Сценарии
Классный час
Сценарий классного часа был разработан для I Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека», в номинации «Классный руководитель». Учитель, проводивший это занятие со старшеклассниками, на конкурсе стал дипломантом III степени.
Сергей Алешин ,
МОУ «Технический лицей», г. Сыктывкар
МОУ «Технический лицей», г. Сыктывкар
Непростое искусство юмора
Оказывается, юмор – это серьезно
Обоснование выбранной темы
Огромное значение в жизни человека имеют эмоциональный комфорт, душевное спокойствие. В бурно развивающемся современном мире человек сталкивается с великим множеством проблемных и конфликтных ситуаций, из которых необходимо выходить с минимальными потерями. В противном случае возникают неудовлетворенность, психические расстройства, депрессии и т.д.
Особенно подвержены этому подростки, и одна из глобальных педагогических задач современного педагога – научить детей преодолевать возникающие на жизненном пути трудности, находить верное позитивное решение жизненных проблем, расширять круг общения и, соответственно, жизненные возможности.
Воспитывая культурного, думающего человека, учитель должен предложить альтернативу массовой, зачастую пошлой культуре, в частности, в такой широкой области, как юмор.
Данное занятие учит воспринимать мир позитивно, позволяет обратить внимание на значение юмора в жизни каждого, на возможность его глубокого понимания и эффективного применения.
Цель занятия: показать целесообразность и необходимость чувства юмора в различных жизненных ситуациях на основе актуализации опыта учащихся.
Задачи:
1) Обучающие:
• раскрыть понятие «юмор», определить его виды и функции;
• показать принципы построения шутки.
2) Воспитательные:
• показать позитивные стороны юмора;
• проанализировать альтернативные способы решения проблем;
• формировать уважительное отношение к русскому языку и русской культуре;
• инициировать самопознание;
• способствовать созданию благоприятной обстановки для общения между учеником и учителем.
3) Развивающие:
• побудить учеников к развитию чувства юмора;
• пробудить интерес к познанию окружающего мира посредством чувства юмора;
• формировать позитивное отношение к жизни.
Формы работы с учениками:
• индивидуальные: тестирование, работа с опорным текстом, творческие задания;
• коллективные: коллективное обсуждение, пение, использование ТСО.
Способы мотивации:
• обсуждение ситуаций, близких ученикам
• разнообразие форм деятельности;
• побуждение к дискуссии.
Оборудование и материалы:
медиапроектор, опорный конспект, раздаточный материал, гитара (презентация и видеоматериал предлагаются на диске).
Ход работы
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы поговорим с вами на интересную, злободневную тему. Я надеюсь, что наше общение будет продуктивным и увлекательным. Вы поможете мне своей активностью, искренностью, откровенностью, а я в свою очередь помогу вам узнать что-то новое, задуматься и, быть может, получить положительные эмоции. О чем будет наш сегодняшний разговор? Попробуйте догадаться сами.
(Показ видеосюжетов – 1,5 минуты.)
Сюжет первый
Звенит звонок. Учительница начинает урок. Входит опоздавший.
Учитель: Так, Иванов, что случилось? Опять ты опоздал.
Ученик: Я проспал.
Учитель: Каждый день одно и то же. Вчера у тебя будильник сломался, позавчера – автобус! Как тебе не стыдно, а кто учиться будет?
Ученик: Но я же не нарочно.
Учитель: Ничего не знаю. Быстро дневник на стол и завтра маму в школу.
Сюжет второй
Звенит звонок. Учительница начинает урок. Входит опоздавший.
Учитель: Так, Сидоров, что случилось?
Ученик: Извините, Марья Ивановна, я опоздал, но я все понимаю, вот мой дневник, а там мама за дверью ждет. Позвать?
Учитель: Как мама? Ну зачем сразу «мама», не так уж все серьезно. Ладно, садись Сидоров. (Ученик садится.)
Учитель: А ты что, Сидоров, правда маму привел?
Ученик: Да нет, я пошутил! Вы же сами сказали, что все не так серьезно!
Учитель: Ну ты, Сидоров, и артист!
