Идеи
Работа с классом
Екатерина Александрова ,
доктор педагогических наук, г.Саратов
доктор педагогических наук, г.Саратов
Где искать твои следы?
Простые решения сложных проблем
А ты опять сегодня не пришла
А я так ждал, надеялся и верил…
Что зазвонят опять колокола
И ты войдешь в распахнутые двери.
Из песни моей юности
Итак, это случилось. Колокола, то есть школьный колокольчик-звонок зазвонил, вы зашли в пустой класс, и после вас не зашел никто. Или же за первой партой сидят двое с видом «А мы тут ни при чем, совсем мы ни при чем!» (по-моему, так говорил шакал в «Маугли»… впрочем, я могу ошибиться). Так и хочется нарисовать схему дальнейшего развития события: была ли до этого ссора с учениками? Да – идите по этой стрелке, нет – вот по этой. Если да, то…. Если нет – … Но в педагогике жесткая алгоритмизация и технологизация могут повредить ребенку. Поэтому мы не будем алгоритмизировать. Мы подумаем и будем действовать.
Побег с урока
Реакция учителя, от которого сбежали
Самая большая проблема учителя – если во время прогула с детьми, не дай бог, что-то случится, то отвечать за это придется ему.
Самая распространенная, на мой взгляд, ошибка учителя в такие моменты – высказывать свои негативные ощущения тем, кто все же пришел на урок (типичная детская фраза: мы-то пришли, так что же вы на нас кричите?!). Еще одна ошибка – сообщать о произошедшем сразу, сегодня же, всем родителям (их защитная реакция: а вы куда смотрели?).
Самый глупый поступок учителя в этом случае – жаловаться директору или завучу. Их надо известить о случившемся докладной запиской. А вот привлечь на свою сторону классного руководителя просто необходимо, если, конечно, не вы сами виноваты в конфликте с детьми и поэтому классный руководитель находится «по ту сторону баррикады». Но делать это все же придется не скоропалительно, а после урока. Хотя все зависит от причины демарша.
Оговорим, что все советы и рекомендации относятся к ситуации, возникшей с детьми старшего подросткового возраста и со старшеклассниками.
Расспросы пришедших на урок детей практически ни к чему не приведут. Поэтому целесообразно ограничиться вопросом: «Вы ничего не хотите мне рассказать?» – а затем начать вести урок как ни в чем не бывало. На следующем уроке вести себя так же и ни в коем случае не проводить контрольную работу по теме, пропущенной детьми. Это месть. И это – непедагогично!
Кстати, детям очень интересна реакция педагога: если ее нет – это вызовет как минимум недоумение и убегать у урока станет неинтересно. Зачем, если реакции никакой?
Однако отсутствующих в журнале отметить просто необходимо. И домашнее задание записать. Такие записи, а также наличие свидетелей помогут вам потом при разговоре с администрацией. Если же в классе детей совсем нет – вот тогда потребуется докладная записка на имя заместителя директора по учебной работе. Этот документ должен быть написан и подан администратору сразу, по факту исчезновения класса в целом.
Первая встреча с классным руководителем
А вот потом необходима встреча учителя-предметника с классным руководителем! Зачем? В принципе-то учитель таким образом перекладывает ответственность на его плечи. Эффект их общения напрямую зависит от той позиции, которую займет учитель в первую минуту разговора. Если он начнет разговор с фразы «Ваши дети!..», тем самым отдалившись от проблемы, то конструктивной беседы не будет. Классный руководитель, если он хороший профессионал и человек, естественно, начнет защищать своих детей. А вот если учитель придет к классному руководителю за советом и поддержкой – он поступит мудро. Тем самым он покажет, что нуждается в помощи, а «лежачих не бьют». Классный же руководитель почувствует себя значимым, что поможет решению проблемы в целом.
После этого на сцену боевых действий придется выходить классному руководителю. Ему необходимо найти ответы на множество вопросов: где дети и все ли с ними в порядке? Что явилось причиной такого поступка? Как они поведут себя завтра? Ну, как говорится, «что делать и кто виноват?».
Прекрасный способ выяснить местонахождение класса – написать пару-тройку эсэмэсок. Но не прямого содержания, а с косвенными вопросами-фразами! Например: «Я в кабинете № 5. Пожалуйста, зайди, надо решить вопрос о дискотеке»; «Если ты еще в школе, зайди в библиотеку, принеси мне стопку учебников. Спасибо» и т.д.
Помогут звонки на сотовые и домашние телефоны детей – фон, который вы услышите в трубке телефона (гудки машин, музыка), помогут определить, все ли у детей в порядке. К тому же, если они ответили по домашнему телефону, удостоверят вас, что они дома, в безопасности (в бытность классным воспитателем я доводила своих домашних до состояния белого каления, так как после каждой дискотеки и вечерних посиделок под гитару приходила домой и обзванивала каждого из 28 моих старшеклассников – все ли в порядке, все ли дошли до дома). Ученикам, с которыми у вас доверительные отношения, можно позвонить и прямо спросить, все ли у них в порядке. Обратите внимание, не «где вы находитесь, сейчас же в школу!», а именно «все ли в порядке? Помощь моя нужна?».
