Сценарии
Родительское собрание
Это необычное внеклассное мероприятие предлагается провести вместе с родителями. А может быть, даже кто-то из родителей, неравнодушных к музыке, согласится выступить в роли ведущего, поучаствовать в организации конкурса. Желательно сопроводить этот вечер отрывками из классических музыкальных произведений. Задания могут варьироваться в зависимости от музыкальных увлечений и уровня знаний классного руководителя.
Татьяна Гавриленко ;
Галина Капецкая ,
г. Светлогорск, Калининградская обл.
г. Светлогорск, Калининградская обл.
Музыкальная шкатулка
Интеллектуальный конкурс для учеников и родителей
Правила проведения конкурса
Музыка – поистине
общечеловеческий язык.
К. Вебер.
1. В конкурсе принимают участие две команды, в состав которых входят ученики и их родители. Право первого хода разыгрывается по жребию.
2. Команды по очереди отвечают на семь вопросов. Если команда отвечает сразу, без обсуждения ответа, она получает значок с изображением двух нот «...» (2 балла). Если она решает обдумывать вопрос, то ей предоставляется на обсуждение ответа 20 секунд, и в случае правильного ответа команда получает значок с изображением одной ноты «...» (1 балл).
3. Если команда дала неправильный ответ, соперники имеют право ответить на данный вопрос и получить значок «...» (1 балл) за правильный ответ.
4. Кроме того, команды отвечают на вопросы «из музыкальной шкатулки». Ассистент ведущего выносит шкатулку, в которой находится предмет, являющийся ответом на поставленный вопрос.
5. В третьем действии принимают участие обе команды одновременно. Из шкатулки ведущий достает номер. Право ответить первой получает та команда, капитан которой первым поднял руку.
6. Помимо вопросов в третьем действии есть знаки: «...» – «счастливая нотка» – команда получает 1 балл и продолжает играть; «...» – «несчастливая нотка» – у команды отнимается 1 балл, и ход переходит к соперникам; «...» – «музыкальная пауза» – исполнение номера художественной самодеятельности и переход хода.
7. Группы поддержки каждой из команд к конкурсу должны приготовить по два номера художественной самодеятельности.
Первое действие. Тема – «Опера»
Есть нечто неудержимо влекущее к
опере:
это то, что только она одна
дает им средство общаться с массами публики.
Н.Ф. фон Мекк
1. В.Ф. Одоевский писал, что с операми Михаила Ивановича Глинки «является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве». Назовите оперу Глинки, с которой в историю музыкального театра вошел новый жанр – героическая народная музыкальная драма. («Иван Сусанин».)
2. Этот композитор, автор «Риголетто», «Травиата» и еще 24 опер, вошел в историю музыки под именем «Маэстро итальянской революции». (Джузеппе Верди.)
3. Крупнейшим оперным драматургом XIX века был немецкий композитор Рихард Вагнер. Ведущим в своих операх он считал драматургическое начало. Как называется его тетралогия? («Кольцо нибелунга».)
4. Первыми операми принято считать сочинения Я. Пери «Дафна» и «Эвридика», однако музыковеды истинным родоначальником оперы считают этого итальянского композитора, автора оперы «Орфей», «Ариадна» и др. (Клаудио Монтеверди.)
5. Модест Петрович Мусоргский взял за основу этой оперы трагедию гениального русского поэта, творчески подошел к использованию первоисточника. Его оперу считают гениальной народной драмой, оказавшей огромное влияние на дальнейшее развитие оперного искусства. («Борис Годунов».)
6. Этот великий русский композитор написал 10 опер. Уже в первой его опере «Иоланта» главенствует основная идея творчества композитора – стремление человека к счастью и борьба за него. (Петр Ильич Чайковский.)
7. Среди созданных Антоном Григорьевичем Рубинштейном 19 опер особенно выделяется опера «Демон» на сюжет поэмы этого великого русского поэта. (Михаил Юрьевич Лермонтов.)
