Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2009

Специальный выпуск

Личность и общество

175 лет «Воззванию к гессенским крестьянам» Георга Бюхнера

Марианна Бузоева ,
главный редактор газеты «Немецкий язык»

Шаг к свободе

Открытия Георга Бюхнера

Юбилеи немецкой культуры

2009 год чрезвычайно богат на литературные юбилеи. Так, 515 лет назад родился Ганс Закс, сапожник, мейстерзингер (поэт, музыкант и певец из ремесленно-цеховой среды, представитель песенной поэзии – Прим.ред.), автор драм и карнавальных комедий. В тот же год отправился в свое многовековое плавание «Корабль дураков» Себастьяна Бранта. Наверное, дурь, глупость – вещь очень заразительная, поскольку через 15 лет, в 1509 году, ровно 500 лет назад, Дезидерием была воспета Stultitia – глупость – вместе со своими верными спутниками: лестью, забвением, ленью, наслаждением, безумием, чревоугодием, разгулом, непробудным сном… Глупость надолго заняла свое достойное место в немецкой литературе как для взрослых, так и для детей. Глупость и непослушание – главные герои сборника детских стихотворных историй «Штруввельпетер». А ее автор Генрих Гофман родился 200 лет назад.

280 лет назад родился Лессинг. Его «Натан» удивляет читателей своей мудростью вот уже 230 лет…

«Крошка Цахес» на протяжении 190 лет вызывает смешанное чувство: то ли отвращение, то ли жалость.

А Вертер, несмотря на свой почтенный возраст – 235 лет! – остается таким же молодым, как и его автор, тоже юбиляр, Гете. 250 лет исполняется его самому близкому другу Шиллеру, автору «Оды к радости». Музыку к «Оде» 185 лет назад написал Бетховен. Сегодня это гимн объединенной Европы, которая была бы немыслима, если бы 20 лет назад не пала Берлинская стена...

Юбилеев много, но подробнее хотелось бы остановиться на одной дате, не очень известной широкому кругу читателей, но от этого не менее важной. Эта дата – важное звено в цепочке других, благодаря которым Германия сегодня такая, какая она есть, и благодаря которым вот уже 60 лет первая статья Основного закона неизменно гласит: «Достоинство человека неприкосновенно»...

Свободолюбивый студент

13 июня 1835 года Придворный суд провинции Верхний Гессен Великого княжества Гессенского распространил информацию о розыске скрывшегося преступника. Тут же указывались и его приметы.

Возраст: 21 год.

Рост: 6 футов, 9 дюймов (примерно 1 м 72 см).

Волосы: светлые (блондин).

Форма лица: овальная.

Цвет лица: свежий.

Телосложение: крепкое.

Особые приметы: близорукость.

Обвинялся этот преступник в государственной измене и в бегстве от следствия. Он посмел покинуть отечество! Всем соответствующим государственным учреждениям внутри страны и за ее пределами предписывалось его арестовать и под надежной охраной доставить в полицейский участок Дармштадта.

Кого же искали? Кто этот юный беглец и чем он так сильно разозлил власти?

Имя его – Георг Бюхнер. Мальчишка, студент медицинского факультета. За год до этого уже было сделано распоряжение о взятии его под стражу (власти выдали ордер на его арест), его допрашивал университетский судья. Но по тактическим соображениям тогда его не арестовали, хотя написанное им «Воззвание к гессенским крестьянам» наделало много шума.

 

Кажется, что свободолюбие Бюхнера было предопределено самой датой рождения: он родился 17 октября 1813 года. Под Лейпцигом в это время шла решающая освободительная битва – Битва народов – с наполеоновскими войсками. Армию Наполеона разгромили. Вопреки надеждам и мечтам о свободе победила партия, возглавляемая князем Меттернихом. В эпоху жесточайшей реакции растет и усиливается свободомыслие юного Бюхнера, крепнет мечта о Германии, где царила бы свобода и уважались бы права человека.

Предпосылки для этого были в общественно-политической жизни Германии: например, восстание крестьян в Верхнем Гессене в сентябре 1830 года. Большими толпами шли крестьяне от села к селу с барабанным боем и с выкриками: «Свобода и равенство!» Их возмущение понятно. Тяжким бременем лежали на их плечах государственные налоги и феодальные повинности. Восстание безоружных крестьян было локализовано и жестоко подавлено силой вооруженных войск в селении Зедель. Такая развязка вызвала страшную озлобленность. Брожения не прекращались.

