу и всему мероприятию.

Кроме того, ситуация является своего рода проверкой педагога на внимание к школьнику, готовность либо неготовность откликнуться на его эмоции, что является для большинства подростков важным в вопросе возникновения доверия и взаимопонимания между ними и педагогами. Поэтому учитель поддерживает «мобильный» диалог и отправляет сообщение: «Ну что ты, Дим?! Не волнуйся, все будет замечательно. Я буду подсказывать! :)». – «Обещаете?» – «Конечно». Из диалога видно, что такая реакция учителя вполне удовлетворяет школьника. Мальчик искренне радуется, что его «оклик» не остается незамеченным, а педагог включается в современную, значимую для юношей систему «мобильного» взаимодействия. Кроме того, страхи и опасения Димы хотя бы частично снимаются, благодаря поддержке референтного (значимого) для него в данной ситуации человека.

Как хорошо жить на свете!

Одна учительница, открытая для восприятия эмоций ребят, связанных и не связанных со школой, рассказывает, как получает от своих учеников эсэмэски не содержательного, а чисто эмоционального характера. Например, «Господи! Как хорошо жить на свете :)))) !!!» А ведь такой крик души можно направить только по-настоящему близкому человеку. И важно здесь будет все: и то, кому адресовано подобное послание, и то, что в нем написано, и то, каким способом оно передано. И SMS-общение как раз позволяет в краткой и емкой форме поделиться общающимся своими эмоциями, настроением.

Существует даже некая негласная специфическая культура мобильного общения. Сюда относится множество загадочных значков и традиций сложения слов и выражения эмоций именно в SMS-общении, в большей степени характерных для подростков и молодежи, но к ним вполне может приобщиться и учитель. Традиционные приемы SMS-общения: «Оk!» вместо «да», «хорошо» как некий атрибут современного, легкого подхода к делу; широкое использование латинского шрифта, более удобного в применении, чем русский; графические обозначения эмоциональных состояний, дающие пишущему возможность в краткой форме поделиться своим настроением с адресатом. Педагог, владеющий популярным у ребят средством общения и языком этого общения, вызовет, скорее всего, интерес, станет в какой-то мере своим – произойдет в некотором роде состыковка, идентификация с их миром, субкультурой школьников.

Случаются даже ситуации, когда непосредственно словесный текст SMS сводится к минимуму.

Так, в ответ на поздравление с праздником, Маша отвечает учителю: «И Вас тоже с праздником! Желаю Вам :) 8-) => ;) Вот!»

Или, например, когда одна учительница в период своей заочной сессии в университете получала от заботливых ребят из своего класса эсэмэски с вопросами о ее учебных делах и настроении, она вполне могла ответить: «Учу самый трудный билет: :( =( 8-( :-< =0 ! » Ее настроение было всем понятно и вызывало слова сочувствие и поддержки.

Устойчивый эмоциональный контакт педагога со своими учениками в этих двух ситуациях не вызывает сомнения и способствует их обмену впечатлениями, эмоциями, что помогает развитию симпатии, доверительных отношений между участниками взаимодействия.

Особенно интересными и значимыми могут выглядеть ситуации, которые совмещают в себе эмоциональный и учебный контексты.

При подготовке к выступлению на уроке по современной поэзии, авторской песне и рок-поэзии, школьники разделились на группы. Света, одна из самых увлеченных девочек в классе, – в группе по творчеству Владимира Высоцкого. Накануне выступления, поздно вечером, учитель получает от Светы SMS, и происходит следующий диалог: «Вот хочу рассказать, как у нас дела. Мы вроде бы подготовились. Довожу до «ума» сценарий. :) ». – «Ясно. Ты хочешь сказать, что из-за меня весь одиннадцатый «А» по ночам не спит?!» – «Нет, что Вы! :). Совсем нет! Просто увлеклась очень :) ». – «Ну, тогда ладно! :). Только, Света, я тебя прошу, не забудь все-таки поспать». – « 8-). Оk! Скоро лягу!... Я вот думаю: а интересный человек был этот Высоцкий!!! :) ». Поздняя эсэмэска от девочки выражает ее желание непременно поделиться возникшими в процессе подготовки эмоциями, а также, скорее всего, выражает ожидание одобрения со стороны педагога. Помимо одобрения активной и инициативной позиции старшеклассницы, педагог мягко и тактично проявляет заботу о здоровье школьницы, напоминает о необходимости сна. Так как напоминание имеет ненавязчивый и отчасти юмористический характер, оно не вызовет у девочки негативной реакции и ощущения чрезмерной опеки, характерных для данного возраста, сохранит положительные эмоции, получившие взаимный отклик со стороны педагога.

