Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2009

Сценарии

Родительское собрание

Татьяна Россохина ,
МОУ «СОШ № 18», г. Киров

Кладовая педагогических находок

Опыт русской литературы

Классическая литература способна помочь учителю не только в работе с учениками, но и при общении с родителями. Воспитательный опыт, накопленный предыдущими поколениями, живые характеры и непростые ситуации, описанные в русских романах – богатый источник обсуждений и разговоров, возможных на родительских собраниях.

Проверено на опыте

Несомненно, многие родители знакомы с нашей классикой по школьной программе, но классный руководитель может повести их по неизвестной им тропе – изучению нравственных основ характера русских людей и использованию данного литературного опыта в своей семье применительно к своему ребенку. Как преподаватель литературы я знаю, какое необыкновенное богатство в виде житейской мудрости содержит наша русская литература.

Цикл родительских собраний я назвала «Уроки семейного воспитания в произведениях русских писателей». Подобные собрания я начиная с 5-го класса провожу один-два раза в год, у них сложилась уже определенная тематика. Вот некоторые темы:

• «Сладостные мучения детского сердца» (Читаем С.Т. Аксакова);

• «Веселое праведничество Н.Г. Гарина-Михайловского»;

• «Опыт взросления» (по книге И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»);

• «Семейный ковчег Турбиных» (по роману М.А. Булгакова) и др.

Мой опыт показывает, что подобные родительские собрания делают родителей более уверенными в своих воспитательных действиях, потому что они видят решение конкретных проблем, замечают сходство с подобными в их семьях ситуациями и поведением детей, все это позволяет им действовать с опорой на жизненный опыт, накопленный нашим народом.

Кроме того, родители в поисках ответа на некоторые вопросы идут дальше: они сами начинают читать и перечитывать произведения классиков, извлекая оттуда мудрые решения.

«Сладостные мучения детского сердца»

Цели:

• воспитывать нравственную культуру и духовные потребности;

• развивать стремление к накоплению, обогащению педагогического опыта и его использованию в воспитательном процессе;

• формировать интерес к произведению литературы как «учебнику нравственности».

Оформление:

1) портрет писателя;

2) издания книги «Детские годы Багрова-внука»;

3) биография С.Т. Аксакова;

4) тетрадь наблюдений:

Автор, название книги
Глава, эпизод Наблюдения Выводы

Классный руководитель. Каждый родитель непременно мечтает о том, чтобы его ребенок вырос хорошим человеком. Многое в этом плане делает школа. Но главным воспитателем ребенка является семья. Ребенок рождается безразличным к каким-либо нравственным установкам, но приобретает их в процессе воспитания, усваивая собственный нравственный опыт. Какими вырастут дети – во многом зависит от родителей, а значит, детей нужно учить нравственности так же, как мы их учим всему другому.

Иногда родители чувствуют себя беспомощными в деле воспитания, часто не знают, как поступить в той или иной ситуации. Стоит в таких случаях обращаться к работам психологов, опытных учителей-методистов. Есть и еще один способ использовать «подсказку» – это произведения русской классической литературы, несущие в себе богатый духовно-нравственный опыт нашего народа, который сможет оказать вам неоценимую помощь в воспитании ваших детей.

Обратимся сегодня к выборочному чтению книги С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». (По желанию педагога можно рассказать краткую биографию писателя.)

Классный руководитель зачитывает фрагменты из книги, а родители, слушая, делают необходимые записи в тетради наблюдений, как показано в таблице 1.

Таблица 1

С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»
Глава «Отрывочные воспоминания», эпизод увлечения мальчика птицами и животными Жалость мальчика к слепому щенку и поддержка доброго стремления мальчика матерью Воспитание милосердия, сострадания, доброго отношения к миру животных
Глава «Последовательные воспоминания», рассказы няньки о домовых Вследствие страшных рассказов у мальчика развилось чувство страха, боязни темноты, кабинета покойного дедушки Действия матери: насильно ввела в кабинет, показала, что там никого нет, растолковала, что подобные рассказы – вздор и выдумки глупого невежества; прогнала няньку – борьба со страхом ребенка
Глава «Последовательные воспоминания», эпизод знакомства с Аничковым Исступленное чтение мальчика Действия матери: книги стала выдавать по одной в определенные часы – регламентация увлечения
Глава «Дорога до Парашино», эпизод прогулки с отцом по берегу Мальчик вместе с отцом собирает камешки, рассматривает незнакомые ему предметы, отбирает лучшие Совместная прогулка с отцом, его объяснения, развитие интереса к окружающему миру, воспитание чувства прекрасного
Глава «Парашино», поездка отца с сыном на поля и завод Отец вместе с сыном обходит владения, делает замечания, объясняет, показывает Развитие интереса мальчика к труду, уважение к простым людям

Примечание: примерно таким образом можно работать с книгой. Выбор глав и эпизодов остается за классным руководителем. Для прочтения достаточно 4–5 эпизодов, после чего следует подвести итог, предварительно заслушав наблюдения родителей.

Такая совместная работа классного руководителя и родителей идет на пользу обеим сторонам: учитель лучше узнает родителей, знакомится с их проблемами в воспитании детей, родители находят поддержку и помощь в лице классного руководителя.

TopList