17-летний Бюхнер был свидетелем этих событий. Через год он поступил в Страсбургский университет. До Бюхнера тут уже побывали писатели Гете и Ленц, а теперь в пограничном городе, где свежи еще воспоминания о Французской революции, собираются и политические эмигранты. Вот здесь в течение двух лет Бюхнер изучает медицину и естественные науки, но не только: внимание его привлекают и труды французских материалистов. Наверное, под их влиянием он понимает, что общество делится на два класса в зависимости от отношения людей к собственности: ее наличия (богатые) или отсутствия (бедные). К классу последних принадлежит и крестьянство. Желая раскрыть глаза крестьянам, призвать их к борьбе, Бюхнер и пишет свое «Воззвание к гессенским крестьянам».

Уникальное послание

Это послание – совершенно новое, исключительное, незнакомое Германии явление хотя бы потому, что целевой группой избрана не образованная часть общества, а простые крестьяне.

Современному читателю сразу бросаются в глаза два шрифта послания и соединение двух функциональных стилей: сухой язык статистики и вкрапления Библии. Печаталось это послание в тайной типографии священника Вайдига. Он готовил его к печати и вносил правку, чтобы текст был более понятен крестьянам. Именно эти фрагменты печатаются сегодня другим шрифтом. Но мы никогда не сможем узнать, чтo Вайдиг вычеркнул из бюхнеровского текста. Говорят, Бюхнер пришел в ярость, когда увидел готовый вариант. Это свидетельствует о том, что правка была внесена очень существенная.

Теперь подробнее о самом послании. По всей видимости, существовала задумка публикации нескольких воззваний, поскольку в качестве подзаголовка значится «Послание первое». Далее следует дата: «Дармшадт, июль 1834 г.» А потом предупреждение – то ли возможным читателям, то ли самому себе: «Этот листок скажет правду гессенской стране. Но тот, кто говорит правду, будет повешен. И даже тот, кто правду прочитает, будет наказан клятвопреступными судьями». Бюхнер прекрасно осознает, чем написание этого воззвания грозит ему. Он понимает, что опасность грозит и читателям, и тут же дает им рекомендации, что делать с этим листком:

– ни в коем случае не хранить его дома;

– показывать его только верным, проверенным друзьям и незаметно, тайно подсовывать тем, кому не доверяешь, как самому себе;

– если ты листок прочитал и если полиция обнаружит его у тебя, немедленно признаться, что как раз хотел отнести его в окружной совет...

Собственно послание начинается со знаменитой фразы: «Мир хижинам! Война дворцам!». В раздробленной Германии хижины и дворцы находились рядом. Их обитатели были очень непохожи, вели разный образ жизни. Именно об этом и пишет Бюхнер: «Жизнь богатых – долгий праздник. Они живут в красивых домах, они одеваются в изящные платья, у них откормленные лица, они говорят на своем собственном языке. Народ лежит перед ними, как навоз/удобрение в поле».

Далее Бюхнер приводит сухую статистику, пытаясь донести с ее помощью до сведения крестьян, что смысл всех их трудов, тягот, лишений и страданий – выгода и процветание богатых. Бюхнер-естествоиспытатель переносит свою наблюдательность на общественную жизнь, он опирается на факты, размышляет, приходит к выводам.

«В Великом княжестве Гессенском, – пишет он далее, – 718 373 жителя, которые ежегодно отдают государству 6 363 436 гульденов в качестве прямых и косвенных налогов, штрафов, сборов».

«Эти деньги – кровавая десятина, которую берут с тела народа. Около 700 000 человек потеют, стонут и голодают из-за них. Эти деньги вымогают во имя государства. А вымогатели ссылаются на правительство, а правительство утверждает, что это необходимо для поддержания порядка в государстве. Что ж это за мощная штука: государство? Если в стране живет некоторое количество людей, если есть предписания или законы, которые должен соблюдать каждый, то говорят, что это и есть государство. Государство – это все; главные распорядители в государстве – законы, которые всем гарантируют благо и которые должны исходить из блага всех. – Посмотрите-ка, во что превратили государство в Гессенском княжестве; посмотрите, что значит: поддерживать порядок в государстве! 700 000 человек платят для этого шесть миллионов, то есть их превратили в рабочих лошадей и плужных волов, чтобы они жили в порядке. Жить в порядке – значит голодать и позволять сдирать с себя шкуру».

Нужно ли комментировать этот отрывок? Нужно ли объяснять современному читателю, что имел в виду автор тогда, 175 лет назад? Появилось ли с тех пор новое и более понятное определение устройства государства? И смог ли кто-нибудь после Бюхнера столь кратко и четко сформулировать цель и задачу государства? И появилось ли с тех пор хоть одно-единственное государство, которое при любых обстоятельствах и условиях стремилось бы не только к достижению этой цели?

