Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2009

Сценарии

Классный час

Сценарий классного часа был разработан для I Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека» в номинации «Классный руководитель». Конкурсное задание выполнялось в 6 классе школы-гимназии № 4 г. Владикавказа. Учитель, проводивший занятие, стал на конкурсе дипломантом II степени.

Людмила Белякова ,
МОУ «СОШ № 35», г. Рыбинск, Ярославская обл.

Пороги жизни

Дискуссия-путешествие

Подготовка дискуссии

Цель занятия:

Создание условий для того, чтобы учащиеся задумались над вопросом: умеют ли они прощать?

Задачи занятия:

• способствовать духовно-нравственному обогащению детей;

• проанализировать, опираясь на произведение искусства и жизненный опыт детей, пути выхода из проблемных ситуаций: кто больше приобретает – тот, кто прощает, или тот, у кого просят прощения?

Методическая основа занятия:

• Содержательная составляющая занятия определена личным опытом автора. Основным направлением духовно-нравственного воспитания ему представляется познание себя в мире через художественный образ (музейный экспонат, произведение искусства).

• Занятие может быть адресовано ученикам разного возраста.

• Вид деятельности детей – продуктивно-творческий.

• Форма занятия – дискуссия.

Организация воспитательного пространства:

Столы поставлены полукругом – так, чтобы дети сидели лицом друг к другу и к педагогу, что создает максимальный психологический комфорт для каждого участника.

Дидактическое оформление занятия:

По количеству детей подготовлены конверты, в которых находятся «кирпичики» – полоски цветной бумаги со словами: ЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, СОГЛАСИЕ, ЗАБОТА, ДОБРОТА, ЧЕСТЬ РОДА, МИРОЛЮБИЕ.

Художественное оформление занятия:

• Картина Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына».

• Соната № 40 В.-А. Моцарта.

Оформление доски:

По центру помещен лист А4 с текстом, первоначально закрытым для детей.

С правой стороны доски выстроены в форме лестницы полоски бумаги с текстом, также закрытым для детей.

Погружение в тему дискуссии

Задача: создание психологической комфортности.

Учитель вместе с детьми заходит в класс, предлагает каждому выбрать то пространство, которое больше нравится, помогает расположиться, наблюдает за настроением ребят.

Учитель: Я ждала встречи с вами, и вот мы здесь. Вам уютно? Комфортно? Положите, пожалуйста, руки на стол, ладонями вверх. Сейчас я пройду по классу и дотронусь до ваших рук. Вы можете при этом проговорить свое имя, сказать приветствие, может быть, что-то пожелать мне, а можно просто промолчать.

Учитель проходит по классу и легко касается кончиками пальцев одной руки и твердым холодным предметом, зажатым в другой руке и скрытым для глаз учеников.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какое вы испытали ощущение? Какое из прикосновений было для вас приятнее?

Все дети, 22 человека, выбрали прикосновение пальцев рук, аргументировав свой выбор тем, что это было мягкое, легкое, теплое, приятное, ласковое касание руки учителя. (Сценарный план конкурсного занятия отредактирован после его проведения, поэтому включены некоторые ответы ребят и прокомментировано их действие. – Прим. ред.)

Учитель: Вы правы, я действительно погладила одну вашу ладошку пальцами своей руки, а во второй у меня был вот этот предмет (демонстрирует глиняный черепок). Он найден археологами в устье реки Шексны (это Ярославщина, край, откуда я к вам приехала) и представляет собой предмет утвари. Это осколок от глиняного горшка, или кувшина, или вазы. Я поглаживаю этот кусочек керамики и удивляюсь искусству наших предков: какие аккуратные, симметричные углубления украшают эту находку. Но, думаю, это не столько для красоты, сколько с практической целью: так быстрее нагревается пища, а значит, перед нами…

Все ребята дружно отвечают, что это, конечно, был горшок для приготовления пищи на огне.

Учитель: А кто хочет, чтобы этот предмет прошлого еще раз погладил ваши руки?

Учитель вновь подходит к детям, проводит медленно по ладошке каждого ребенка (конечно, каждому хочется прикоснуться к музейной реликвии) и продолжает диалог.

Учитель: Если бы вы знали историю нашего «героя», то теперь, кто сделал бы другой выбор?

