Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2009

Сценарии

Классный час

Тайм-менеджмент в школе – это актуально, интересно и вполне реально. Он способен стать важной частью воспитательной работы, поможет ребятам и в организации учебы. И для того, чтобы вам было от чего оттолкнуться, предлагаем познакомиться с методическими материалами и практическими разработками сотрудников Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ».

Ирина Копейкина ;
Татьяна Меркулова

Управление временем

Практические занятия и упражнения

Навыки тайм-менеджмента (ТМ) за одно занятие не сформировать – нужна программа. В программу по формированию навыков ТМ важно включить четыре блока, каждый из которых имеет свою цель и свой развивающий результат.

 

Рис. 1. Схема программы по развитию у детей умения управлять временем.

 

«Мотивация»: цель – помочь детям осознать то, зачем им нужно осваивать приемы тайм-менеджмента.

«Осмысление понятия «время»: цель – познакомить учащихся с различными аспектами категории «время»: время физическое, психологическое, историческое.

«Целеполагание и выбор»: цель – создать условия для осознания своих целей и осуществления выбора на основании собственных ценностей.

«Принципы и правила планирования»: цель – познакомить с правилами планирования; создать условия для освоения приемов планирования и формирования индивидуального тайм-стиля.

Предлагаем познакомиться с практическими разработками из двух блоков программы: из блока «Мотивация» – занятие для учащихся 5–7-х классов; из блока «Осмысление понятия «время» – цикл упражнений, которые могут являться основой для целого занятия или серии занятий с учащимися средней школы.

Стиль жизни

Мотивационное занятие для учеников 5–7-х классов

Цели:

– привлечение внимания детей к необходимости планирования времени;

– актуализация опыта в области планирования;

– формирование мотивации у детей.

Время проведения: 40 минут.

Материалы: ватман (2 листа с размеченными зонами – см. макет), фломастеры, маркеры, клей, ножницы, старые журналы, песочные часы или таймеры, небольшие листочки для голосования.

Ход занятия

Ученикам предлагается, используя старые журналы и газеты, создать в группах аппликацию (коллаж) на листе ватмана на темы «День по расписанию» и «День без расписания». После выполнения творческого задания проводится обсуждение с ребятами возможностей и проблем каждого стиля жизни. Занятие заканчивается опросом: «Какой из стилей может привести тебя к успеху в жизни?». Голосование проводится индивидуально и анонимно. Ответы обобщаются и записываются на плакатах, к которым можно обращаться на дальнейших занятиях по тайм-менеджменту.

Этапы занятия

1. Приветствие, формирование мотивации, введение в тему.

В начале занятия педагог предлагает детям ответить на ряд вопросов и настраивает на предстоящую деятельность:

– Ребята, удавалось ли вам когда-либо успеть сделать в течение одного часа два любимых дела? А десять? А сто? Почему? Конечно, ответ очевиден: все успеть невозможно. Время, как и пространство, ограниченно. Для того чтобы лучше это осознать, я предлагаю вам создать коллаж на этих листах ватмана (лист ватмана сложен вдвое, на одной половине листа будет выполнен коллаж, на второй будут записываться идеи ребят, которые возникнут при обсуждении (см. макет листа ватмана).

Одна группа будет делать коллаж на тему «День по расписанию», а другая – «День без расписания». Время выполнения этого творческого задания – 15 минут. После окончания творческого этапа группы представят и прокомментируют свои работы.

2. Изготовление коллажа (работа в группах, 15 минут).

При выполнении детьми творческой работы педагог особенно тщательно должен контролировать регламент. Он обращает их внимание на то, сколько осталось времени до ее окончания. Лучше всего для этих целей использовать таймеры, будильники, песочные часы, чтобы ребята сами могли видеть и понимать свои временные ресурсы.

3. Презентация творческих работ (5–6 минут).

Каждая группа выбирает одного или двух человек, которые комментируют коллаж, рассказывают, почему группа решила именно таким образом раскрыть тему. На презентацию отводится 2–3 минуты. После выступления детей педагог кратко подводит итоги выступлений, делает вывод: «Для некоторых людей представленный образ становится стилем жизни. Об этом и пойдет дальше речь».

4. Анализ сильных и слабых сторон каждого стиля жизни (7–8 минут).

Педагог предлагает обсудить достоинства и недостатки каждого стиля жизни. Для этого группы меняются листами ватмана. На чистой стороне ватмана группы составляют списки плюсов и минусов данного стиля жизни. Для выполнения этой работы отводится 5 минут. Затем группы знакомят всех со своими результатами (1 минута на выступление). Плакаты прикрепляются к доске.

