Идеи
Внеклассное мероприятие
Татьяна Козырева ,
к.п.н., КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома ;
Борис Куприянов ,
к.п.н., КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома
к.п.н., КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома ;
к.п.н., КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома
Танцы со строгим этикетом
Методика проведения бала
Ах, какой был изысканный бал,
Бал, какого еще не бывало,
Их сиятельство граф
Всех у входа встречал,
Красотою графиня блистала.
Андрей Макаревич
Для школьных и внешкольных педагогов по-прежнему актуальна такая форма общения детей, как танцевальный вечер. Организации и методике его проведения посвящено немало статей в центральных изданиях. Одной из важнейших разновидностей танцевальной программы остается бал. Предлагаемая разработка рассчитана на участников от 13 до 18 лет.
Связь времен
Танцевальная программа (дискотека, бал) – это специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. В энциклопедическом словаре И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона в соответствующей статье сообщается: «Бал (франц. bal, итал. ballo, нем. Ball от ballare – «танцевать») – в настоящее время означает собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от других танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определенным порядком.
Начало их восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Настоящую свою форму балы сохраняют со времен Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов выработался мало-помалу, первоначально во Франции, определенный церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно и лишь в новейшее время несколько упрощен.
Начало им (балам) положено Петром I заведенными тогда ассамблеями. <…> Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью. <…> С тех пор балы вошли в жизнь как обычное увеселение. Балы торжественные даются обыкновенно при дворах и в домах вельмож…»
Требования к подготовке
Вариант проведения танцевальной программы в виде бала является весьма привлекательным, однако в ходе подготовки возникают и значительные трудности: незнание подростками правил поведения на балу и старинных танцев (полонез, котильон и т.д.). Для того чтобы ребята во время бала не чувствовали себя скованно, необходимо провести несколько предварительных репетиций танцев. Может быть, выучить несколько тематических и достаточно простых схем танцев, таких, например, как полонез, фигурный и венский вальс. Еще один вариант проведения бала связан с конкурсом бального танца, когда желающие представляют свое мастерство на суд жюри.
Использование бала в качестве танцевальной программы принесет наилучшие результаты, когда в детском объединении последовательно изучается быт (этикет, танцы, развлечения) какой-либо бальной эпохи.
Проведение бала в XXI веке является обращением к культурным образцам прежних эпох, другими словами, в основе этого мероприятия лежит моделирование, имитация – ролевая игра. Целостность образа бала создают игровые роли, избранные в рамках одного сюжета, исторического или литературного. Лучше организовать подготовку так, чтобы участники действия приняли игровые роли, свыклись с образом (подростки в разной степени готовы импровизировать, поэтому есть смысл заранее проговорить роли в детском коллективе).
Бал лучше всего проводить в достаточно большом коллективе: три-четыре старших класса или загородный лагерь старшеклассников. В этой связи вполне подойдут коллективные роли, то есть участники объединяются в группы по четыре-пять человек и исполняют игровые роли родственников, приятелей.
Уточним список главных персонажей бала:
• два распорядителя;
• хозяин и хозяйка;
• герои бала с дамами или кавалерами (две-три пары);
• восемь меценатов;
• организаторы шахматного салона, салонов «Игра слов», «Остроумие».
Распорядители
Надо подумать о выборе распорядителей бала. Желательно, чтобы распорядителями были пара: молодой человек и девушка, и лучше, если они будут уметь танцевать все предложенные в рамках бала тематические танцы. Они должны подавать пример всем гостям.
Герои бала
Наш опыт свидетельствует, что весьма уместными на балу будут победители каких-либо конкурсов и соревнований, прошедших в школе (лагере) раньше. В опыте лагеря старшеклассников «Кентавр» бал хорошо сочетается с целой серией предваряющих его конкурсных программ: Рыцарский турнир, Круг ножей, Колизей (соревнование мальчиков и юношей в игровом фехтовании). В итоге на балу появляются настоящие герои. Дело в том, что в императорской России на балах в центре внимания были реально известные и популярные люди (герои боевых действий, политики, богачи из сказок). Думается, что в методическом плане было бы дурным тоном назначить героев бала волевым решением. Это должны быть настоящие герои. Такие герои в ходе бала будут заслуженно пользоваться особым вниманием, с ними будет связана сюжетная линия общего действа – награждение и чествование.