Учитель: Итак, мы посмотрели два сюжета. (Входит опоздавший, это ученик, которого учитель попросил опоздать заранее).
Вот нам представилась возможность выйти позитивно из этой ситуации, но не без урока для опоздавшего. К примеру, предложим опоздавшему с повинной головой прочесть стишок (текст предлагается «опоздавшему»):
Все знают – школа не вокзал.
Не страшно опоздать.
Но если в школу опоздал,
Она не будет ждать.
Пусть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час!
Учитель: Спасибо. Садись. В следующий раз будем читать с выражением.
Три различных развития одной и той же ситуации. Почему первый ученик пострадал больше второго? Чего не хватило первому и хватило второму? Чего в третьем случае хватило учителю? А учительница, которая посчитала проблему несерьезной, могла более мягко выйти из первой ситуации, чтобы не развивать конфликт, в то же время, не оставлять ученика безнаказанным? Какого качества не хватило учительнице?
Выходим на понятие «чувство юмора».
Учитель: На самом деле в ситуации ученик – учитель у учителя есть два пути решения проблемы: заставить сделать по-своему и сделать так, чтобы ученику было стыдно за свой поступок. Наверняка каждый из вас по-своему относится к каждому решению. Поэтому я предлагаю назвать тему нашего урока:
Нужно ли человеку чувство юмора?
Учитель: Почему возникла эта тема? Мы попросили 80 учеников 10–11-х классов расставить в порядке значимости 12 качеств, которые, по их мнению, должны быть у учителя. Это ум, порядочность, уверенность в себе, доброта, трудолюбие и другие. На 1-м месте был, конечно, ум, а на втором, что удивительно, чувство юмора! Кстати, среди качеств, необходимых ученику, чувство юмора было на пятом месте вслед за умом, уверенностью в себе, трудолюбием и хитростью (показ на медиапроекторе).
Учитель: 1) ум; 2) чувство юмора; 3) доброта; 4) порядочность; 5) искренность. Ученик: 1) ум; 2) уверенность в себе; 3) трудолюбие; 4) хитрость; 5) чувство юмора. |
Учитель: Сегодня мы затронем много тем, связанных с юмором. И, говоря о юморе, будем находить ответы на вопрос: «Зачем человеку чувство юмора?»
Можно сделать первую запись в опорном конспекте: • Юмор помогает выйти из неприятных ситуаций. |
Учитель: Теперь определим, а что же такое юмор, каким бывает юмор? Запишите свое определение юмора. (Ученики дают определения.)
(На экране)
Юмор: humour (англ.) – от латинского hamor (влага, сок). Незлобивая насмешка, добродушный смех; проникнутое таким настроением отношение к чему-нибудь (к чьим-нибудь недостаткам, слабостям, к злоключениям и т.п.). |
Учитель: В чем сущность юмора? Теоретики комического отмечают, что ни одному из исследователей не удалось создать универсального и исчерпывающего определения. И это при том, что над проблемой комического более двух тысячелетий работали и психологи, и социологи, и искусствоведы, и филологи, и философы (в том числе создатели философских систем, такие, как Аристотель, Гоббс, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Шеллинг). «…юмор – область, которая не подлежит определению. И каждая новая попытка определить его приводит только к юмору» (З. Паперный).
Например, Аристотель говорил: «Смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное». Иллюстрируя основные признаки комического, указывают, например, на ситуацию падения на улице важного господина, – падения, сопровождаемого нелепыми телодвижениями, но ни для кого не опасного. Заметьте, что смех тотчас прекратится, если мы увидим кровь или услышим стоны! То есть, по Аристотелю, человек с удовольствием смеется над тем, что ему в данный момент не угрожает. Вот мы посмеялись над опоздавшим, потому что сами не были на его месте.
Смех над физическими недостатками, падениями, страданиями – это животный смех, смех необразованных людей. Даже из истории известно, что цирки, в которых бились гладиаторы, то и дело оглашались смехом, а в классической итальянской комедии смех вызывал Арлекин, колотящий Пьеро бычьим пузырем. А человеку развитое умение сочувствовать не позволяет смеяться над чужой физической болью. Ведь юмор, как и человечество, развивается от простого к сложному, от грубого к изящному. С развитием человечества юмор стал уделом умных и образованных людей. А животный смех остался уделом невежд. Недаром народ говорит: «Смех без причины – признак дурачины».
