Специальный выпуск
Личность и общество
12 июня 2009 г. – 80 лет со дня рождения Анны Франк (1929–1945), автора всемирно известной книги «Дневник Анны Франк».
Анатолий Берштейн
Пробуждение души
Памяти жертв II мировой войны
Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. Началась с банальной провокации и стоила человечеству миллионов жизней. Сегодня спорят: кто виноват, кто умиротворил Гитлера, кто ему потакал, подталкивал его… Наверное, для справедливости важно найти виноватого, хотя обычно виноваты все: чего-то вместе не сделали для недопущения войны. Не договорились, не проявили должного доверия, выгадывали, думали каждый за себя и просчитались, за что и заплатили огромную и непомерную цену.
Повествование о войне – это гигантский некролог, где запечатлены трагические судьбы миллионов погибших людей. Есть в нем страницы, посвященные Холокосту – убийству шести миллионов евреев только за то, что те родились под знаком звезды Давида.
Среди свидетельств этого чудовищного преступления находится и «Дневник» еврейской голландской девочки-подростка Анны Франк, опубликованный в 1947 году, когда человечество еще только начало осознавать Катастрофу. Только что, благодаря Нюрнбергскому процессу, люди, в массе своей не ведавшие, что же творилось, и не способные поверить в подобные деяния, узнали, что на самом деле происходило в немецких концентрационных лагерях. Но для многих откровением о Холокосте стали страницы «Дневника» Анны Франк. Как написал Илья Эренбург в предисловии к первому изданию «Дневника» Анны Франк в 1960 году в Москве: «За шесть миллионов говорит один голос – не мудреца, не поэта – обыкновенной девочки... Дневник девочки превратился и в человеческий документ большой значимости, и в обвинительный акт».
Анна Франк родилась 12 июня 1929 года. Когда началась война, ей было всего десять. Она вполне могла бы дожить до сегодняшних дней – ей бы исполнилось восемьдесят лет. Ее семья сразу после прихода нацистов к власти в Германии переехала из родного Франкфурта-на-Майне в Голландию, в Амстердам. До шести лет Анна Франк посещала детский сад при школе Монтессори, потом пошла в первый класс этой школы. Там она проучилась до шестого, а затем перешла в Еврейский лицей.
Когда немцы оккупировали Голландию, Анна и ее семья вынуждены были укрыться в нежилом помещении, в пустом складе на заднем дворе закрытой фабрики по производству добавок к джемовым смесям. Отец Анны раньше работал там директором. Вход был замаскирован под шкаф с документами.
Помогли знакомые голландцы, которые, несмотря на грозившую им опасность, на протяжении всего времени вынужденного заточения доставляли им продукты (ведь более двух лет прятавшиеся ни разу не выходили наружу), держали с ними связь и, чем могли, пытались облегчить их положение. И вот там Анна начала писать свой «Дневник». Ей тогда было тринадцать лет.
Анна Франк провела в своем Убежище (так она называла то место, где они скрывались) чуть более двух лет, с лета 1942 по лето 1944 года. С ней были ее мать Эдит Холландер, отец Отто, старшая сестра Марго, еще одна семья беженцев Ван Пельс из Оснабрюка в составе Германа ван Пельса, его жены Августы и сына Петера (в которого Анна потом влюбится). Вскоре к ним присоединится восьмой житель – дантист Фриц Пфеффер. «У меня странное чувство – я буду вести дневник! И не только потому, что я никогда не занималась «писательством». Мне кажется, что потом и мне, и вообще всем неинтересно будет читать излияния тринадцатилетней школьницы...
Я никому не собираюсь показывать эту тетрадь в толстом переплете, с высокопарным названием «Дневник», а если уж покажу, так настоящему другу или настоящей подруге, другим это неинтересно».
Процитированная запись датирована 20 июля 1942 года – так начался ее «Дневник». Аккуратным почерком в подаренную на недавний день рождения красивую тетрадь для записей она записывала свои наблюдения и размышления. Они запоминаются трогательностью, лиризмом, подростковой веселостью, которая никогда ее не покидала. Но уже через несколько дней ей пришлось скрыться в Убежище. И порой ее записи становятся более чем серьезны.