5. Разговор о стилях жизни и профессиях.

На следующем этапе педагог задает ребятам следующий вопрос: «Для каких профессий необходим стиль жизни по расписанию? А для каких расписание не важно?» Для ответа на эти вопросы педагог организует интеллектуальной блиц-конкурс: сколько профессий за 1 минуту назовут ребята для одного, а сколько – для другого стиля жизни. Сначала обсуждаются профессии, для которых расписание дня не нужно. Ответы учеников записываются на ватмане.

6. Индивидуальный выбор.

Перед проведением заключительного этапа занятия педагог делает акцент на том, что ученик – это тоже профессия и ребята имеют большой опыт школьной жизни. Это поможет каждому из них ответить на вопрос: «Какой из представленных стилей жизни поможет тебе добиться успехов?». Для проведения индивидуального голосования дети получают небольшие листочки. Каждый сам решает, какой из представленных стилей – с расписанием (1) или без расписания (2) – приведет к успеху и лучшим результатам. На листочке дети пишут цифру «1» или «2», листочки сворачиваются и складываются в общую коробку. Результаты, если позволяет время, подсчитываются сразу и записываются на плакате. Если нет времени на обработку результатов, то они вносятся на следующий день в соответствующую колонку плаката.

В итоге в классе появляются два плаката, которые располагаются рядом. На них представлены коллаж, перечень сильных и слабых сторон каждого стиля, перечень профессий и результаты голосования. Эти материалы используются при дальнейшем освоении тайм-менеджмента.

7. Подведение итогов мотивационного занятия. Рефлексия.

Педагог узнает мнение детей о том, заинтересовала ли их проведенная беседа, и говорит, что данное занятие – начало большого разговора о тайм-менеджменте.

Макет листа ватмана

Коллаж Возможности
этого стиля жизни
(+)
Недостатки
этого стиля жизни
(–)
Людям каких профессий
подходит такой стиль жизни:
Место для результатов голосования:

Понятие «время»

Упражнение с секундомером и таймером для учеников 3–6-х классов

Цели:

– помочь детям осознать протяженность повседневных дел;

– помочь осознать субъективность восприятия времени.

Материалы: бланки с таблицей, секундомер, таймер.

Ход занятия

Данное упражнение может быть ключевым упражнением одного из занятий, посвященных тайм-менеджменту. Педагог перед выполнением упражнения говорит детям о целях работы.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем исследовать. Первое – нам нужно будет измерить протяженность наших повседневных дел (то есть определить, какие повседневные дела занимают у нас сколько времени). Второе – было бы интересно посмотреть, кто из ребят в классе точнее всего без часов и секундомера определит протяженность тех или иных дел.

Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, в каких единицах измеряется время. (Дети отвечают)

После этого каждый ребенок получает бланк, на котором записаны вопросы, связанные с тем или иным действием, процессом. Рядом две колонки: «Прогнозируемое время» и «Реальное время». Дети на первом этапе заполняют колонку «Прогнозируемое время». После этого несколько пунктов этого перечня (например, № 3, 4, 7) выполняются в классе вместе с ребятами. Учитель засекает время с помощью секундомера. Ребята записывают во второй колонке реальное время. Педагог предлагает поделиться результатами реальности прогнозов, для этого задает следующие вопросы:

кто написал в колонке «Прогнозируемое время» интервал меньше, чем это было на самом деле?

• кто написал большую величину?

• кому удалось точно определить протяженность тех или иных дел или процессов?

• почему непросто заранее сказать о протяженности наших обычных дел?

Педагог предлагает ребятам дома измерить протяженность других дел, которые записаны в таблице, а результаты принести на следующее занятие. Он также дает детям задание составить новый список дел, протяженность которых им хотелось бы знать.

Упражнение заканчивается измерением звучания школьного звонка. Ученики записывают в колонку реальное время его протяженности.

Вопросы Прогнозируемое время Реальное
время
1. Сколько времени (секунд, минут) занимает звучание школьного звонка?    
2. Сколько времени тебе потребуется, чтобы спокойным шагом пройти расстояние от двери квартиры до дверей подъезда?    
3. Сколько времени нужно, чтобы набрать десятизначный номер мобильного телефона и дождаться соединения?    
4. Сколько времени тебе требуется, чтобы подписать тетрадь?    
5. Сколько времени ты тратишь на то, чтобы почистить зубы?    
6. Сколько времени длится большая перемена?    
7. Сколько времени требуется для того, чтобы из портфеля достать все необходимые вещи к уроку английского языка и организовать рабочее место?    
8. За какое время ты съедаешь тарелку макарон?    
9. Сколько времени горит красный сигнал светофора? (Светофора, мимо которого ты чаще всего проходишь)    
И другие примеры обычных дел, которые можно придумать вместе с детьми    

Данное упражнение можно проводить и со старшеклассниками, например на занятиях, посвященных подготовке к итоговой аттестации. Для этого составляется перечень вопросов с теми видами деятельности, которые актуальны для старшеклассников в данный момент.