Любое хорошее настоящее воспитательное мероприятие должно вырастать из жизни детско-взрослого сообщества. Не случайно в определении бала есть формула «собрание… лиц обоего пола», поэтому в центре действа следует поместить юношей и девушек. Мы достаточно скептически относимся к варианту выбора королевы и короля бала. Лучше, если право быть героем бала будет заслужено не красотой костюма или лица, а действительно важными для всего сообщества достижениями.
Меценаты
Еще при подготовке к балу необходимо выбрать так называемых «меценатов», тех, кто будет выставлять призы на конкурсы для гостей бала. Лучше всего, если в качестве меценатов выступят наиболее авторитетные педагоги и старшеклассники, чьи призы хотели бы получить многие старшеклассники. При этом можно пойти разными путями: сделать список меценатов открытым либо, наоборот, тайным. Стоит предварительно подготовить всех тех, кто будет дарить свои призы участникам бальных конкурсов. Пусть предполагаемые меценаты заранее подумают, что именно они могли бы подарить. Расскажите им, какой конкурс будет проводиться для розыгрыша конкретного приза. Важно, чтобы человек, вручающий приз, подготовил речь, которую он будет говорить, когда станет награждать победителя «своего» конкурса. Не забудьте предупредить, что речь должна быть короткой, не более одной-двух минут, в ней он должен сказать, почему выбран тот или иной победитель.
Хозяин и хозяйка
Как свидетельствует история, в эпоху балов хозяин и хозяйка дома, где проводился бал, имели каждый свои обязанности. Главной задачей хозяйки было следить за тем, чтобы пребывание гостей было приятным и беззаботным, чтобы все присутствовавшие дамы не оставались без кавалеров. Чтобы не обидеть одинокую даму, хозяйка дома должна была незаметно указать свободному кавалеру на грустившую даму.
Также важно предупредить тех, кто будет танцевать вальс, открывающий бал, чтобы участники подготовились и могли отрепетировать самый первый и главный танец всего бала. Может сложиться ситуация, когда не один, а несколько человек отличатся от всех остальных и будет сложно определить победителя конкурса. Для того чтобы никого из ребят не обижать и не оставлять без поощрения достойных, заготовьте несколько дополнительных призов для участников конкурсов.
Важно создать атмосферу ожидания бала как некоего праздника волшебства, чуда, красоты и грации. Этого можно достичь не только развешивая и изготовливая с ребятами афиши, но и разговаривая с участниками: обсуждая их наряд, интересуясь выбором кавалера или дамы на балу, рассказывая о своих личных ожиданиях и приготовлениях.
Костюмы
В ходе подготовки бала есть важная и непростая задача – обеспечить внешний вид участников, соответствующий торжественности момента. Как показывает наш опыт, значительная часть подростков, юношей и девушек, не очень понимают, как подобрать адекватный гардероб. Отсюда возникают совершенно грустные моменты, когда на сцену в какой-то момент поднимается девушка в сапогах или юноша в нечищеных туфлях.
Взрослым также необходимо позаботиться о своем внешнем виде, тщательно продумать свой костюм или платье, туфли, прическу, макияж. Кроме этого очень важно помочь ребятам продумать свой внешний вид (особенно это важно для девочек). Желательно это делать заранее, за несколько дней до бала. Может оказаться, что у ребенка не найдется чистой одежды и ее надо будет постирать и погладить.
«Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака – бархатное платье, на них двух – белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque (по-гречески). Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены».
Л.Н.Толстой
Поведение на балу
Распорядители и конечно же меценаты должны выступать на балу в качестве примера поведения для ребят. Важно ходить общаться, приглашать на танцы участников бала. Дамам-учителям – помнить, что есть бальная книжечка, и записывать туда все приглашения. Кавалерам-педагогам – приглашать девушек на танец, упоминая о том, чтобы дама записала их в свою книжечку и не забыла о данном обещании.
Хозяину и хозяйке необходимо помогать ребятам в процессе участия в конкурсах. Может случиться так, что молодой человек выйдет на конкурс, не зная (не расслышав, не поняв), что именно нужно будет сделать, и не сможет выполнить (не сможет сказать комплимент, побоится дарить цветы) – в таком случае надо ему помочь советом, примером, приободрить его. Кроме того, важно объявлять участника конкурса по имени.