Вспомните какие-либо высказывания или поговорки о юморе, смехе (работа с классом).
Гёте назвал юмор одним из элементов гения, а Бернард Шоу дал ему еще более высокую оценку: «…юмор – черта богов!.. Нет ничего серьезнее глубокого юмора». «Где смех, там человек; скотина не смеется», – писал М. Горький. Можно представить себе общество, не знающее слез и печалей, но общество без смеха, без юмора, без шутки – такое и представить себе трудно. (Высказывания великих – на экране, делаем запись.)
Вторая запись в опорном конспекте: • Юмор показывает образовательный уровень, развивает мыслительный процесс. |
Учитель: В человеке всегда ценилось и ценится чувство юмора. Давайте определим: есть ли оно у вас?
Тест на чувство юмора (выдан каждому ученику)
1) Если вас обозвали шляпой, вы:
• говорите: «Сам в очках»;
• тут же бежите покупать косынку или платок;
• говорите: «Зато модная».
2) Если вас послали подальше, вы:
• начинаете уверять, что не любите дальних путешествий;
• идете еще дальше;
• идете до соседнего перекрестка.
3) Если вас обокрали, вы:
• заявляете в милицию;
• говорите себе: «Не в деньгах счастье»;
• говорите себе: «Счастье не в деньгах, а в их количестве».
4) Если вам дали «по шапке», вы:
• отказываетесь взять;
• радуетесь, что не по шее;
• говорите, что теперь у вас не будет мерзнуть голова.
5) Если родители «дали вам жару», вы:
• звоните «03»;
• благодарите их за то, что они отдают вам тепло своей души;
• тут же начинаете его «поливать».
6) Если кто-то наступил вам на ногу, вы:
• радуетесь, что кто-то хочет с вами стоять на дружеской ноге;
• спрашиваете: он что, не научился стоять на своих двоих?
• интересуетесь, удобно ли ему стоять.
7) Если родители решили наказать вас рублем, вы:
• сообщаете всем, что теперь вы «в ударе»;
• радуетесь, что не сторублевой монетой;
• просите, чтобы впредь вас били только долларом.
8) Если вас «послали в баню», вы:
• заявляете, что не любите веники;
• признаетесь, что предпочитаете сауну;
• благодарите за заботу о вашей гигиене.
Учитель: Подведем итоги (на экране – результат теста).
1) 1 – 3 балла; 2 – 1 балл; 3 – 5 баллов; 2) 1 – 3 балла; 2 – 5 баллов; 3 – 1 балл; 3) 1 – 5 баллов; 2 – 1 балл; 3 – 3 балла; 4) 1 – 3 балла; 2 – 1 балл; 3 – 5 баллов; 5) 1 – 3 балла; 2 – 5 баллов; 3 – 1 балл; 6) 1 – 3 балла; 2 – 1 балл; 3 – 5 баллов; 7) 1 – 3 балла; 2 – 1 балл; 3 – 5 баллов; 8) 1 – 1 балл; 2 – 3 балла; 3 – 5 баллов. |
Подсчитайте сумму. Если вы набрали от 24 до 40 баллов, у вас отличное чувство юмора, а если меньше, – самое смешное у вас еще впереди.
Вот вы определились со своим чувством юмора, правда, было приятно понять, что оно у вас есть? А испытываете вы удовольствие, если вам удалось удачно пошутить? Тогда запишем.
Запись в опорном конспекте: • Юмор повышает самооценку. |
Что такое юмор?
Учитель: Юмор – понятие многогранное, и говорить обо всех направлениях просто не хватит времени. Поэтому сегодня я расскажу всего об одном из видов юмора.
Считается, что, среди различных видов юмора главное место занимает словесный – языковая шутка. Именно здесь функции юмора проявляются особенно ярко. Тем более поговорить об этом будет уместно в год, посвященный русскому языку.
Как же устроена шутка, способная рассмешить? Шутка двухчастна, в ней есть исходная точка и вывод – без промежуточных звеньев. Это обеспечивает внезапность перехода и тем самым больший комический эффект.
Как соотносятся между собой две части шутки? Существенный вклад в понимание этого важного вопроса внесли теория «обманутого ожидания» и теория «комического шока».
Обманутое ожидание
И. Кант и некоторые другие мыслители подчеркивали, что в шутке наблюдается контраст между ожиданиями человека (основанными на его жизненном опыте) и конечным результатом. Явление, кажущееся естественным, потом демаскируется как абсурд или ошибка и тем самым дискредитируется.
Иллюстрацией могут служить такие сценки:
• Рыболов с громадным трудом тянет добычу и вытягивает… старый башмак. Именно по этому типу строится большинство языковых шуток.
• Мои родители считают меня идиотом, это бесчеловечно, но – правда.
• Алеша Попович через блютуз выкачал у Ильи Муромца силушку.
• В Сыктывкаре прошел Кросс наций, бежали все, опустели даже тюрьмы.
Комический шок
Здесь отношения между частями прямо противоположны описанным выше: явление внешне удивительное оказывается естественным и понятным. Например, мы наблюдаем человека, нелепо размахивающего руками, а потом видим, что это дирижер. Комический шок может быть вызван не только необычностью формы, но и необычностью, неожиданностью смысловой.
Вот несколько подобных примеров:
• Женщины подобны диссертациям: они нуждаются в защите (Э. Кроткий).
• Мужчина – как клубок: когда женщина выпускает его из рук – он распускается, а когда забирает его в руки – он сматывается (К. Мелихан).
Учитель: Об одной из основных функций шутки хоpошо сказал Н.И. Хмельницкий в «Невском альманахе» за 1846 г. (Цитиpуем по статье В.В. Виногpадова «Натуpалистический гpотеск»): «Напав на какое-нибудь слово, игpаю им, как мячиком… Повеpьте, если бы мы почаще игpали таким мячиком, то скоpей бы пpиучились владеть языком, котоpый не довольно еще гибок для языка pазговоpного».
«Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот» (Козьма Прутков); «Что ты скажешь на это, физика? В отношениях между людьми трения ведут к охлаждению» (С. Е. Лец).
Внести в опорный конспект новую запись: • Юмор воспитывает вкус, любовь к русскому языку. |
Учитель: Сpеди дpугих функций юмора можно указать еще и развлекательную: просмотр телепередач, анекдоты и т.п.
Запись в опорном конспекте: • Юмор помогает развлекать себя и собеседника, приобретать друзей. |
Учитель: Есть забавные игры: например, «перевертыши», которые позволяют проявить чувство юмора (на экране «перевернутые» названия известных фильмов: «Девятая рота», «Белое солнце пустыни», «Джентльмены удачи», «Жара», «Винни-Пух и все, все, все», «Волкодав». Ученики сами «переворачивают» названия).
«Сотый полк»;
«Черная Луна тайги»;
«Невежды невезения»;
«Холод»;
«Пятачок и никого»;
«Дед Мазай».
Учитель: Итак, шутка – это и замечательный учитель словесности, и забавный собеседник, и великий утешитель – психотеpапевт. С этим связана еще одна важная функция языковой шутки, котоpую можно назвать маскиpовочной. Шутка позволяет обойти цензуру культуры и выразить те смыслы, которые (по разным причинам) находятся под запретом. Бернард Шоу писал: «…для правды есть отдушина: то, о чем запрещается говорить всерьез, можно сказать в шутку». Самоутвеpждение путем осмеивания окpужающего становится опpавданной необходимостью в некотоpых, особых условиях общественной жизни, напpимеp, в условиях тоталитаpизма. «Юмор – это убежище, в которое прячутся умные люди от мрачности и грязи», – писал А. Вампилов в записных книжках. «Новая остpота обладает таким же действием, как событие, к котоpому пpоявляют величайший интеpес; она пеpедается от одного к дpугому, как только что полученное известие о победе». У каждого властителя в истории был, например, шут, которому разрешалось в шутку критиковать хозяина. В каждой эпохе были литературные герои с подобной функцией (ученики предлагают имена героев: Остап Бендер, герои Чехова, Гоголя, солдат Иван Чонкин и т.п., делаем запись).