У меня проблема. Что делать?

Как ни странно, SMS-общение может стать и помощником в учебных вопросах. Ситуации, возникающие в учебном процессе, вполне могут требовать вмешательства классного руководителя или учителя-предметника в учебную деятельность учеников. Это может быть связано непосредственно со школьными проблемами (со спецификой урока, взаимоотношениями учеников с учителем и т.п.) или же с проблемами ребят личного характера, отражающимися на их успеваемости. При помощи SMS-общение вмешательство педагога в подобную ситуацию и его индивидуальное взаимодействие с ребенком становятся максимально оперативными и при соблюдении этических норм SMS-общения не нарушают ход учебного процесса.

Например, такая ситуация. Классный руководитель, учитель биологии, в начале одного из уроков получает от Марины SMS (Марина – ученица ее класса, у которого сейчас урок английского языка): «Ольга Валерьевна, у меня дома проблемы. У нас сейчас английский, а я вчера не смогла подготовиться. Наталья Алексеевна мне не верит! Что мне делать?» Учитель благодаря информации, поступившей посредством SMS, находится в курсе любых срочных вопросов и проблем учеников и имеет возможность координировать их решение. Педагог заглядывает на урок английского к своему классу – делает для ребят объявление и попутно говорит учителю («от себя», не ссылаясь на слова девочки), что у Марины проблемы дома. Она договаривается с учителем английского, что у девочки будет возможность сдать задание на следующий день. Меры такого рода в силу различных обстоятельств (сложности ситуации, неспособности школьников к взаимодействию с некоторыми учителями, чрезмерная жесткость и неготовность к диалогу отдельных педагогов и т.п.) оказываются важными и необходимыми в рамках учебно-воспитательного процесса.

В особых случаях с помощью мобильного телефона можно даже молча, без слов, регулировать ход урока.

Идет урок литературы по авторской песне. Выступает группа по творчеству В.Высоцкого. Одиннадцатиклассники разыгрывают интервью Высоцкого (Костя) журналистке (Оля). Ребята сценку затянули, и конца не видно. Но как бы артистам на это намекнуть, не прерывая резко выступление? Вдруг учителю приходит сообщение от… Кости: «Долго мы, да?» (По задуманной мизансцене Костя сидит спиной к зрителям, то, что он пользуется мобильником, классу не видно.) Учитель: «Немного. Надо заканчивать». Ребята на ходу корректируют сцену.

Костя – ученик одиннадцатого класса, с которым у учителя уже налажен «мобильный» контакт. Поэтому даже в такой специфической ситуации отправленная эсэмэска выглядит вполне закономерной. Учитель реагирует сообразно ситуации и сложившимся отношениям с мальчиком. SMS-диалог позволяет педагогу в нужный момент подкорректировать учебную ситуацию, а также подтвердить уже налаженный способ общения со школьником, значимый для него.

Спасибо, что Вы появились в моей жизни!

Но все-таки самое важное значение общение по SMS приобретает в ситуациях, когда мобильный телефон учителя становится личным каналом доверия для школьников. В каком-то смысле общение через эсэмэски помогает сократить дистанцию между учителем и учеником. В письменных обращениях ребята иногда могут сказать больше, откровеннее, чем в личном разговоре или по телефону.

Насте, получившей двойку за контрольную, родители запретили участвовать в школьном концерте – играть на скрипке. Настя решила посоветоваться с классным руководителем, что же ей делать, но позвонить по телефону из дома она не может. По SMS она рассказывает ситуацию учителю и просит о помощи. Учитель предлагает позвонить родителям (как будто классный руководитель делает это по своей инициативе, а не после рассказа девочки) и переговорить с ними. SMS-общение с педагогом позволяет девочке донести информацию до педагога, поделиться своими переживаниями и заручиться поддержкой учителя. При помощи мобильного телефона педагог и школьница совместно ищут пути решения непростой ситуации.

Также возможны ситуации «мобильного» взаимодействия, когда ребенок получает возможность с помощью SMS высказать то, что не может сказать в лицо или по телефону не из-за каких-то внешних обстоятельств, а в силу психологической преграды.