«Кто обрушил на нас это? Кто отделил нас, евреев, от всех остальных людей? Кто допустил, чтобы мы так страдали?.. Если мы выдержим все страдания и если останутся еще евреи, когда все это кончится, из всеми проклятого народа станут образцом для подражания», – так писала в своем «Дневнике» Анна Франк, надеясь, что мир по достоинству оценит перенесенное еврейским народом в годы Холокоста. Хотя воспитанная в ассимилированной семье Анна думала и писала не только о евреях, а о людях вообще: «Человек оценивается не по его богатству или власти, а по его характеру и доброте… Если бы только люди стали развивать в себе доброту».
Анна вела свой дневник в письмах. Эти письма она писала вымышленной ею подруге Китти. В них девушка каждый день рассказывала, все, что происходило с ней и с другими обитателями убежища. Последняя запись ее «Дневника» датирована 1 августа 1944 года. «Как мне стать такой, какой бы я могла быть, если бы в мире… не было других людей» – последние слова, написанные Анной Франк. 4 августа по доносу ее и остальных обитателей Убежища арестовали.
Судьба семерых трагична – они все погибли в разных лагерях: кто-то – еще по дороге от истощения, кто-то – в газовой камере, кто-то, как Анна и ее старшая сестра Марго, – от эпидемии тифа в лагере Берген Бельзен где-то в конце февраля – начале марта 1945 года.
Потом, после выхода «Дневника» в свет, голландцы требовали тщательного расследования и поимки доносчика. Им могла оказаться уборщица, боявшаяся за своего сына, у которого и так были проблемы с полицией. Подозрение пало и на одного из бывших сотрудников фирмы, может, кто-то еще… Тем не менее, важно лишь то, что Убежище было раскрыто, и его обитателей забрали в гестапо. И это почти накануне победы.
Анна надееялась на поражение Германии, но и тревожилась за свою судьбу. Еще летом 1944 года, в день покушения на Гитлера, о котором Анна узнала по радио и была счастлива от этой новости, она, послушав недавно свою обожаемую королеву, предвкушала скорое возвращение к мирной жизни, к школьной парте. Правда, как бы что-то предчувствуя, она написала в конце предпоследнего своего письма в «Дневнике»: «О-ля-ля, ведь я только что утверждала, что не хочу опережать события!».
И, действительно, радостным ожиданиям не дано было осуществиться. Анна всегда жила как бы на грани счастья, но не переступила черту. Так и лагерь, в котором она находилась, был освобожден англичанами всего через месяц после ее гибели.
Выжил только ее отец Отто. Именно к нему попали дневниковые записи дочери. Сохранением «Дневника» мы обязаны замечательным голландкам Элли и Мип, что нашли брошенные полицией никому не нужные ученические тетради девочки-подростка, спрятали в ящике письменного стола, не читая, а потом, после войны, отдали отцу Анны Отто Франку.
Спасению бесценного свидетельства помогла и жадность: если бы фашист, что арестовывал семью евреев Франк, не заинтересовался их ханукальным светильником (Прим.ред. – особый светильник, используемый в еврейских обрядах) и серебряной посудой и не швырнул на пол за ненадобностью портфель с бумагами, мир никогда бы не узнал дневника Анны Франк.
Сначала у Отто Франка возникли сомнения по поводу публикации «Дневника», но потом он все же решился выполнить завещание своей дочери. По сути, записи были в двух экземплярах: сам «Дневник» и написанная на его основе книга. Дело в том, что сначала Анна вела дневник только для себя. Но весной 1944 года она услышала по нидерландскому радио Ораньe (редакция этого радио эвакуировалась в Англию, откуда вела вещание вплоть до конца войны) выступление министра образования Нидерландов Болкестейна. В своей речи он призывал граждан сохранять любые документы, которые станут доказательством страданий народа в годы фашистской оккупации. Одним из важных документов были названы дневники.
Под впечатлением от выступления Анна решила на основе дневника написать роман. Она тут же начала переписывать и редактировать свой дневник. Параллельно она продолжала пополнять первый дневник новыми записями.
Отто Франк соединил оба варианта, сделав третий, отредактировав и убрав отдельные главы с описанием интимных, сексуальных переживаний девочки, а также ряд не очень лицеприятных высказываний в отношении матери. В таком виде «Дневник» стал известен миру после его публикации в 1947 году. Книга сразу стала бестселлером и была переведена на 32 языка.
Отто Франк завещал свой архив Фонду Анны Франк в Базеле, где он сам и жил в последние годы. Фонд унаследовал также авторские права его дочери и решил на основе всех имеющихся текстов подготовить полное издание. Новое издание вышло под редакцией писательницы и переводчицы Мирьям Пресслер. При этом было использовано без сокращений издание Отто Франка и лишь дополнено недостающими отрывками.