Государство под микроскопом

Далее Бюхнер-естествоиспытатель «раскладывает государство на составные части»: пишет о правительстве, о министерствах, об армии, пенсиях и даже о конституции... Хотелось бы привести еще несколько цитат из самого воззвания. Интересно, вызывают ли они какие-нибудь ассоциации? Не покажутся ли они чем-то очень знакомым?

«Кто же те, которые установили этот порядок и теперь его охраняют? Это великогерцогское правительство. Правительство образуют великий герцог и высшие чиновники. Для поддержания порядка правительством назначаются другие чиновники. Их число – легион: государственные советники и правительственные советники, краевые советники и окружные советники, духовные советники и школьные советники, финансовые советники и лесные советники и т.д. с целой армией их секретарей и т.д. Народ – их стадо, они его пастухи, доильщики, кровопийцы».

Наличие человеческих и гражданских прав Бюхнер ставит в один ряд с едой. Без еды человек не может жить. Человек, лишенный всяких прав, тоже существовать не может!

«Министерству внутренних дел и на судопроизводство выплачивается 1 110 607 гульденов. За это вы имеете целый ворох законов, составленный из произвольных предписаний всех веков, написанных в большинстве своем на чужом языке. Бессмыслица всех предыдущих поколений достается вам по наследству. Гнет, под тяжестью которого они изнемогали, ложится теперь на ваши плечи. Закон – собственность немногочисленного класса знатных и ученых, которые путем махинаций и обмана обеспечивают себе господство».

«На армию тратится 914 820 гульденов... За эти 900 000 гульденов ваши сыновья дают присягу тиранам и охраняют их дворцы... Барабанным боем заглушают они ваши стоны. Прикладами размозжат они вам череп, если вы только осмелитесь подумать, что вы – свободные люди. Раскройте глаза и сосчитайте кучку своих поработителей, которые сильны только благодаря крови, которую они сосут из вас, и рукам, которые вы безвольно им отдаете. Их не больше 10 тысяч, а вас – 700 000. Такое же численное соотношение народа и его угнетателей во всей Германии. Они угрожают вам оружием и королевскими конными войсками, но я говорю вам: кто поднимет меч на народ, тот от народного меча и погибнет. Сегодня Германия – поле трупов, скоро она станет раем. Немецкий народ – единое тело. Вы – часть этого тела. Все равно, где этот мнимый труп начнет содрогаться. Когда Господь даст вам знак через людей, с чьей помощью ведет он народы от подвластности/рабства к свободе, поднимитесь. И все тело восстанет вместе с вами».

Можно ли добавить еще что-нибудь к этим отрывкам? Мне кажется, что написано все о нас, о нынешних. И каждый раз поражаюсь: откуда такая точность у двадцатилетнего юноши? Как это все можно заметить в столь юном возрасте? Теперь добавились еще и такие вопросы: «Откуда взялись такие точные и нужные слова? Как он смог все сформулировать?». Переводить было невероятно трудно, иногда приходилось даже «подглядывать» в другие переводы, благо, они есть. Наверное, все можно объяснить гениальностью Бюхнера. Многим ли дано за неполные 24 года защитить диссертацию по зоологии, стать доцентом, читать лекции по сравнительной анатомии, создать тайное общество, бежать от преследования властей, написать политическое воззвание, две пьесы (одну из них не закончить), комедию, новеллу, письма, влюбиться и тайно обвенчаться? Бюхнер успел «только» это. Он умер от тифа в феврале 1837 года в Цюрихе, на руках у Минны Йегле, своей невесты. Влюблялась ли она после его смерти – не знаю. Но замуж так и не вышла, прожила долгую жизнь и осталась ему верной.

А как же крестьяне? Видимо, они внимательно читали предостережение и относили Послание в полицию. А еще, говорят, где-то оказался предатель. Большая часть тиража была изъята...

Боялись и опасались не только крестьяне. Печать подобных воззваний являлась делом небезопасным. Людвиг Бюхнер, младший брат Георга, смог опубликовать в 1850 году лишь некоторые фрагменты из «Воззвания к гессенским крестьянам». Только в 1879 году (130 лет назад!) Карл Эмиль Францоз сумел издать собрание сочинений Георга Бюхнера – не без помощи Минны Йегле, которая умерла через год после выхода произведений своего возлюбленного...

Бюхнер успел написать до обидного мало. И даже несмотря на это, самая главная литературная премия в Германии называется очень просто: Georg-Buchner-Preis.

TopList