Запись в опорном конспекте: • Юмор дает возможность более свободно выражать свои взгляды и принципы. |
Как воспитать в себе чувство юмора?
Учитель: Существует национальный юмор, который передает колорит языка, культуру народа, его самобытность. У русского народа это частушка. Жанр очень старинный, но всегда актуальный. Частушка тоже делится на две части. В первой задается ситуация, а во второй – смешное окончание. А давайте попробуем сочинить частушку. Я задам начало, а вы продолжите. Поднимите себе настроение, ну и, конечно, еще раз проверим ваше чувство юмора:
На уроке мне ответить,
Не влюбляйтесь, не, не, не,
Не хватило смелости
До экзамена ЕГЭ.
Просто жвачку я жевала –
Слиплись обе челюсти.
Всем известно: от «Люблю!»
Понижается IQ (Ай Кью).
Учитель: Частушка – чисто русский юмористический жанр; еще существует английский юмор, американский, финский; может, и эфиопский есть.
Запись в опорном конспекте: • Юмор сохраняет национальный колорит. |
Учитель: Рассмотрим еще одну грань юмора. Все, наверное, слышали о существовании так называемых законов Мерфи, у нас они называются «законы подлости». В 1949 году на базе ВВС в Калифорнии капитан Эд Мерфи мрачно утверждал, что, если у техников есть возможность сделать что-то не так, они обязательно это сделают.
Закон Мерфи – принцип, состоящий в том, что, если какая-нибудь неприятность может произойти, она случается. Следствия
Комментарий Каллагана к закону Мерфи: «Мерфи был оптимистом». А вы как думаете? (Мнения учеников.) |
Следующая запись в опорном конспекте: • Юмор позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. |
В конце занятия в конспекте записано:
Зачем нужно чувство юмора?<;;/p>
– Помогает выйти из неприятных ситуаций.
– Показывает образовательный уровень, развивает мыслительный процесс.
– Повышает самооценку.
– Воспитывает вкус, любовь к русскому языку.
– Помогает развлекать себя и собеседника, приобретать друзей.
– Дает возможность более свободно выражать свои взгляды и принципы.
– Сохраняет национальный колорит народа.
– Позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.
Учитель: Наше занятие подходит к концу, и нам осталось ответить на самый главный вопрос: «Нужно ли человеку чувство юмора?» (подведение итогов).
Конечно, у юмора есть и негативные стороны, но это предмет другого разговора. На прощанье я хочу попросить вас дать несколько советов на тему:
Как воспитывать в себе чувство юмора?
(На экране)
– Улыбайтесь чаще. – Общайтесь с умными, образованными людьми. – Читайте веселые книги. – Смотрите качественные комедийные фильмы. – Пойте веселые песни. |
Учитель: Предлагаю спеть вместе сочиненную мной песню о чувстве юмора.
Песня
Нынче папа рассердился:
В дневнике не все в порядке.
Ты, конечно, провинился,
Но исправишься потом.
И с девчонкой поругался,
И с друзьями неполадки:
Нелегко в десятом классе,
А кому сейчас легко?
Припев:
Не помогут ни лекарства
И ни супермен бесстрашный,
Помогает в жизни часто
Чувство юмора в кармашке.
Ты кому-то улыбнулся,
Подмигнул на перемене
И в общенье окунулся,
Каждому слова нашел.
А потом не постеснялся
И сплясал гопак на сцене.
Получил в ответ улыбки,
Сразу стало хорошо!
Припев:
Помогли ведь не лекарства
И не супермен бесстрашный,
Помогает в жизни часто
Чувство юмора в кармашке.
Учитель: И последнее. Юмор все время развивается и очень быстро «стареет». Мы начали наш урок со стихотворения опоздавшего. (Читает его). Когда я стал использовать это стихотворение в школе, довольно скоро остроумные старшеклассники придумали ему альтернативу:
Школа – это не вокзал,
Опоздал и опоздал!
На экране – высказывание Ф.М. Достоевского: «Хорошо смеется человек – значит, хороший человек!». |