Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2009

Идеи

Работа с классом

Наталья Гришина ,
к.п.н., СГУ им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов

Обратная связь

Алгоритм действий педагога в нестандартной ситуации

Когда возникает нестандартная педагогическая ситуация (класс сбежал с урока или исчез журнал учета успеваемости и посещаемости), у педагога часто возникает соблазн применения силового решения возникшей проблемы. Давайте попробуем сказать «стоп!» диктатору в себе и поискать альтернативные способы. На примере конкретного случая ? класс сбежал с урока ? рассмотрим возможный алгоритм действий классного руководителя по оптимальному разрешению нестандартных педагогических ситуаций.

 

Шаг 1
Стабилизация психологического состояния

В первую очередь, до принятия каких-либо действий, педагогу, который столкнулся со сложной, неоднозначной педагогической ситуацией, необходимо нормализовать свое эмоциональное состояние, сформировать философское отношение к возникшей проблеме. Здесь помогут широко известные психотерапевтические приемы (сделать 10 вдохов – 10 выдохов, досчитать до 10 и т.п.), основанные на взаимосвязи физиологических механизмов человека и психических процессов: в частности, нормализация дыхания помогает восстановить сбалансированное состояние. Можно выполнить упражнение из американской системы Натали Роджерс под названием «Пресс». Суть его состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

Также можно волевым усилием развернуть свои чувства на 180° – и вместо давящего чувства досады, неподконтрольности ситуации попробовать ощутить радость от того, что с вашими подопечными ничего не случилось: все дети живы и здоровы. Еще одно полезное чувство, которое можно вызвать и культивировать в себе, – чувство благодарности: подумайте, ведь именно благодаря вашим озорникам вы получили хорошую возможность укрепить философское отношение к жизни, а также попрактиковаться в выработке позитивного подхода к создавшейся проблеме (найти плюсы в любой, самой патовой ситуации – великое искусство!..). Кроме того, у вас появилось бесценное средство педагогической диагностики – обратная связь (еще один повод для радости!..).

После того как вы нормализовали свое эмоциональное состояние, можно переходить к следующей операции алгоритма.

Шаг 2
Педагогический анализ

Не спешите сразу выяснять истинную причину произошедшего инцидента – у вас есть хорошая возможность потренировать свою педагогическую интуицию, развить навыки эмпатии, способности к сопереживанию. Поставьте себя на место своих подопечных, проиграйте ситуацию с их позиции. Попытайтесь идентифицировать себя с конкретными воспитанниками, прежде всего наиболее яркими личностями, которые пользуются в классе авторитетом (именно они в наибольшей степени могут влиять на тот или иной ход событий в классе). Сыграйте роли формального или неформального лидера (лидеров): подражайте манере речи, поведения, проиграйте возможные размышления, представьте семейную ситуацию того или иного ребенка. Попробуйте догадаться, почему произошла проблемная ситуация.

В случае побега с урока причин может оказаться великое множество… Это может быть спонтанный, импульсивный поступок: детей заинтересовал новый фильм (или другое привлекательное событие), кто-то из ребят бросил клич, и под воздействием эмоций, не задумываясь о последствиях, класс… «улетел» с урока. Это может быть осознанный, взвешенный выбор (либо лидера или лидеров класса, либо всего класса) – предпочтение более заманчивой альтернативы привычному уроку. И, наконец, самый непростой вариант – это может быть протест, осознанный или неосознанный, против нелюбимого предмета и соответственно учителя, который не смог заинтересовать ребят своим предметом; против конкретных действий определенного педагога. Самый-самый непростой вариант, если протест направлен против вас как профессионала и/или как личности, против ваших действий… Прислушайтесь к своей интуиции, попробуйте догадаться!

Параллельно с этим (но не ранее) можно подключить педагогическое мышление и проанализировать детали произошедшей ситуации, а также наметить стратегию, выработать примерный (жизнь обязательно внесет коррективы) план дальнейших действий.

Шаг 3
Выяснение истинной причины

Применительно к ситуации побега с урока вы можете напрямую озвучить вашу догадку, если процесс «сканирования», по вашим ощущениям, оказался успешным (а это вы всегда можете почувствовать по своему внутреннему состоянию: когда найдена разгадка – внутри все ликует: «Эврика!»). Данный вариант является в большинстве случаев беспроигрышным – с истиной сложно спорить.

В случае если вы не уверены в правильности своих догадок, можно побеседовать со всем классом или с его лидерами, чтобы прояснить ситуацию. Во время разговора важно действовать открыто, прямо, с позиции мы – равные субъекты образовательного процесса и в полной мере несем ответственность за результаты своего выбора. Проводить беседу лучше в нетрадиционной обстановке – либо в непривычной для ребят аудитории (например, в кабинете психологической разгрузки), либо в привычном классе с иначе выстроенным интерьером (столы, расположенные полукругом или кругом; другое освещение и т.д.). Это нужно для того, чтобы создать особый психологический климат, способствующий откровенности и большему раскрепощению ваших воспитанников.