Первый вопрос «из музыкальной шкатулки»
В шкатулке находится предмет, заимствованный в кабинете химии, – орудие труда по основному месту работы известного русского композитора. Хотя он написал только одну оперу, но искусствоведы считают, что эта опера является украшением мировой сцены. (В шкатулке – колба. Автор оперы «Князь Игорь» Александр Порфирьевич Бородин состоял на службе в качестве профессора химии в Медико-хирургической академии.)
Второй вопрос «из музыкальной шкатулки»
Николай Андреевич Римский-Корсаков написал сказочные оперы «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный» и сказку-сатиру по произведению великого русского поэта, которое находится в нашей шкатулке. (А.С. Пушкин. «Сказка о Золотом петушке»; опера называется «Золотой петушок».)
Второе действие. Тема – «Балет»
Там, где слова бессильны, является во
всеоружии своем более красноречивый язык –
музыка.
П.И. Чайковский
1. Этот французский король очень любил танцевать. В 1661 году он учредил школу танцев, в которой были записаны пять основных балетных позиций. (Людовик XIV.)
2. В 1760 году Жан Жорж Новер впервые поставил сюжетные балеты. Один из этих балетов, повествующих о напрасной предусмотрительности, танцуют до сих пор. («Тщетная предосторожность».)
3. В 1847 году французский танцовщик поступил в российский Императорский балет. Он поставил много знаменитых спектаклей, среди которых, например, балет «Спящая красавица». (Мариус Петипа.)
4. Один из самых прославленных русских танцовщиков блистал в «Русских сезонах» С.П. Дягилева. Он произвел сенсацию, например, в балете «Полуденный отдых фавна». (Вацлав Нижинский.)
5. После эмиграции из СССР в 1961 году он танцевал в английском Королевском балете. Благодаря ему мужской танец стал очень популярным. (Рудольф Нуриев.)
6. В балете существует пять основных позиций ступней и рук. Постарайтесь угадать номер позиции, которая называется «Ан премьер». (Позиция № 1.)
7. В этих операх М.И. Глинки впервые в русской музыке танец становится фактором драматического развития действия. «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».)
Третий вопрос «из музыкальной шкатулки»
Артур Митчелл организовал первую такую классическую группу в США в 1971 году. Группа называлась «Гарлемский театр танца». Чем отличались танцоры этой группы? (В шкатулке – фотография афроамериканца (или афроамериканки). Митчелл создал первую негритянскую балетную группу.)
Четвертый вопрос «из музыкальной шкатулки»
В шкатулке находится нечто, составленное по системе Бенеша, благодаря чему можно воссоздать балет. (Запись танцевальных движений – нотация.)
Третье действие. Тема – «Романс»
Музыка – это стенография чувств.
Л.Н. Толстой
1. Этот композитор – автор таких жемчужин, как «Я здесь, Инезилья», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье» и др. (М.И. Глинка.)
2. В этом романсе на слова Вейнберга А.С. Даргомыжский выражает свои симпатии к представителям низшего сословия: солдатам и бедным чиновникам. («Титулярный советник».)
3. У знаменитого автора «Картинок с выставки» и оперы «Хованщина» цензура запретила песню – сцену «Семинарист». (М.П. Мусоргский.)
6. «Что это за прелесть!» – писал В.В. Стасов автору романса «Спящая красавица». Не менее хороши и романсы «Морская царевна», «Песни темного леса», «Отравой полны мои песни» и др. (А.П. Бородин.)
7. На чьи стихи Н.А. Римский-Корсаков написал романс, содержащий строчки:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей?
(Автор стихотворения «Пророк» – А.С. Пушкин.)
8. Романсы П.И. Чайковского – вершина русского классического романса. Как называется романс, написанный на слова А. Фета, содержащий строчки:
Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где, как месяц за рощей, печаль,
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви...?
(«Уноси мое сердце в звенящую даль».)
9. Спойте или хотя бы прочитайте первые две строчки романса С.В. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева «Весенние воды»:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят...