Сценарии
Педсовет
Леонид Нургалеев ,
заслуженный учитель России, к.п.н., директор ПУ «Самородок», г.Нижний Тагил, Свердловская обл.
заслуженный учитель России, к.п.н., директор ПУ «Самородок», г.Нижний Тагил, Свердловская обл.
Ученики глазами учителей
Коллективное педагогическое творчество
Мы предлагаем познакомиться со сценарием педагогического совета, который был разработан и проведен в коллективе профессионального училища «Самородок» г. Нижний Тагил во время традиционных «Рождественских педагогических чтений» 13 января 2009 года.
Участники разделились на шесть групп, после чего им были предложены педагогические ситуации (над каждой работали две группы). Педагоги должны были:
- Предположить, каковы были мотивы учащихся в конкретной ситуации.
- Привести варианты мотивации педагогов при оценке этой ситуации.
- Определить алгоритм выхода из данной педагогической ситуации (возможно несколько вариантов).
- Представить результаты групповой работы (публичная презентация).
Результаты работы в группах представлены без изменений и интерпретации.
Коллективный уход учащихся с урока
Группа А
Мотивы учащихся:
1. Игнорирование преподавателя.
2. Неподготовленность к уроку.
Мотивация педагогов:
1. Цель – ошеломить обучающихся своими действиями.
2. Стремление доказать, что преподаватели лучше, чем о них думают подростки.
Алгоритм выхода из ситуации:
1. Анализ ситуации.
2. Выход педагога в класс с объявлением благодарности за результаты работы по следующим основаниям:
- проявление коллективизма;
- взаимоподдержка;
- смелость.
Оценка данного факта педагогом – «готовность пойти с учащимися этой группы в разведку».
3. Варианты выхода из конфликта:
- круглый стол (обсуждение причин);
- отработка пропущенного урока (вместо одного урока – два занятия);
- самостоятельное изучение материала с последующим индивидуальным контролем качества;
- выполнение творческих работ по пропущенной теме урока и публичная защита.
Группа Б
Мотивация учащихся:
1. Плохой психологический климат на уроке (протест).
2. Отсутствие интереса к данному предмету.
3. Отклик на провокацию лидера (за компанию).
4. Физиологическое выгорание (усталость).
Вместо мотивации педагоги данной группы обозначили профессиональные качества, которые, по их мнению, позволят решить данную проблему:
1. Мобильность.
2. Критичность мышления.
3. Гибкость в деятельности.
4. Нетрадиционность методов.
Алгоритм выхода из ситуации:
1. Выявление причины коллективного ухода учащихся с урока.
2. Рефлексия собственной педагогической практики в данном классе.
3. Совместное обсуждение с классом сложившейся ситуации и принятие решения с учетом мнения класса.
Пропажа журнала
Группа А
Мотивация учащихся:
1. Стремление скрыть истинное положение по успеваемости и посещаемости.
2. Желание сорвать урок.
3. Хулиганство.
4. Конфликт с преподавателем-куратором (в отместку).
Мотивация деятельности педагога:
1. Чувство долга.
2. Стремление избежать конфликта с администрацией.
3. Необходимость выявить проблемы в классе.
4. Стремление достойно выглядеть в глазах подростков.
5. Цель – преподнести воспитательный урок.
Алгоритм выхода из ситуации:
1. Беседа с классом о добровольном возврате журнала.
2. Беседа с активом класса.
3. Индивидуальная работа с учащимися.
4. Следственные действия: сюжетно-ролевая игра «Спецназ – колобок».
5. Общественное порицание.
6. «Суд присяжных».
Группа Б
Мотивация учащихся:
1. Шутка (прикол).
2. Низкий интеллектуальный уровень учащихся (нет журнала – нет проблемы).
3. Неприязнь к преподавателю или куратору.
4. Желание скрыть истинное положение в классе по успеваемости и посещаемости.
5. Месть конкретному лицу (педагогу).
6. Бравада перед сверстниками («Геростратова слава»).
Мотивация деятельности педагогов:
1. Стремление уйти от конфликта с администрацией.
2. Выявление слабых мест в педагогической практике при работе с данным классом.
3. Потребность в сохранении чувства собственного достоинства у себя как представителя учительства.
4. Определение личностного потенциала лидеров класса.
5. Обозначение зоны ответственности педагогов перед подростками.
Алгоритм выхода из ситуации:
1. Ввести в практику учета и контроля посещаемости и успеваемости «Электронный журнал». Кстати, такой журнал в ПУ «Самородок» разработан.
2. Провести родительское собрание совместно с учащимися. Познакомить родителей с ситуацией и предложить им пройти на базе ОУ компьютерную подготовку для получения необходимой информации об успехах своих детей по электронной почте.
Булинг
В группе одной компанией постоянно оказывается давление на учащегося этой же группы, вплоть до физического воздействия.
Группа А
Мотивация учащихся:
1. Нестандартный подросток, не вписывающийся в сложившуюся систему отношений.
2. Любимчик педагогов.
3. Конфликт с одним из лидеров компании.
4. Попытка самоутвердиться перед сверстниками, демонстрируя силу.
Мотивация деятельности педагогов:
1. Рефлексия собственной педагогической практики и выявление ошибок, приведших к такому результату отношений в группе.
2. Стремление защитить потерпевшего и предупредить дальнейший ход событий.
Алгоритм выхода из ситуации:
1. Встреча с каждым членом компании один на один и смещение акцентов: «Ты на месте унижаемого подростка, твои ощущения и действия?».
2. Классный час «Предательство или пофигизм? Страх или это меня не касается?».
3. Привлечение работников социально-психологической службы.
4. Работа с родителями.
В конце презентации участники данной группы сказали: чтобы не допустить такую ситуацию, необходимо проводить профилактическую работу: социометрическое исследование и разработку программы воспитательных мер для каждой социометрической группы.
Группа Б
Мотивация учащихся:
1. Стремление к самоутверждению через унижение.
2. Подавление неординарной личности.
Мотивация деятельности педагогов:
1. Выявление причин, приведших к агрессивности со стороны компании.
2. Определение потенциала развития конфликта.
3. Выявление слабого звена в своей воспитательной работе с группой.
Алгоритм выхода из ситуации:
1. Анкетирование: «Как я понимаю, в чем заключается человеческое достоинство?».
2. Проведение группового собрания по итогам анкеты. Обработка анкет вместе с активом группы.
3. Подключение психолога.
4. Ознакомление родителей с этой информацией.
5. Выход в администрацию ОУ с предложением провести педагогический совет по данной проблеме.
Экспертная группа – три педагога высшей категории – представила свою оценку предлагаемым вариантам, причем для многих их оценка оказалась откровением. Мы не публикуем эту информацию сегодня лишь по одной причине: хотелось бы познакомиться с другими подходами при решении названных проблем.
Фото из архива школы