Также для определенных целей можно использовать и методы педагогической диагностики (к примеру, анкетный опрос, тестирование) для исследования, к примеру, учебной мотивации школьников, для выявления отношения к определенному учебному предмету или конкретному педагогу1. В любом случае диагностику следует проводить профессионально, используя апробированные или грамотно составленные методики, исключительно с согласия воспитанников.

Спектр педагогических действий классного воспитателя на данном этапе может быть чрезвычайно широким и зависит от многих факторов, прежде всего – от профессиональных предпочтений, фантазии, уровня творчества конкретного педагога, от отношений с воспитанниками. Иному педагогу достаточно перекинуться на бегу парой фраз с неформальным лидером класса, и он сразу поймет, в чем дело.

Шаг 4
Нормализация ситуации

Ваши действия на данном этапе будут вытекать из понимания истинных причин произошедшей ситуации. Так, в случае ситуации побега с урока, если поступок был на самом деле импульсивным, класс вполне заслуживает наказания путем, например, лишения привилегий (какой из привилегий лишиться – традиционного классного капустника, похода в парк и т.д., – класс может выбрать сам).

В случае осознанного выбора необходим открытый разговор с классом и отдельно с лидерами класса (если именно они были инициаторами побега). Можно порассуждать о месте учебы в системе жизненных приоритетов воспитанников, опираясь на обобщенные данные проведенной диагностики; об ответственности и выборе – о том, что каждый выбор влечет за собой определенные последствия, о которых необходимо задумываться. Лучше провести данный разговор в форме дискуссии, чтобы в максимальной степени получить обратную связь от своих воспитанников, дать им возможность высказаться. Для обострения дискуссии рекомендуется использовать следующие приемы:

1) Сомнение. Это прием внесения сомнений относительно высказанных идей. Он позволяет отсеивать слабые, непродуманные высказывания, снимать попытки демагогических выступлений. Возможные фразы ведущего: «Так ли это?», «Это все?», «Вы уверены в вашем тезисе?», «Звучит как-то слабо, бездоказательно».

2) Проблематизация. Этот прием состоит в требовании объяснения, обоснования, доказательства высказанных утверждений. Проблематизация обычно повышает продуктивность, основательность высказываний. Возможные фразы ведущего: «Обоснуйте ваш тезис», «Что это все-таки значит?», «Почему это так? Объясните все-таки нам».

3) Альтернатива. Ведущий выдвигает и обосновывает тезис, утверждение, противоположное высказанному участниками обсуждения, акцентируя внимание на возможности иной точки зрения, противоположного подхода, иного взгляда. Этот прием тренирует умение разностороннего анализа проблемы.

4) Доведение до абсурда. Используя этот прием, ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы. В данной ситуации классный руководитель легко может изменить ее: «А что, если учителя начнут «сбегать» с урока? Представьте себе, что все учителя школы покинули разом занятия ради своих, более интересных личных дел».

Если побег с урока являлся протестом против нелюбимого предмета (и соответственно учителя), против конкретных действий определенного педагога, классному руководителю необходимы осторожные продуманные действия по урегулированию проблемной ситуации. В данном случае он выступает в роли посредника, налаживающего отношения между классом и конкретным учителем. Работа должна вестись сразу по двум направлениям: выяснение позиций со стороны учащихся и со стороны педагога, против которого направлен протест. Далее необходимо организовать совместное обсуждение проблемы, целью которого будет нахождение компромиссного решения возникшей проблемы, достижение консенсуса. В случае если протест относится к вам как к педагогу или личности, к каким-то вашим действиям, необходимо максимально отстраниться от ситуации: самолюбие неизбежно будет вмешиваться и всячески мешать объективному анализу ситуации. Далее с позиции отстраненного наблюдателя произвести максимально беспристрастный анализ возникшей проблемы, отделить «зерна от плевел» (понять, в чем вы действительно правы, а что стоит принять в сведению и изменить – в себе как в личности, в своей профессиональной деятельности, во взаимоотношениях с вашими воспитанниками). Только после проведенного самоанализа вы будете готовы к открытому разговору с классом и выработке совместного оптимального решения возникшей проблемной ситуации.

Рассмотренный алгоритм применим и к другим нестандартным педагогическим ситуациям. Напомним лишь об отличии педагогического алгоритма от математического: если в математике алгоритм дает стопроцентную гарантию результата, то в педагогике не все так однозначно. Осваивая любой педагогический алгоритм, педагог должен прежде всего пропустить его через себя и применять его по-своему, творчески, каждый раз обращаясь к своей интуиции и задавая себе вопрос: «Уместно ли использовать это здесь и сейчас?»

1 См.: Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Бадмаевой Н.Ц.) / Н.Ц. Бадмаева. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004. – С.149–150.

TopList