Специальный выпуск
Личность и призвание
12 февраля – 200 лет со дня рождения американского политического и государственного деятеля Авраама Линкольна (1809–1865)
Дмитрий Карцев ,
историк, г. Москва
историк, г. Москва
Воспитание чувств
Взросление Авраама Линкольна
Авраам Линкольн вот уже много десятилетий остается самым популярным президентом за всю историю США. Данные социологических опросов показывают, что интерес к Линкольну существенно превосходит даже основателя США Джорджа Вашингтона. История жизни Линкольна давно является частью американской национальной мифологии. И это неудивительно: в основе его биографии – путь духовного роста человека, который не родился великим, а стал им, пройдя множество сомнений и испытаний.
Обретение самостоятельности
Нью-Салем, куда двадцатидвухлетний Линкольн перебрался в 1831 году, окончательно покинув родительский дом, был типичным американским городком на тогдашнем западе страны. Он был основан всего за три года до приезда будущего президента. Несколько десятков домов и горстка поселенцев воспользовались удобным географическим положением: вдоль реки Сангомон шла бойкая торговля. Именно так в Нью-Салеме оказался и Авраам Линкольн, возивший в Нью-Орлеан на собственноручно сооруженном плоту свинину, кукурузу – все, чем могло похвастаться отцовское хозяйство. Работая на отца, Линкольн познакомился с торговцем по имени Оффет, предложившим смышленому юнцу заведовать своим складом-магазином в Нью-Салеме. Для юноши, мечтавшего о самостоятельной жизни, это была удача.
К моменту переезда в Нью-Салем Авраам уже успел пережить первый сильный шок в жизни. За пару лет до этого он видел, как в Нью-Орлеане избивают рабов-негров, и эта картина врезалась в его память настолько, что, по мнению некоторых исследователей, сделала его идеологическим противником рабства. В отличие от большинства жестокосердных соотечественников, Линкольн пытался сохранить человеколюбие даже в таких непростых условиях. Неудивительно, что юноша быстро завоевал в городе всеобщую любовь и уважение.
Пока Оффет готовил склад к открытию, Линкольн подрабатывал мелкими поручениями: прислуживал клерком на местных выборах, возил грузы по реке. За это время будущий президент успел перезнакомиться со всем городом, и, когда через год лавка была открыта, она стала центром всеобщего притяжения. Авраам, который славился на всю округу как великолепный рассказчик, отличался, к тому же, дружелюбием и добропорядочностью. Поэтому лавка мистера Оффета быстро стала своеобразным городским клубом.
Защита чести с кулаками
В городке обитало около сотни жителей, главным развлечением которых было виски. Представление о законах они имели самое отдаленное, верховодили мелкие хулиганы из местных молодчиков. В общем, ничего необычного для США первой половины XIX века, особенно для тех мест, что были освоены не религиозными общинами, а случайными искателями лучшей жизни.
Как водится, популярность молодого выскочки нравилась далеко не всем. Однажды, когда Линкольн показывал товары каким-то дамам, в лавку ввалился молодчик и начал задирать продавца, а заодно оскорблять женщин, явно нарываясь на ссору. Линкольн настоятельно попросил хулигана выбирать выражения в присутствии женщин. Тот в ответ заявил, что он не какой-нибудь хлюпик, чтобы подстраиваться под женщин. Когда дамы ушли, завязалась драка. Линкольн повалил молодчика на землю, заломил его руку и держал в этом положении, пока тот не застонал от боли. Очевидцев драки особенно удивило то, что в действиях Линкольна не было ни капли злости. И когда юнец попросил о пощаде, Линкольн не только отпустил его, но и предложил свою помощь.
Похожая история произошла и с главным местным хулиганом по имени Джон Армстронг. Его банда из соседнего поселка терроризировала всю округу, заставляя местных торговцев выплачивать барыш за то, чтобы их оставили в покое. Те, кто не желал подчиняться, в одно прекрасное утро находили свою лавку разгромленной. Та же судьба ожидала и Линкольна, но он решился пойти ва-банк и вызвал Армстронга на кулачный бой. В небогатом на развлечения городке боя ждали с нетерпением. На центральной площади наскоро соорудили некое подобие ринга, даже стали собирать ставки… На «шоу» собрался весь городок.
