Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2009

Живые истории

Самоопределение

Татьяна Алексеева

Перешагни порог

О первых опытах литературного творчества

Мне кажется, попытки писать стихи или прозу вызваны желанием достучаться до кого-то, кто особенно важен для тебя. Потом по мере взросления приходит и другое – глубокие переживания и многозначный внутренний опыт, который не передашь обычными словами, разве что с помощью образов. Но начинается-то творчество все-таки с потребности в разговоре и самораскрытии. Так хочется, чтобы другой человек увидел, узнал тебя изнутри, понял, что ты чувствуешь, и, может быть, помог лучше понять самого себя и разделил эти чувства. Тут многое смешивается: и стремление поделиться душевным опытом, переживаниями, и поиск выхода из одиночества…

Например, когда я училась в выпускном классе, на меня очень сильное влияние оказывала одна из подруг. Она была такой яркой, энергичной, уверенной в себе, что рядом с ней почти любая чувствовала себя серой мышкой. Все мы ей тихо завидовали. Девочки, не сговариваясь, признали ее лидером, и она каждый раз оказывалась в центре каких-либо событий и отношений. Именно в старшем классе в нее влюбился мальчик, который давно и безнадежно мне нравился. И этот первый опыт вовлеченности в «любовный треугольник» получился болезненным – ведь шансов на равное внимание с такой эффектной и привлекательной девочкой, конечно, не было. Острое переживание своей неполноценности совпало в тот момент с трудностями самоопределения и подросткового кризиса и выплеснулось в первый рассказ. Написав рассказ, я посвятила его той самой девочке, перекопировала красивым почерком в тетрадку и подарила ей.

Не знаю, догадалась ли она, что стала прототипом одной из героинь, но критика была разгромной. До сих пор помню, как у меня пылали щеки, а девочка мне уверенно доказывала, что рассказ вышел скучным и смешным одновременно, что характеры персонажей нелепы, а сюжет наивен. После этого я довольно долго не могла вернуться к попыткам сочинительства. Таким впечатляющим был разнос, что любой ценой хотелось избежать повторения подобного опыта. «Нет уж… Научные статьи – жанр более подходящий для неуверенных в себе авторов, – решила я. – Когда есть четкие требования и каноны, нет и риска ошибиться».

Но в том-то и дело, что эмоции, впечатления от жизненных сюжетов и человеческих характеров все равно просятся наружу. Если уж у человека есть склонность писать, то обуздать ее нелегко. И постепенно, написав к тому времени уже немало научных статей, я все-таки разрешила себе еще раз попробовать обратиться к прозе. В итоге получился цикл рассказов, вобравший в себя многие памятные истории из моей жизни, начиная от первых детских воспоминаний и до настоящего времени, – своего рода «биография в картинках».

Я сразу почувствовала, что любой, даже самый неопытный начинающий писатель, катастрофически нуждается в читателе, в отклике. Только в этом случае у него появляется чувство нужности, ценности и осмысленности своих попыток. Иначе сразу тонешь в сомнениях. Но если в школьные годы это могли быть лишь одноклассники, то теперь мне уже был доступен Интернет. Пожалуй, это одно из главных чудес современной жизни: возможность выйти в открытое, не знающее границ пространство разговора, информации, общения. Интернет – настоящее коммуникативное море, где при желании каждый может найти или открыть свой собственный остров. И, конечно, оказалось, что там уже давно существует немало сайтов для начинающих и малоизвестных авторов прозы и стихов. На каждом из подобных сайтов можно свободно разместить свои произведения, а заодно почитать, что же пишут другие, сравнить с собственными текстами, поучиться или, наоборот, подсказать что-то.