Ученики рассуждают: некоторые не меняют своего выбора, доказывая и приводя примеры из жизни; часть ребят выбирает оба варианта; значительная группа школьников изменяет свой выбор в пользу прикосновения кусочком керамики. Каждый при этом приводит убедительные аргументы.

Учитель:Вернемся к началу нашего диалога (кстати, возвращаться к началу – признак мудрости, потому что это дает возможность проверить себя). Вы все отдали предпочтение пальцам моей руки. Выбор, таким образом, был определен мыслью: «Мне это приятно. Мне от этого хорошо». Но, как оказалось, очень важно, выбирая, прислушиваться не только к своим ощущениям, но и…

Вопрос к вам: «Чем должен руководствоваться человек, выбирая?» (Разумом; совестью; думать при выборе не только о своем благе, но и о других.)

Учитель: Значит, сделать выбор достаточно трудно. А кто или что поможет нам не ошибиться, найти правильный путь?

Дети называют родителей и других членов семьи, учителей, старших товарищей и произведения искусства, в которых запечатлен опыт, накопленный человечеством.

Нравственное ориентирование
Маршрут первый

Задача: учимся видеть.

Учитель:Обратимся и мы с вами к картине (договариваемся с детьми о том, что условно будем называть произведение «картиной», осознавая, что перед нами репродукция) голландского художника Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына».

Кисти этого художника принадлежит более 650 картин, многие из которых хранятся в музеях России, в том числе и «Возвращение блудного сына». Ее вы сможете увидеть в Эрмитаже. А кто-то, может, уже познакомился с этим шедевром мастера? (Дети отвечают). Написанная в последний год жизни художника, она стала своеобразной лебединой песнью, в которой запечатлена и трагедия жизни самого Рембрандта: из жизни ушел его единственный сын Титус.

Произведение проецируется на экран, а тем, кто плохо видит изображение, учитель предлагает качественную цветную репродукцию на бумажном носителе.

Сюжет о блудном сыне, я полагаю, вам известен. Кто может передать основное содержание библейской притчи?

Идет рассказ притчи, учитель помогает при затруднениях.

Диалог с картиной

Учитель: Где происходит действие?

Ученики: В доме, а точнее, на пороге дома.

Учитель: Как вы считаете, почему художник выбрал именно это пространство?

Ученики: Порог – это своеобразный символ преграды. Это препятствие, выбор между злом и добром, любовью и ненавистью, гордостью и смирением, обидой и прощением.

Учитель: Какие несоответствия с текстом притчи вы заметили?

Ученики: Изменилось пространство (в притче действие происходит вне дома, а в картине – на пороге дома); разное поведение героев (в притче отец бросился навстречу сыну, а на полотне сын стоит на коленях перед отцом); в картине есть свидетели встречи отца и сына, а в притче – нет.

Учитель: Вы наблюдательны, от вашего внимания не ускользнула ни одна деталь. А как вы считаете, отец простит сына или нет? Не торопитесь с выводами. Герои на картине молчат, но это молчание очень красноречиво. И если мы умеем видеть и чувствовать, то мы можем предположить их диалог.

Нравственное ориентирование
Маршрут второй

Задача: учимся оценивать ситуацию.

Учитель: Предлагаю вам сейчас «оживить» картину, заставить сына и отца заговорить. Поработайте в парах, определите, кто из вас будет «отцом», а кто – «сыном». Составьте диалог. Что, по вашему мнению, говорит отец? С какими словами обращается сын к отцу? Кто из них начинает разговор?

Дети составляют диалог отца и сына в течение 2–3 минут. Их деятельность сопровождается музыкой: тихо звучит симфония № 40 Моцарта.

Учитель:У кого диалог получился пространным? А у кого – коротким? А у кого диалог вообще не получился? (Отмечу, что все дети составили диалог). Послушаем всех, кто хочет высказаться.

Дети выступают, представляя свое видение и понимание встречи отца и сына.

Учитель:Спасибо. Скажите, пожалуйста, трудно было выполнять это задание? А почему?

Дети говорят о том, что слова подбирались с трудом. Причем в равной степени было трудно и «отцам», и «сыновьям», потому что просить прощения всегда очень трудно.

