События
Конкурс
В ноябре 2008 года во Владикавказе были подведены итоги I Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека». Мы предлагаем вашему вниманию специальный репортаж, подготовленный главным редактором газеты «Классное руководство и воспитание школьников» Ольгой Леонтьевой.
Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»
главный редактор газеты «Классное руководство»
Воспитать человека
Размышления на заданную тему
«Конкурс проводится в целях повышения авторитета, статуса педагогических работников, обеспечивающих воспитательный процесс в образовательных учреждениях России, в том числе во взаимодействии с семьей. Конкурс призван способствовать усилению внимания гражданского общества, педагогической науки и практики к совершенствованию воспитательного процесса в системе образования; повышению воспитательного потенциала образовательных учреждений» (из положения о конкурсе).
Примите наши поздравления!
Ни для кого не секрет, что регион считается небезопасным, тем более что всего за неделю до конкурса там произошел террористический акт. Мероприятие, несмотря на это, не отменили. Почти все участники приехали из разных уголков нашей необъятной Родины.
Соревновались по десять педагогов в каждой из пяти номинаций, и мы искренне поздравляем победителей.
Лауреатами стали:
1. Воспитатель детского дома, школы-интерната (в том числе и кадетского), детского оздоровительного учреждения, группы продленного дня.
Ольга Кулакова, воспитатель интерната «Кадетский корпус им. Д.М.Пожарского», г. Радужный Владимирской обл.
2. Классный руководитель общеобразовательного учреждения.
Ирина Котова, учитель музыки и МХК МОУ «СОШ № 46», г. Челябинск.
3. Заместитель директора по воспитательной работе.
Елена Ищук, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ № 8», г. Иваново.
4. Социальный педагог.
Светлана Моисеева, социальный педагог МОУ «СОШ № 6», г. Челябинск.
5. Старший вожатый.
Елена Коршунова, старшая вожатая МОУ «СОШ № 17», г. Саров Нижегородской обл.
Коллективы школ Владикавказа радушно принимали гостей – каждая номинация проводила работу в конкретном образовательном учреждении. Несмотря на беды, которые пришлось перенести этому региону, жизнерадостность хозяев конкурса, их умение (и желание!) работать в команде были хорошей демонстрацией одного из самых важных педагогических правил: как бы ни было трудно нам, взрослым, мы должны думать о тех, кому еще труднее, – о наших детях.
Конкурс получился очень интересным, хотя и сложным.
Самая большая проблема
Как и другие всероссийские мероприятия, проведение конкурса финансировалось из федерального бюджета: оплата гостиницы участникам (но не сопровождающим, с которыми, согласно положению, приехали во Владикавказ номинанты), питание (для всех), экскурсионная программа. Казалось бы, сделано все, что можно (конечно, если забыть о размерах России). В региональных бюджетах часто не находится денег на содержание образовательных учреждений, а тут потребовалось выложить деньги на одного-единственного учителя, которого пригласили для участия в конкурсе. Там, где местные власти понимают значимость статуса педагога, особенности работы, деньги на дорогу нашлись практически сразу.
Говорить о «богатых» и «бедных» регионах было бы глупо. Например, для учителей с Сахалина деньги нашлись сразу. Инна Варанина, заместитель директора по воспитательной части МОУ «СОШ № 2» г. Томари Сахалинской области, рассказала, что у них департамент образования приветствует участие педагогов в различных конкурсах, конференциях, других мероприятиях, повышающих квалификацию сотрудников, поэтому для нее вопрос о средствах на дорогу даже не стоял.
При этом у их ближайших соседей – Департамента образования и науки Приморского края – средств на поддержку учителей не нашлось. Участникам пришлось искать деньги самостоятельно. Елене Фроловой (участнику в номинации «Старший вожатый») повезло: в их школе (гимназия № 1 г. Владивостока) есть действующий попечительский совет, который помог купить билет на самолет. А Владимиру Гуслеву (МОУ «СОШ № 1» с. Анучино Приморского края) пришлось взять ссуду в банке и приехать на всероссийский конкурс за свой счет. О своем решении он не жалеет: множество интересных встреч, нужной информации, новых впечатлений… Согласитесь: вырвать из учительского бюджета 40–50 тысяч рублей не просто сложно, а катастрофически сложно.