У Юры – одна из главных ролей в готовящемся мероприятии. Но вдруг он исчезает: его нет в школе, ребята ничего не знают, на звонки и эсэмэски не отвечает. Но через пару дней учителю приходит сообщение от мальчика, которое он все-таки решился написать: «Татьяна Николаевна, извините меня, пожалуйста, что я всех подвожу, но я не смогу участвовать в вечере. Меня в воскресенье избили. Прошу вас, не говорите об этом никому!» Далее посредством SMS учитель узнает ситуацию подробнее: Юру около подъезда встретили четыре подростка, избили и ограбили. Юноша очень остро воспринял эту ситуацию – как унижение и оскорбление, тем более что ребята были явно младше него; мальчик не хотел, чтоб об этом знали в школе, и в итоге решился рассказать только учителю литературы. Мобильный телефон предоставил возможность школьнику поделиться своей тайной с педагогом (что говорит о высоком уровне доверия последнему). Это помогло школьнику снять груз ответственности с души, а педагогу быть в курсе ситуации и соответственно найти пути ее решения, касающиеся как учебно-воспитательного процесса (найти Юре замену в предстоящем вечере), так и индивидуальной психологической адаптации школьника после случившегося.

А вот другая ситуация. В конце третьей четверти учитель проводит рождественский классный час – урок теплых слов, поздравлений, загадывания желаний и т.п. Педагог работает с этим классом первый год. Классный час дает, конечно, массу положительных эмоций. После урока многие школьники подходят к учителю со словами благодарности и для того, чтобы поделиться впечатлениями. Но, оказывается, в школе были сказаны еще не все слова. Вечером учитель получает SMS от десятиклассницы Даши, девочки немного замкнутой: «Татьяна Николаевна, спасибо, что Вы появились в моей жизни!» Такая эсэмэска становится этапом на пути к эмоциональному раскрытию девочки и формированию ее доверительных взаимоотношений с учителем. Педагогу данное послание помогает прочувствовать определенные особенности характера старшеклассницы, выразить свою готовность к взаимопониманию и сотрудничеству.

Ну ты чё?

Но те учителя, которые до сих пор в один голос выступают против «мобилизации» детского общения и, тем более общения таким способом школьников со взрослыми, не совсем не правы. Своя ложка дегтя в популярности эсэмэсок, к сожалению, есть.

В серьезной коррекции порой нуждаются форма и содержание детских сообщений. Кроме специальной культуры SMS-общения, существует и обратная проблема. Бескультурье, которое часто присутствует в речи современных юношей и девушек, в полной и даже более концентрированной форме переносится ими в сферу SMS. По мнению одной учительницы русского языка, эсэмэски типа «ну ты где?» и «ты чё?» составляют, как правило, 80% всех текстов школьников. Общаясь с ребятами по SMS, учитель получает возможность незаметно задать более высокий уровень общения: перед учениками возникнет реальный другой пример «говорения» по SMS, который, скорее всего, подтолкнет их и приучит строить свои фразы (и мысли!) несколько иначе.

Общение со взрослыми, тем более с учителем, требует от школьников некоторой корректировки своих привычных текстов. Сам педагог в своих SMS также использует вместо пресловутых «ты чё?» другие обороты, которые на подсознательном уровне частично усваиваются ребятами как норма. «Если ребенок слышит (видит) нормальный текст, это уже полдела!» – утверждают учителя русского языка и литературы.

Этической проблемой «мобильного» общения учителя со своими учениками является наличие тонкой границы между уместностью и неуместностью использования SMS как способа взаимодействия. Школьники могут попытаться за счет налаженного контакта с учителем улучшить свои учебные результаты (по SMS обратиться к учителю с просьбой решить задачу, подсказать знак препинания и т.п.), могут проявить чрезмерную навязчивость в стремлении к такому общению. Возникает вопрос: как сделать так, чтобы не обидеть человека, не закрыть канал доверительного общения и в то же время не нарушить педагогическую этику? Учителя в такой ситуации, как правило, ориентируются сами и ориентируют своих воспитанников на гласные и негласные рамки «мобильного» общения, когда оба собеседника, скажем, оставляют за собой право не отвечать на SMS в неудобных для них ситуациях, не обмениваться посланиями после десяти вечера, выключать мобильные телефоны на уроках и т.п.

Но в любом случае современным педагогам исключить мобильный телефон из своего поля зрения практически невозможно – это факт. Каждый, конечно, выберет сам, какую позицию ему занять в этом «мобильном» мире школьников. И хотя некоторые считают, что с мобильным телефоном необходимо бороться, мы предлагаем учителям соответствовать современным формам общения.

TopList