Ведь одна из главных проблем начинающего автора – некоторый страх перед изоляцией. Особенно он силен в юности, когда еще так велика зависимость от поддержки и приятия себя товарищами. Когда подросток начинает писать стихи или рассказы, он сразу выделяется из среды сверстников, в какой-то мере даже противопоставляет себя им. Но в этом-то и таится подвох… Подростки обычно конфликтуют со взрослыми, но крепко держатся за сообщество и поддержку своих ровесников. А тут получается, что старшеклассник не просто выделяется из общего круга, но еще и оказывается максимально уязвимым. Ведь он раскрывает в творчестве свой внутренний мир, конфликты и переживания, в которых он живет. И оказаться под ударом в момент самораскрытия – одно из наиболее тяжелых испытаний…

Поэтому значительной поддержкой для начинающего автора оказываются единомышленники. С ними можно спорить и даже соперничать. Например, на литературных сайтах иногда чувствуется ревность между авторами, попытки некоторых сочинителей самоутверждаться и доказывать свою исключительность, – как и во всех других сферах жизни впрочем. Но никакие разногласия не затеняют главного – ощущения, что ты не одинок. А уж внимательный и сочувственный отклик в комментариях к Интернет-публикации способен окрылить любого. Это еще одно достижение Интернет-пространства – возможность найти собеседника и читателя в любую минуту. Каждый, кто захочет, может выразить свое отношение, и оно в считаные минуты дойдет до адресата.

Следующим радостным открытием оказалось существование литературных конкурсов для тех, кто публикуется в Интернете. Постепенно выяснилось, что такие конкурсы проводят даже известные издательства. В конце концов, они постоянно пытаются найти каких-то новых интересных авторов. И, разумеется, ищут их в том же самом открытом море Интернет-общения, словно рыбешку вылавливают сетью. Такое внимание издательств к публикациям в Интернете дает даже весьма юному писателю шанс быть замеченным. Я и сама поучаствовала в подобном конкурсе под названием «Блогбастер», отправив его устроителям, среди которых было известное издательство «Амфора», один из своих рассказов.

Волнение, страх и надежда не оставляли меня несколько недель и оказались почти такими же сильными, как в юности. И когда оказалось, что рассказ вошел в число победителей и будет опубликован в сборнике, думаю, именно в эту минуту я окончательно исцелилась от пережитого в старшем классе ужаса «разгрома». Ведь критика и неудачи не страшны, если есть положительный опыт успеха. В любом случае человек опирается на опыт. И если в какой-то области этот опыт лишь негативный, то какая уж тут опора… Сбежать бы поскорее из опасного места. Но если с какой-то деятельностью связана радость достижения результата, успешного осуществления, к этому воспоминанию можно будет снова и снова возвращаться, черпать в нем силу и надежду.

Почувствовав тягу к творчеству, ребенок может двигаться по ступенькам: начать со школьной стенгазеты, с текстов и стихов для праздничных вечеров. Но если его стремление писать окажется по-настоящему серьезным, то лучший способ найти для себя критиков, советчиков и читателей – это использовать Интернет. Для начала можно публиковать свои литературные опыты в Интернет-дневниках, и это очень хорошая школа общения и привлечения к себе внимания. Ведь в Интернете можно столкнуться с любым неизвестным тебе до этого человеком, который так же о тебе ничего не знает и будет судить о рассказе по впечатлению от текста, а не на основании дружеских отношений. Ну а если школьник уже освоился в ведении Интернет-дневника, ему легче будет войти в какое-то литературное сообщество на сайтах, где выкладываются произведения начинающих авторов.

Главное – поддержать творческое стремление на начальном этапе, пока человек еще совсем не знает своих реальных сил и возможностей, не умеет справляться с сомнениями и разочарованиями. Первый же опыт успеха станет для него опорой и школой реальных достижений. Помогите ему в этом.

Литературные сайты для начинающих авторов:

Сайт романтиков
(стихи в персональных блогах)

http://www.romantikov.net.ru/

Мухи и котлеты
(молодежный сайт прозы и поэзии)

http://kotlet.net/index.php

Шабаш
(литературный портал прозы и поэзии)

http://www.shabash.ru/article:2274

Avtor.net.ru
(фантазии молодежи – лирика, рассказы, эссе)

http://avtor.net.ru/

Либра
(молодежный сайт прозы и поэзии)

http://libra.kiev.ua/

TopList