Учитель: А что труднее, просить прощения или прощать? Не торопитесь отвечать, посоветуйтесь со своим сердцем, со своей памятью. Вспомните, просили вы в своей жизни прощения? Отвечать не надо! Вспомните, а у вас просили прощения? Отвечать не надо! Сначала подумайте.

Так что же труднее: просить прощения или прощать?

Дети выражают свою точку зрения, приводят примеры. Большинство ребят склонно считать, что прощать труднее. Один мальчик сказал, что стало жаль того, кто просил у него прощения, хотелось быстрее простить и забыть об этом.

Учитель: Мы представили ситуацию в диалоге. Скажите, пожалуйста, «отцы», кто из вас простил сына? (Все 11 «отцов» простили «сыновей». В течение всего занятия учитель лишь направляет школьников, не оценивает ответы, реагирует репликами: «Это очень интересно», «Я рада за тебя», «Спасибо за доверие», «Ты тонкий наблюдатель» и т.д.).

Учитель: Значит, вам более симпатичен сын?

(Этот вопрос заведомо провокационный. Его цель – вывести детей на новый виток разговора, придать диалогу новую «силу»).

Ученики наперебой говорят, что это не так. Кто-то бросается на защиту отца, кто-то говорит, что здесь и сын, и отец достойны уважения. Учитель выслушивает всех ребят.

Нравственное ориентирование
Маршрут третий

Задача: учимся слышать голос другого человека.

Учитель: Рембрандт – мудрый художник-психолог, он сумел передать тончайшее движение души героев и явно выразил свое к ним отношение. Кому же больше симпатизирует художник?

Учитель предлагает всмотреться еще раз в полотно. Его колорит «говорящий»: художник словно выплеснул все золото палитры на фигуру сына. И зритель уже не замечает его лохмотьев, босых ног, он видит больше, чем запечатлел художник.

Многие дети поражены, так как считали, что художник обязательно должен больше сострадать отцу. Они открывают для себя картину по-новому.

Учитель: Почему, как вы полагаете, Рембрандт больше сочувствует «блудному сыну»?

Дети сумели определить идею произведения (а тем самым, достигнута цель занятия): «умейте прощать, и тогда вы становитесь нравственно богаче; умейте просить прощения, и тогда вы становитесь нравственно чище».

Нравственное ориентирование
Маршрут четвертый

Задача: учимся жить в мире.

Учитель: А сейчас я предлагаю каждому из вас «построить» свой дом, из которого бы никогда не хотелось уйти, а если это и случится, то туда всегда можно было бы с легким сердцем вернуться. Как вы думаете, какие ценности сделают дом крепким, нерушимым, уютным и счастливым?

Дети называют те нравственные ценности, которые, по их мнению, создадут такой дом: ЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, СОГЛАСИЕ, ЗАБОТА, ДОБРОТА, ЧЕСТЬ РОДА, МИРОЛЮБИЕ. Учитель открывает эти слова на доске.

Учитель: Побудем «строителями»: каждый из вас получает конверт, в нем необходимый «строительный материал». Подумайте, что станет фундаментом вашего дома: любовь, а может, согласие; какие нравственные ценности станут крепкими и надежными «стенами»? Мы строим дом! Я – тоже, вместе с вами!

Дети выкладывают «фундамент», «стены», возводят «крышу» своего дома. Дома, в котором они живут сейчас; дома, в котором они будут жить.

Учитель (стучит в дверь, а в руках у него коробка с надписью «Почта России»): Ребята, в ваши дома пришли первые письма. Помогите, пожалуйста, открыть посылку. А я выполню почетную миссию почтальона и вручу каждому из вас письмо от мальчишек и девчонок школы № 35 города Рыбинска.

Учитель вытаскивает кипу писем и вручает каждому ребенку письмо. (Отправляя классного руководителя на конкурс, ее шестиклассники написали письма своим незнакомым друзьям и предложили дружить.)

Вместо эпилога

Задача: мы встретились, чтобы не расставаться.

Учитель: Понимаю ваше нетерпение скорей прочитать письма, поэтому говорю вам: «Я желаю вам счастья. Я приглашаю вас в гости. Я запомню эту встречу как самый дорогой подарок судьбы. Спасибо. До свидания».

TopList