Довольно долго борьба шла на равных, пока Армстронг не решился на прием, запрещенный неписанным кодексом чести. Он схватил противника за шею и, продолжая душить, колотил по лицу. Дружки Армстронга хотели помочь предводителю. Однако тот, увидев, что Линкольн не только не сдался, но весь горит желанием продолжить бой, остановил их. «Ребята, – обратился он к дружкам, – Ави Линкольн – лучший парень из всех, кто бывал в этом селении. Он должен стать одним из нас». От сомнительной чести Линкольн отказался, но авторитет среди хулиганов заработал. С этого дня он всегда мог вмешаться в любое их сомнительное дельце, чтобы предотвратить беспредел.
Начало политической карьеры
Сохранился и рассказ о том, как молодой Авраам Линкольн, обнаружив, что случайно обсчитал на несколько центов пожилую женщину, сразу после работы отправился к ней, чтобы вернуть деньги. Не меньше впечатляет эпизод, случившийся во время военного конфликта с местными индейцами: Линкольн спас индейца, прибывшего в отряд с поручением от командования. Солдаты заподозрили в перебежчике шпиона и хотели было устроить самосуд, но Линкольн остановил их. Услышав от кого-то из своих солдат обвинение, что он – трус, Линкольн уже привычным образом хотел вызвать обидчика на поединок. Тот, однако, заметил, что слишком уж разнятся весовые категории (Линкольн, и правда, был весьма крупным человеком), и тогда будущий президент предложил сразиться на пистолетах. Напуганный солдат извинился перед своим командиром.
Возможно, в этих историях есть изрядная доля вымысла. Но, если взглянуть на жизнь Линкольна в Нью-Салеме с несколько иной позиции, многое становится ясно. Дело в том, что уже через пару лет популярный лавочник выдвинул свою кандидатуру в законодательное собрание штата. Его первая речь была предельно коротка:
«Джентльмены и сограждане, я так думаю, вы все знаете, кто я такой. Я скромный Авраам Линкольн. Друзья убедили меня выдвинуть свою кандидатуру в законодательное собрание. Моя политика проста и сладка, как танец старой дамы. Я – за национальный банк. Я – за поощрение национальной экономики и высокий протекционистский тариф. Таковы мои чувства и политические принципы. Если вы меня изберете, я буду вам благодарен, если нет – тоже».
Лучшей дороги к популярности, чем помощь людям, придумать трудно. И если предположить, что у Линкольна рано появились политические амбиции, то не исключено, что его дружелюбие во многом объяснялось именно ими. Впрочем, даже если и так, стратегом Линкольн оказался не слишком удачливым. В Нью-Салеме за него проголосовали все, кроме троих, но в остальных селениях графства поддержка оказалась существенно ниже.
Смерть невесты
Неудача в политике, тем не менее, не сломила Линкольна. Значительно большее влияние оказала на него драма в личной жизни. В местной таверне мистера Ратлэджа, где проходили импровизированные политические ринги, Авраам познакомился с дочерью хозяина Анной. К тому времени Линкольн подрабатывал почтальоном, и это обстоятельство помогло молодым людям сблизиться. Сердце девушки было занято неким Макнайлом, уехавшим на Запад на заработки. Линкольн носил Анне письма возлюбленного, и та поведала ему тайну: настоящая фамилия ее жениха была Макнамар. Он был хорошо известен в городке: этот разорившийся фабрикант был еще и брачным аферистом. Шли месяцы, письма приходили все реже, потом перестали приходить совсем. Наконец Линкольн решился рассказать Анне о том, кем на самом деле был ее жених. В итоге она разуверилась в чувствах Макнамара и приняла предложение Линкольна выйти за него замуж.
Молодой человек был на седьмом небе от счастья. Однако в душе девушки продолжалась борьба: она сомневалась, не отреклась ли слишком быстро от своей любви. В итоге душевные терзания довели Анну до тяжелой болезни. На рассвете 25 августа 1835 года, проведя последний час вместе с Линкольном, девушка скончалась.
Скоропостижная смерть невесты стала настоящей драмой для будущего американского президента. По воспоминаниям знакомых, он производил впечатление сумасшедшего. Его прежняя веселость и жизнерадостность исчезли без следа. Но он не ударился в пьянство, как это было принято среди жителей Нью-Салема. Напротив, Линкольн замкнулся в себе и с полной сосредоточенностью погрузился в работу и изучение права, которому решил посвятить жизнь. Прежнего Авраама Линкольна действительно больше не было. Забрав из прошлого дружелюбие, целеустремленность и честность, он стал взрослым человеком, познавшим трагичность жизни.