Пять минут

Упражнение с таймером и секундомером для учеников 1–11-х классов

Цель: составление перечня дел, которые ученики могут сделать за 5 минут или менее.

Это упражнение представляет собой групповое интервью. Детям в классе предлагается понаблюдать за собой и определить, какие из повседневных видов деятельности (дела, отдых, развлечение, общение) длятся 5 минут и менее. Сведения собираются в течение недели. Каждый день список пополняется сведениями. Оформляет плакат с результатами творческая группа из 3–4 человек, которая вносит информацию и иллюстрирует плакат.

После составления плаката через неделю педагог помогает ребятам резюмировать итоги. Один из выводов, связанных с тайм-менеджментом, – дела, которые можно сделать менее чем за 5 минут, необходимо сделать сразу, не откладывая!

Единицы времени

Упражнение для учеников 3–6-х классов

Цель:актуализация знаний детей о единицах времени, создание ситуации, в которой дети могут осознать соотношение единиц времени.

Материалы:

• бланки № 1 с изображением концентрических фигур и перечнем временных отрезков (один на группу);

• лист ватмана (или лист размером А3) с увеличенной копией бланка № 1;

• фломастеры или маркеры;

• бланк № 2 для каждого ребенка;

• памятка – информация из словарей о временных отрезках для младших школьников.

Ход упражнения

1. Вступительное слово

2. Выполнение задания № 1 (расположение временных отрезков в последовательности от меньшего к большему) – выполняется в группе.

3. Проверка выполнения задания № 1 – общее обсуждение.

4. Оформление плаката (бланк № 1 – увеличенная копия). Один человек (педагог или ребенок) записывает на плакате у доски ответы, класс помогает расположить временные интервалы в правильной последовательности.

5. Выполнение задания № 2 (выполняется индивидуально).

6. Ответы детей (задание № 2).

7. Подведение итогов.

Бланк № 1

Для обозначения времени люди используют разные единицы времени.

Подумайте и расположите в правильной последовательности на схеме следующие временные интервалы:

(Правильное размещение временных единиц: секунда, минута, час, сутки, неделя, декада, месяц, триместр, квартал, семестр, год, век).

Бланк № 2

Какие единицы времени можно использовать для описания истории твоей семьи? ___________________

Почему? _____________________________________

А какие единицы времени – для истории города, страны, народа? ________________

Примечание. Это задание стоит предложить ребятам в виде творческого домашнего задания. Можно объединить усилия классного руководителя и педагога по русскому языку (или истории) для обсуждения вместе с детьми этих вопросов.

Памятка

(Информация из энциклопедических словарей)

1. Век – промежуток времени, равный ста календарным годам. Например, XX век – период с 1 января 1901 по 31 декабря 2000 года. Веком называется период истории человечества на основе достижения им определенного материального уровня развития (типа орудий труда, идущих на их изготовление материалов): каменный век, бронзовый век, железный век и т.д.

2. Год промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Календарный год составляет 365 суток для простых годов и 366 суток для високосных годов.

3. Декада (от греч. dekas – десяток) – десятидневный промежуток времени в статистике, экономике.

4. Квартал (от лат . quartus – четвертый) – четверть года (3 месяца).

5. Месяц – календарный месяц имеет продолжительность от 28 до 31 сут.

6. Минута – единица времени, равная 1/60 часа и состоящая из 60 секунд.

7. Неделя промежуток времени, равный 7 суткам.

8. Секунда – 1/60 часть минуты, основная единица времени в Международной системе единиц.

9. Семестр (от лат. semestrisшестимесячный, от sexшесть и mensisмесяц) – половина учебного года в высших и средних специальных учебных заведениях.

10. Сутки – единица времени, равная 24 часам. Различают звездные сутки – период обращения Земли вокруг своей оси относительно звезд и солнечные сутки – период обращения Земли относительно Солнца.

11. Триместр (от лат. trimestris – трехмесячный), часть учебного года в некоторых учебных заведениях (длительность 10–12 недель).

12. Час – производная единица времени, 1 ч = 1/24 сут = 60 мин = 3600 с.

TopList