Мы говорили о проблемах финансирования конкурса со многими участниками, и вот что хочется отметить: для всех учителей (без исключения!) необходим воздух общения с коллегами из других регионов. Именно возможность такого общения и была самым дорогим подарком для участников и сопровождающих проведенного конкурса. Потому что быть профессионалом, не имея возможностей для обмена опытом с другими профессионалами, невозможно. Особенно в такой профессии, как учитель или воспитатель.
Жюри
Не все участники были довольны подбором жюри. Особенно остро этот вопрос встал в номинации «Заместитель директора по воспитательной работе». В состав экспертов, оценивающих конкурсантов, вошли пять кандидатов педагогических наук, сотрудники различных университетов или журналисты. Но… Ни одного человека, связанного с работой завучей, понимающего досконально все тонкости этого непростого дела, в жюри не оказалось. Именно этот факт вызвал протест у некоторых участников, о чем они сказали организаторам конкурса. Было внесено и продуктивное предложение: в следующий раз привлекать к экспертной работе не только ученых, но и лауреатов предыдущего конкурса.
Кроме этого, завучам не хватало анализа их докладов, открытых мероприятий. На финальном обсуждении прошедшего мероприятия они высказали такое пожелание: «Для заместителя директора по воспитательной работе анализ каждого мероприятия является важной составляющей всей работы. Почему же нас оценивали «закрыто», нам хотелось бы знать, что именно понравилось или не понравилось жюри».
Честно говоря, этого не хватало не только завучам. Даже мне, стороннему наблюдателю, хотелось понять, на что именно жюри обращает особое внимание, какие моменты считает явно позитивными, какие подвергает критике. Анализ – важнейшая часть любой работы. Я попросила организаторов дать мне возможность присутствовать при обсуждении в номинации «Классный руководитель» (в которой я просмотрела почти все открытые мероприятия), но мне отказали. Потом, в двух словах, объяснили критерии и основания для анализа. Сразу оговорюсь: мое субъективное мнение лишь ненамного разошлось с мнением жюри, никаких принципиальных возражений не было и нет. Важна не цифра, а оценка – ведь и детям, особенно в воспитательной работе, хороший специалист обязательно поясняет свою точку зрения, а не просто объявляет цифровой аналог своего анализа.
Лишь в одной номинации экспертная группа не только проводила открытый анализ всего увиденного, но и устраивала мастер-классы для конкурсантов и всех желающих – в номинации «Старший вожатый». По словам конкурсантов, в этой номинации сложилась атмосфера фестиваля, творческого обмена идеями. Ради участия в мастер-классах Юрия Белякова они были готовы пожертвовать даже свободным временем, которого у них было так мало.
Согласно положению о конкурсе: «…расходы по командированию участников финала конкурса берут на себя соответствующие органы, осуществляющие управление в сфере образования, или организации-спонсоры». Однако на деле взяли на себя ответственность далеко не все региональные управления в сфере образования. Не захотели поддержать педагогов, которых сами же выдвинули для участия в конкурсе? Понадеялись на то, что учителя сами найдут спонсирующие организации? Во всяком случае ясно одно: авторитет «педагогических работников, обеспечивающих воспитательный процесс в образовательных учреждениях» в этих регионах не на самом высоком уровне. А может быть, все дело в расплывчатой формулировке в положении о конкурсе? Ведь именно она дает официальное право региональным органам управления образования даже не пытаться искать деньги на командирование учителей для участия в конкурсе… |
Номинация "Классный руководитель"
Чтобы лучше понять, как проходит конкурс, я решила понаблюдать за его процессом в одной номинации – «Классный руководитель» и посетила все десять классных часов, которые провели участники. Более подробно с некоторыми из них вы можете познакомиться в рубрике «Сценарии». Сейчас же хотелось бы остановиться на некоторых тенденциях, замеченных в ходе работы.
Выбор тем отличался разнообразием: юмор в нашей жизни, профориентация, семейные и общечеловеческие ценности, музейная педагогика, развитие коммуникативных навыков, формирование лидерской позиции. Интересные темы, важные.
Но… большинство классных часов напомнило хорошие уроки. Было видно, что педагоги хотят донести до ребят знания, которыми обладают сами, и для этого используют ряд известных методических приемов. Дети откликались на предложения учителей поработать в группах, в парах. Они пробовали и высказывать собственные мнения, но почему-то складывалось ощущение, что они пытаются угадать ответы, ожидаемые учителями. Как на уроках.
Что же это было? Обучение? Воспитание? Где грань между этими двумя процессами? Можно ли ее обозначить?