Не знаю, как вы, уважаемые читатели, отнесетесь к следующему приему, однако он все чаще используется педагогами на необъятных просторах Интернета. Вечером, когда детки выходят «початиться», классные руководители присоединяются к ним. Конечно, не под своими именами, а под никами и исподволь выясняют, как у подопечных прошел день, что нового. Задают мудрые вопросы, подкидывают информацию – фразы для размышления. Ученики не подозревают, что с ними говорит учитель, и общаются откровенно, хоть и с долей цинизма, что свойственно возрасту. И, как показывает опыт, задумываются…
На следующий день
На следующий день, не дожидаясь классного часа, следует посвятить общению с детьми первый урок. Для этого необходимо отпросить их у учителя-предметника под любым благовидным предлогом. Целесообразно, например, поменяться с этим педагогом уроками, ведь практически всегда классный руководитель тоже преподает какую-либо дисциплину в своем классе.
Разговор с учениками нельзя превращать в «разбор полетов». Скорее это размышление вслух, монолог озадаченного классного руководителя, который не верит, что его дети способны на такой безумный поступок. А почему безумный? Потому, что они «без ума», не подумав, ушли. Вернее, подумав, но не о том. Не подумав, что было бы с учителем, если бы на улице с кем-нибудь из них произошло несчастье… И эта фраза обязательно должна быть подкреплена соответствующей статьей Устава школы, Трудового законодательства, Уголовного кодекса РФ.
Хорошо зарекомендовал себя прием, который я для себя назвала «ребенок, я тебя понимаю». Его суть в том, что классный руководитель начинает рассказывать ребятам, какие бывают причины ухода классов с уроков. И прекрасная погода за окном, и конфликт с учителем, и боязнь предстоящей контрольной… И что он прекрасно понимает, что если появляются такие причины, то трудно усидеть за партой.
По реакции детей вы сразу догадаетесь об истинной причине побега! В этот момент часть учеников замрет, некоторые начнут переглядываться, иные не выдержат и что-нибудь скажут вслух. Необходимо подмечать малейшие перемены настроения у детей и сразу на это реагировать, включать их в разговор.
ДЕБАТЫ – форма воспитания,
предусматривающая организацию педагогом
поочередного обмена мнениями между
детьми, детьми и взрослыми (учителями,
родителями) на каком-либо собрании, заседании по
поводу четко обозначенной проблемы. Зрители в
данном случае являются участниками мероприятия. ДЕЛОВАЯ ИГРА – форма воспитания, предусматривающая упрощенное воспроизведение детьми ситуаций, имитирующих реальные профессиональные и предпрофессиональные ситуации. ДИАЛОГ – метод воспитания, предусматривающий создание педагогом ситуации непосредственного речевого взаимодействия двух или нескольких людей, специфика которой состоит в последовательном чередовании стимулирующих и реагирующих реплик. Диалог, в отличие от дебатов или дискуссии, может иметь несколько целей или же просто предмет обсуждения. ДИСКУССИЯ – форма воспитания, предусматривающий создание педагогом в малой группе детей/взрослых ситуации, стимулирующей целенаправленный разговор по интересующим их проблемам, специфика которого состоит в обсуждении спорного вопроса, при котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на признание собеседником ее как истинной. Зрители следят за происходящим, большей частью не вступая в обсуждения. ДИСПУТ – форма воспитания, предусматривающая организацию педагогом обмен мнениями между детьми, детьми и взрослыми (учителями, родителями), специфика которого состоит в предъявлении собеседникам подчас диаметрально противоположных точек зрения по весьма неоднозначным морально-этическим проблемам. Зрители и являются «слушателями», и в то же время имеют право в выделенное ведущим время на высказывание собственной точки зрения по поводу происходящего. МОЗГОВОЙ ШТУРМ: – метод группового поиска решений проблемы
путем генерации большого количества идей за
короткий промежуток времени и последующего их
обсуждения с целью выработки единого мнения; |
Заметим, что этот рассказ обязательно должен иллюстрироваться зарисовками из опыта общения с предыдущими воспитанниками («а вот однажды...») и включать фразы, касающиеся тревоги педагога, родителей и неизменно – санкций, которые выпали на долю, нет, не детей, а безвинного классного руководителя!
После этого целесообразно… поиграть! Это может быть деловая игра. Например, разыгрываем ситуацию «ученик подговаривает класс уйти с урока». Только будьте внимательны, не назначьте «зачинщиком» истинного виновника произошедшего! Потом, в зависимости от развития событий, ситуации «учитель заходит в класс», «классный руководитель докладывает завучу о происшедшем». Хорошо провести дискуссию «А нам это надо было?», мозговой штурм «Что бы было, если бы этого не было?». Чуть позже (недели через две после события) уместен диспут «Побег с урока в знак протеста (в хорошую погоду; от контрольной): за и против».
