Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2009

Идеи

Самоопределение

«Тайм-менеджмент» – модное слово, которое стало активно входить в нашу повседневную жизнь. Его часто трактуют как искусство управления временем. А если это искусство, то всем ли дано его постичь? Может быть, умение управлять временем – удел избранных? Или тайм-менеджмент реален для всех? Тогда хотелось бы понять, как, где и когда с ним могут познакомиться дошкольник, ученик начальной школы, старшеклассник, студент или педагог.

Татьяна Меркулова ,
психолог-методист, Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва

Навыки самоорганизации

Перспективы тайм-менеджмента в школе

Принято считать, что управление временем осуществимо только в сфере экономики. Ведь бизнесмены не только говорят, что время – деньги, но и доказывают точность этого афоризма своими делами и прибылью. А что же тогда остается школе – картинка с режимом дня, лозунг «Спланируй свой день!» и личный пример учителя?

Посмотрим самокритично на собирательный образец управления временем в исполнении педагога:

• стол педагога завален тетрадями и книгами;

• учитель не может сразу найти нужную информацию, запись, вещь;

• он часто тонет в море записок, списков и «напоминалок»;

• отдохнуть и восстановиться на перемене педагог не успевает;

• ему всегда необходимо решать какие-то «важные и срочные» вопросы;

• у него затяжной цейтнот;

• его обычный ритм жизни – нон-стоп.

Подобную «образцовую» картину наши ученики наблюдают годами! Конечно, и такой пример может чему-то научить. Но прежде чем соглашаться с тем, что тайм-менеджмент в школе невозможен, давайте вспомним знакомые с детства слова: «расписание», «режим дня», «план работы», «дневник» – ведь все это не что иное, как разного рода планировщики (формы планирования своих действий). А умение составлять планировщики и эффективно по ним действовать – это элементы тайм-менеджмента и… организационной компетентности. Так что за этим новым модным словом спрятаны уже родные школе организационные навыки, без которых современному ученику и студенту не обойтись. Понимая все это, педагог может смело начать созидать на поле тайм-менеджмента, вспомнив лучшее из прошлого, добавив современного и оттолкнувшись от личного опыта, не забывая при этом о здравом смысле.

Идеальным конечным результатом (возможно, утопичным) будет – везде и всюду успевающий учитель и организованный ученик, а впоследствии – успешный студент, не ведающий, что такое темные от недосыпания круги под глазами.

Прежде, чем определить перспективы тайм-менеджмента в школе, давайте ответим на более прозаичные вопросы:

1. Почему тайм-менеджмент актуален сегодня?

2. В чем специфика формирования данных умений?

3. Какие особенности школы нужно обязательно учесть, рассматривая данную проблему?

Итак, тайм-менеджмент (далее – ТМ) – это система приемов, связанных с управлением временем, которая позволяет четко распланировать рабочее и личное время и добиться высоких результатов. Актуальность ТМ прежде всего связана с запросами современности на проектный стиль жизни. Это означает, что человек и в профессиональной сфере, и в личностной, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Он осознает свои потребности и умело «переводит» их на язык целей и задач. Человек-проектировщик умеет себя организовать, поскольку понимает, какие шаги и в какой последовательности ему необходимо предпринять для достижения результатов. Действуя по намеченному плану, он берет на себя ответственность за реализацию проекта (профессионального, бытового, личностного) и готов корректировать свою деятельность в случае неудачи. Плодотворность проектировщика напрямую зависит от степени владения приемами ТМ.

Актуальность ТМ определяется такими особенностями современности, как информационная и коммуникативная насыщенность среды. Колоссальный поток новой информации, большое количество деловых и личных контактов – все это важно не только учитывать в своей деятельности, но и умело систематизировать. Приемы ТМ позволяют человеку, с одной стороны, повысить эффективность деятельности в такой насыщенной среде, а с другой, – сэкономить свои силы и ресурсы.

Эти два аспекта – запрос на проектный стиль жизни и информационно-коммуникативная насыщенность среды – показывают, что для воспитания компетентного человека формирование навыков тайм-менеджмента необходимо.

Может ли ребенок освоить ТМ самостоятельно или навыкам обращения со временем нужно обязательно учить? Наша позиция в данном случае однозначна: этому надо учить, передавая необходимую информацию, тренируя отдельные приемы, создавая модельные ситуации для освоения ТМ, помогая в формировании индивидуального стиля. Подобное обучение весьма непросто, так как требует определенной интеллектуальной и личностной зрелости ребенка.

Так что же должен учесть педагог, который поставил перед собой задачу сформировать у своих учеников навыки ТМ? Чтобы описать специфику этого процесса, предлагаем проанализировать следующие утверждения, каждое из которых может стать темой для отдельного разговора:

• время – сложная категория как в философском, так и в физическом аспектах;

• восприятие времени субъективно и зависит от множества факторов;

• временное планирование возможно лишь при правильном понимании «ценности» каждой временной единицы. Для такой оценки необходим многолетний жизненный опыт, что требует обязательного участия взрослого (педагога, родителя, психолога) при формировании навыков ТМ;

• управление временем – практическое умение, которое невозможно освоить теоретически.;

• умение планировать время неразрывно связано с развитием человека – его интеллектуальной и волевой сферами, а также с развитием таких качеств, как самостоятельность, ответственность, целеполагание и рефлексия.

Данный перечень тезисов показывает, что формирование практических навыков ТМ происходит с опорой на знание ряда фундаментальных наук (философия, история, физика, биология), а также с учетом особенностей психического и личностного развития человека. Поэтому решение поставленной задачи предполагает сотрудничество специалистов школы, которые смогут задать определенную степень сложности и глубину погружения в данную тему исходя из возраста, уровня развития детей и их интересов.

Определенные трудности при формировании навыков ТМ обусловлены и особенностями школьной жизни. Ведь жизнь ребенка в школе во многом определяется, структурируется и планируется взрослыми (родителями и педагогами). Зачастую цели тоже ставятся взрослыми, а роль детей сводится к тому, чтобы понять, чего же от них хочет родитель или педагог. А если у ребенка нет своей цели, то нет и желания найти время для того, чтобы ее достичь. Получается следующая картина: взрослый ставит цель, которая значима для него; предлагает детям эту цель достичь; сам определяет время, когда ребенок должен этим заниматься; да еще и контролирует, чтобы все было сделано в срок. И если чадо вовремя пришло к финишу с нужным для взрослого результатом, то взрослый считает, что сделал все необходимое и достаточное. А практического опыта у взрослого, как организовать процесс по-другому, – нет!

Да, в школьной практике много чего нет для того, чтобы развивать у детей навыки ТМ:

• в учебной программе нет предмета, который напрямую был бы связан с этой задачей;

• нет педагога, который бы считал это своей профессиональной обязанностью. (Кто это может быть – предметник, классный руководитель, психолог?);

• нет времени на уроке, чтобы ребенок «набил свои шишки» в освоении приемов планирования и приобрел собственный стиль в организации времени.

Для того чтобы каждый ребенок нашел свой индивидуальный стиль ТМ, нужна повседневная практика, а это возможно лишь при объединении всех взрослых: родителей, педагогов, психологов и классного руководителя. Дело новое, непростое, но интересное и нестандартное, можно сказать, коллективный творческий проект для всех заинтересованных!

А быть ему в вашей практике или не быть, кроме вас, никто не решит…

TopList