Идеи
Внеклассное мероприятие
Александра Ершова ,
кандидат педагогических наук
кандидат педагогических наук
Душевность праздника
Отчего мы радуемся
Чтобы событие стало ярким и запоминающимся, важна не столько законченность и тщательная продуманность деталей, сколько дух импровизации и коллективность действий. Организовать в школе праздничное мероприятие можно как экспромтом, так и путем долгих приготовлений. Но есть общие правила подхода к празднику, которые важны для любого торжества и не зависят от способа его подготовки.
Кто главный на празднике?
Могут ли праздники пройти по-настоящему весело и душевно в так называемом трудовом коллективе? А в городе? В селе? В государстве? Ответить на эти вопросы поможет потребностно-информационная концепция личности П.М. Ершова и П.В. Симонова. В соответствии с ней у большинства взрослых доминирует социальная потребность в одной из двух ипостасей – «для себя» или «для других». В первом случае она побуждает человека стараться быть не хуже других, получить признаки уважения и признания. Во втором – вызывает стремление быть полезным для других, помогать, выражать свое уважение и беречь чувства людей.
Применительно к праздникам социальная потребность проявляется в двух четких тенденциях в поведении, чувствах и мыслях. Один подход к празднику: пусть люди увидят, какие мы (или только я) необыкновенные; уж мы не пожалеем сил для того, чтобы всех восхитить; все у нас будет самое лучшее, самое дорогое, самое эксклюзивное. Другой подход: постараемся порадовать тех, кто пришел на наш праздник; приготовим самое лучшее, самое дорогое, самое необычное. На первом празднике главными счастливцами почувствуют себя только устроители, на втором – еще и гости.
Умирающие традиции
В школе к праздникам можно готовиться долго, а можно рассчитывать на полный экспромт. Именно в процессе подготовки становится понятно, для кого готовится мероприятие. Как раз в школьные годы ребенок может познакомиться со всеми вариантами праздников и выбрать, что ему ближе. Но для этого ему надо проиграть, прочувствовать на опыте различные варианты празднования: внутриклассный, общешкольный, районный, городской, местный, личный.
Думаю, что идеологизация отечественной школы в ХХ веке привела к тягостному однообразию в проведении праздников, к потере богатых праздничных традиций. Обычно кто-то подготавливает выступления, кто-то закупает угощения, а потом устраивается дискотека. А что, для кого, зачем…
Например, фольклорные праздники, получившие распространение в школах за последние пятнадцать лет, хороши, только если дети выполняют традиционные движения в песнях, хороводах, играх по своему пониманию, а не воспроизводят заученные и отрепетированные действия.
Я не отношусь к специалистам и знатокам фольклора, но не раз участвовала в подлинных веселых фольклорных играх, когда, быстро схватывая песенные слова, еле-еле успеваешь убегать, увертываться, или догонять и отчаянно торопиться, чтобы попасть в общий ритм движения. Но, к сожалению, на школьных праздниках Масленицы, Нового года, именин часто видела лишь застывший ритуал, автоматически выполняемый школьниками.
Например, предлагается поиграть в «Бояре, а мы к вам пришли». Ребята встают в две шеренги и начинают двигаться навстречу друг другу, произнося заученный текст. В таком ритуале нет живой импровизации. В подлинной фольклорной игре самым интересным является живое творчество. Особенность «Бояр» заключается в том, что каждый раз сочиняются новые слова для расхваливания или очернения невесты. Они придумываются по ходу игры и быстро подхватываются всеми участниками, поскольку спорить некогда, все включены в ритм движений. Во всех фольклорных хороводах необходимо сохранять заложенные правилами игры случайности, стимулирующие общий азарт и веселье.
Горька участь и общегосударственных праздников в современной школе: Дня учителя, Нового года, 8 Марта, 1 Мая. Опытные педагоги шутят, что им приходится учить с детьми «датские» стихи и песни, то есть произведения, приуроченные к определенным датам. Именно поэтому каждому учителю важно разобраться в том, для кого предназначен праздник. Я уверена, что праздники могут стать великолепным «делом» – поводом порадовать малышей в ближайшем детском саду, помочь старушкам приготовить угощение, убрать свой дом или класс к Новому году.
Порадуем друг друга
При подготовке к празднованию дней рождения в классе я использую два варианта. Первый – это сплошная импровизация детей, которая может опираться на любую исходную идею. Например, все, кто умеет рисовать, за десять-пятнадцать минут общими усилиями рисуют комикс, сочиненный по поводу новорожденного. Ребята экспромтом сочиняют частушки, перефразируют песенки, разыгрывают загадки без слов. Придумывают и создают своими руками красивые открытки. При наличии денег в класс приносится вкусненькое из школьного буфета. Наконец, молниеносно выстраивается общий круг, и все задают имениннику вопросы, чтобы знать о нем лучше и больше: «У тебя есть сестры или братья?», «Каких зверюшек ты знаешь и любишь?», «Какие у тебя любимые фильмы или мультфильмы?». Часто мы устраиваем для именинника концерт после уроков или во время большой перемены.
Второй путь – это предварительная подготовка к празднику. Так мы поступаем, когда отмечаем сразу несколько дней рождения или какие-то другие даты, имеющие значение для всех. Каждому участнику или имениннику готовится приглашение на общий праздник или на празднование его дня рождения. Например, «Поздравляем тебя с днем твоего рождения. Ждем тебя для чествования в понедельник, с 10 час. 10 мин. до 10 час. 30 мин. в классе». Поздравляющие объединяются в несколько малых групп, и каждая готовит свои поздравления на одну-две минуты.
Очень большим успехом у родителей нашего класса пользуются адресованные мамам и папам открытки одноклассников с благодарностью родителям за хорошего сына или дочь. Бесценны здесь усилия каждого пишущего даже в том, что он выучит имя и отчество родителей своих одноклассников. Можно постараться так организовать праздник, чтобы его устроители и артисты встречали гостей – родителей, одноклассников или любых других приглашенных – аплодисментами. Тогда входящие сразу смогут ощутить, что они дороги и являются желанными участниками праздника.
Во время общешкольного праздника можно распределить учеников на группы, каждая из которых подготовит поздравления всем учителям, работникам буфета, медицинского кабинета. Не оскудевает доброе и творческое желание порадовать преподавателей в День учителя: например, в форме капустника дети могут показать педагогам, что их уроки – это кино, цирк, опера, детектив, балет или романс. И не нужны никакие сценарии, списанные с чужого голоса. Важно только помочь каждому школьнику испытать удовольствие от того, что он может доставить радость другому человеку.
Свою учительскую роль в этом деле я вижу в запускании механизмов детского творчества. Моя радость заключается и в минутах заработанного отдыха, когда праздник идет своим ходом, уже независимо от учителя. Можно расслабиться и отдохнуть, ожидая окончания и нового включения в организацию «прощания с праздником».