Каждый класс, где проводились мероприятия, сделал все возможное, чтобы учитель, с которым они успели подружиться, стал победителем конкурса. Ребята так искренне откликались на все задания, на все вопросы своих «классных руководителей на один час», что становилось понятно: их настоящим воспитанием занимались (и очень эффективно!) совсем другие люди – их родители, учителя, классные руководители. В какой-то момент возникла «крамольная» мысль: это дети воспитывают учителей, показывают, как надо себя вести в критической и довольно сложной ситуации, демонстрируют полное принятие и уважение малознакомых людей…
Конкурс – это всего лишь небольшая экстремальная ситуация, во время которой невозможно продемонстрировать даже малую частицу сложнейшего и многогранного процесса воспитания. Однако, наблюдая со стороны за классными часами, проведенными участниками, удалось понять важные особенности организации классных часов.
Во-первых, классный час в незнакомом классе не может начинаться и проходить так же, как и с давно ставшими понятными и близкими ребятами. Интересный и очень простой способ первого знакомства показала лауреат конкурса «Воспитать человека» Ирина Котова. Она вошла в класс и обратилась к ребятам, сидящим полукругом у противоположной стены: «Мы пока так далеко друг от друга. Я мало знаю о вас, вы – обо мне. Но, я думаю, у нас есть много общего. Сейчас я буду задавать вам вопросы, и, если хоть кто-то ответит утвердительно, я сделаю шаг к вам навстречу. Я родилась и живу в Челябинске. Есть среди вас те, кто родился и живет в одном городе? Значит, в этом мы похожи со многими. У меня день рождения летом – а среди вас есть те, кто родился летом?» Она довольно быстро подошла к ребятам и только после этого предложила следующие задания.
Людмила Белякова (МОУ «СОШ № 35», г. Рыбинск, Ярославская обл.), дипломант второй степени, выбрала другой способ знакомства, который оптимально подходил к возрастной группе ее учеников (5-й класс). Она попросила ребят положить руки ладошками вверх и дотрагивалась до каждой руки после того, как дети представлялись. Одна рука учительницы была мягкой – в ней ничего не лежало. В другой руке находился черепок, поэтому прикосновение получалось более жестким. Так знакомство сочеталось с началом работы: кусочком прошлого, который можно изучать, о котором можно думать.
Дипломант третьей степени Сергей Алешин (МОУ «Технологический лицей», г. Сыктывкар, Республика Коми) познакомился с ребятами-старшеклассниками при помощи шутки. Он начал говорить об опозданиях на уроки, о реакции на это учителей, и тут в класс со словами: «Извините, я опоздал!» – вошел юноша. Все засмеялись. Совместный смех – хороший способ для первого знакомства!
Во-вторых, во время классного часа (как и при любой другой работе педагога, но здесь это особенно актуально!) учитель не должен притворяться – гораздо лучше оставаться самим собой. Педагог любит петь? Нет ничего плохого, если он споет своим ученикам, а еще лучше – научит своей любимой песне, и они споют все вместе (многие участники конкурса именно так и делали). Учитель увлекается искусством, историей – тогда он может начать разговор о любых человеческих проблемах, используя картины, рассказывая о музеях. Чем разнообразнее увлечения педагога, тем интереснее рядом с ним будет его ученикам.
В-третьих, классный час – только малая часть кропотливой и долгой работы с детьми. Даже во время конкурса было видно: проведенных занятий ребятам явно не хватало, они стремились продолжить общение с новыми людьми, с которыми их познакомила судьба.
Награждение
Организаторы заранее объявили, что все участники финала уже считаются победителями, приготовили для них интересные подарки. Но… Конкурс – не фестиваль, где нет проигравших. Решение принять участие в профессиональном конкурсе подразумевает и принятие чужой победы. Кто-то радовался, кто-то плакал (несмотря на то, что благодаря многочисленным спонсорам по памятному подарку досталось каждому участнику). Но никто не пожалел об участии: все были благодарны организаторам за возможность общения, демонстрации собственного опыта. Времени на более глубокое профессиональное общение как всегда не хватило. Но ведь этот конкурс – первый, а не последний.
Министерство образования и науки РФ планирует проводить конкурс «Воспитать человека» раз в два года. Начало ему положено. Первые шаги, первые победы, первые неудачи… Какими будут следующие конкурсы? Поживем – увидим.
Владикавказ–Москва
Фото автора