Причем необходимо предоставить ученикам возможность почувствовать себя в роли родителя, учителя-предметника, классного руководителя, администратора. Эти роли они могут исполнять последовательно или же, в зависимости от выбранной классным руководителем формы взаимодействия, принять на себя одну роль. Надо, чтобы дети начали говорить сами!
Завершить разговор следует с помощью методики «незаконченное предложение». Ребятам можно предложить продолжить (в письменном виде) следующие фразы:
• если бы я был учителем и зашел в пустой класс, то я бы …;
• на месте классного руководителя я бы …;
• если бы мой ребенок сбежал с урока …;
• когда я уходил из школы, то подумал о …;
• в этой ситуации мне все больше думается о … .
Во-первых, ученики перестанут на время общаться друг с другом и немного остынут, успокоятся после обсуждения. Во-вторых, задумаются. Именно с этим внутренним состоянием и следует им уйти на перемену и другие уроки.
И не забудьте предупредить учителя-предметника, чтобы он ничего у ребят не спрашивал по поводу произошедшего и вел урок как ни в чем не бывало.
В зависимости от проблемы далее важно провести серию индивидуальных бесед с детьми.
Пропал журнал
Действительно, рядом с этой темой – проблема потери классного журнала. Вот что удивляет: когда в школе пропадает классный журнал, это вызывает бoльший отклик и волнение у администрации, чем если дети уходят с урока. То есть пропажа документа важнее, чем неизвестное местонахождение целого класса детей? Но это замечание в скобках...
У меня в практике был такой случай. Я тогда была молода и наивна и по этой причине боялась администрацию до ужаса. Когда обнаружилась пропажа журнала, я сначала вихрем пролетела по всем кабинетам, кинулась в ноги всем педагогам-предметникам, обыскала учительскую и села писать, по настоянию завуча, объяснительную. А потом я пошла к своим детям… «Если не знаешь, как поступить, – спроси у ребенка» – какой мудрый совет! Я и спросила. На меня глядело 28 пар наивных глаз.
И я начала им рассказывать, что будет дальше. Не грозила, не уговаривала отдать. Просто рассказывала, как я буду получать новый журнал, как я вечерами, вместо того чтобы почитать своему сынишке сказки, буду его заполнять-восстанавливать, как я потом буду выискивать время у учителей, чтобы тебе перенесли из своих «талмудов» все отметки, как я буду переносить их из дневников в новый журнал и как, наконец, дети будут писать самостоятельные и контрольные в том случае, если отметки педагоги не дублировали. После этого я попросила их найти журнал, сказав, что я не буду выяснять, кто это сделал и почему. Только пусть вернут, подкинут куда-нибудь, в конце концов.
До конца четверти, конечно, оставалась неделя. Есть такая народная педагогическая примета: пропал журнал – значит, скоро каникулы!
– Ладно, – сказала я после этого, – пошла работать! – И ушла. В тот момент когда я выходила из класса, две девчонки закричали: «Всем сидеть, никому не расходиться!»
…Журнал на следующий день мне с нарочито радостным видом эти две девочки принесли. «Он в подвале за дверью стоял!» – пояснили.
Кстати, беглый опрос коллег показал, что любимыми местами пропадающих журналов являются: полочки в партах, книжные шкафы (второй ряд, там, где хранятся старые-старые методички), ящики под демонстрационным столом (кабинеты физики и химии), пространство за доской с портретами (скотч делает свое клеящее дело), а также – не поверите – сейф в кабинете директора (тайна вскрытия сейфа не раскрыта до сих пор).
Я поблагодарила их и весь класс. Сказала им всем громадное спасибо за то, что избавили и меня и себя от жуткой проблемы.
На выпускном мои детки намекнули мне, что знают, кто это сделал. Намекают и сейчас, вот уже 13 лет подряд… Я не переспрашиваю, держусь! Я ведь дала им слово, что не буду спрашивать.
А для себя я вывела несколько маленьких правил, некую «технику безопасности». Она опирается на два простых принципа:
Проверяй
• Обязательно нужно дублировать содержание классного журнала. Для этого можно использовать ксерокс или записи в собственном блокноте, в специальной «Записной книжке классного руководителя», которые сейчас можно купить практически в любом книжном магазине.
• Лучше всего заранее объяснить детям, что представляет собой классный журнал, что произойдет, если журнал будет утерян, сколько лет он хранится в архиве школы. Можно организовать для них экскурсию в этот архив.
• Стоит научить своих детей вести индивидуальный график успешности и следить, чтобы все оценки были зафиксированы в дневниках. Конечно, они будут фиксировать только хорошие оценки. И что? Нормальная реакция детей со здоровыми защитными рефлексами!
Доверяй
• Формируйте в классе понимающее педагогическое пространство. Тогда ваши дети придут к вам на помощь!
Пусть пропажа журнала или побег детей с уроков будет самой большой неприятностью в вашей профессиональной жизни!