Пространственно-временная организация бала
Один из самых важных моментов при проведении бала – его органичность в жизни детско-взрослого сообщества. Ситуация лагеря или выездного сбора актива школы, конечно, более подходит для этого дела. Однако если всю лагерную смену не заходила речь о бале и вдруг в последние дни мы решили провести танцевальную программу в форме бала, то вряд ли что-либо может получиться. В школе бал целесообразно приурочить к какому-либо событию, однако в конце учебной четверти старшеклассники могут не найти в себе дополнительных сил на подготовку к балу и участие в нем.
По нашему опыту, бал целесообразно устраивать примерно на 1,5–2 часа. Время для проведения данного мероприятия стоит тщательно продумать. Важно помнить, что ребята должны успеть одеться и настроиться на праздник. Желательно, чтобы и после окончания бала они не торопились снять свои красивые наряды и не спешили «бежать» на следующее, другое по эмоциям мероприятие. Важно, чтобы атмосфера праздника осталась с ребятами надолго. В условиях лагеря можно проводить данную форму с полдника до ужина: ребята после часа отдыха успеют одеться и привести себя в порядок, сходят на полдник и через полчаса, одевшись, будут готовы. Хотя самое оптимальное время проведения мероприятия – с ужина до вечерки / вечерних отрядных кругов.
Бал – явление достаточно специфичное и требующее усилий от участников, поэтому исходя из разнообразия интересов и эмоциональных настроев участников следует предусмотреть различные варианты занятий. Проще говоря, не все готовы танцевать в соответствии с бальным стилем либо вообще длительное время. В то же время у этих ребят имеется потребность проводить свободное время, общаться со сверстниками, с одноклассниками, приятелями. Поэтому в рамках бального действия предполагается организация нескольких площадок по интересам:
• бальный зал, где разыгрывается основное танцевальное действие;
• шахматный салон, где предлагается посостязаться в древней игре в шахматы;
• салон «Игра слов» предназначен для любителей стихосложения (здесь можно сочинить стихотворение о любви, написать оду-посвящение прекрасной даме – одним словом, продемонстрировать свой поэтический дар);
• салон «Остроумие» – на этой площадке предоставляется возможность блеснуть своим умом и рассказать какой-либо анекдот. Есть одно ограничение: анекдот должен соответствовать балу (тематика, настроение, герои).
Оформление зала и реквизит
При подготовке бала важно обеспечить реквизит и музыку, необходимые для проведения мероприятия. Организаторам необходимо заранее запастись музыкальными записями, соответствующими бальной тематике (полонез, вальс, танго и т.д.). Не стоит пренебрегать современными медленными танцами, даже хорошо, если они будут достаточно известными. Это поможет ребятам чувствовать себя более комфортно в новой для них атмосфере бала.
Бальных книжечек должно быть больше, чем девочек, желающих пойти на бал. Потому что, во-первых, могут прийти все те, кто не собирался, а во-вторых, возможен вариант, что кто-то из дам в сильном волнении потеряет книжечку, тогда педагоги должны быть готовы предоставить новую взамен.
Желательно опубликовать (предъявить в устной и письменной форме) партитуру вечера, состоящую из музыкальных композиций и конкурсов. Тогда ребята смогут спланировать, кого и когда они решат пригласить на танец. А девочки соответственно смогут заранее понять, скольким кавалерам они готовы дать согласие на тур танца. Партитура может быть написана на стилизованном цветном листе формата А4.
Необходимо позаботиться не только о музыкальном оформлении вечера и реквизите, но и о художественном оформлении помещения. Наибольший эффект будет достигнут, если пространство, в котором проводится бал, будет действительно представлять из себя большой, светлый бальный зал. Для этого можно расставить все стулья по периметру зала, оставив место для героев (им необходимо выделить особенное, почетное место, оно должно быть хорошо освещено, возможно, оно будет находиться на возвышении, например на сцене). Конечно, всегда остается вариант договориться с каким-либо музеем или другим культурным заведением города об аренде большого, светлого танцевального зала. При продумывании расстановки необходимо выделить место для проведения конкурсов. Важно, чтобы каждому участнику вечера было удобно наблюдать за конкурсной программой.