Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2009

Специальный выпуск

Личность и общество

20 октября – 150 лет со дня рождения американского философа и педагога Джона Дьюи (1859–1952)

Ната Крылова ,
кандидат философских наук, г. Москва

Научись и сделай

Жизнь и философия Джона Дьюи

…мне опять предстоит выбирать дорогу…
Слова из притчи Джона Дьюи

 

Итоги жизни

Джона Дьюи называют отцом американской педагогики. Он прожил 93 года – огромную, насыщенную событиями жизнь. Поле его деятельности нельзя охарактеризовать односложно. Он начинал как учитель, работая и в городской, и в сельской школе, но стал философом и внес значительный вклад в философию, определив дальнейшее развитие прагматизма и его нового направления – инструментализма (теории, ориентирующей личность на решение реальных проблем в конкретных условиях и на достижение жизненного успеха).

Ему принадлежит первый американский учебник по психологии. Дьюи – один из основателей чикагской школы психологов, но предметом его интересов стала вся гуманитарная сфера: многие его статьи и книги по-новому интерпретировали проблемы науки, политологии, социологии, эстетики, педагогики. Неслучайно в Чикагском университете он возглавил объединенную кафедру философии, психологии и педагогики.

Конечно, прежде всего, он был широко известен как философ образования, закономерно став одним из наиболее крупных идеологов реформ в образовании. Деятельность Дьюи оказала большое влияние на возникновение моделей нового воспитания и прогрессивных школ.

Он читал лекции по всему миру, консультировал педагогов и управленцев в их попытках реформировать образование. Был инициатором нескольких общественных организаций, считая, что всемерное развитие гражданского общества создает условия для улучшения качества жизни. Содействовал движению за политические права женщин, был председателем Лиги Свободного политического действия, способствовал созданию Американской ассоциации университетских профессоров и Новой школы социальных исследований, основал Ассоциацию родителей и учителей.

Дьюи был, как у нас говорят, социально активной личностью. Например, когда к нему обратились с просьбой рассмотреть обоснованность обвинений знаменитых политических процессов в Москве 1936 года, он возглавил комиссию по расследованию (было ему тогда 78 лет).

Концепции и идеи Дьюи в наибольшей мере повлияли на развитие либерального общественного сознания Америки. О нем говорили: «Поистине для целого поколения американцев Дьюи был последней инстанцией в любом вопросе». Благодаря его активной деятельности имя этого человека стало известно во всем мире.

Семейные корни

Три поколения рода Дьюи были фермерами. Он и два его брата росли в семье, принадлежавшей к среднему классу. Отец владел сначала бакалеей, а после окончания гражданской войны, на которую он ушел добровольцем, начал табачное производство. Мать отдавала много времени работе с бедными семьями.

Крепкая семья, как Джон понял с детства, – основа жизни. Семейные отношения были для него важной нравственной ценностью. У него самого было шестеро детей. А после смерти жены он в 88 лет женился вторично и усыновил еще двоих.

Детям Дьюи позволял многое, они росли инициативными и активными. Как свидетельствуют биографы Дьюи, его сын однажды, играя в ванной, повредил кран, сильно полилась вода. Сын прибежал к отцу: «Пап, только ничего не говори, просто помоги». Срочный ремонт проводили вместе.

Вначале было дело

Начало либеральных реформ образования связывают с учреждением Дьюи экспериментальной школы при Чикагском университете (1896–1904) и затем с движением чикагских экспериментальных школ. В основе их педагогической методологии лежали положения, сформулированные Дьюи:

• единство знания и действия (делания, дела, практики), реализуемого методиками «learning by doing»: «вначале было дело»;

• признание за детьми роли не учеников, руководимых учителем, а самостоятельных исследователей, действующих в сообществе с педагогом-консультантом;

• интеграция проектов и проблемного обучения в соединении с рефлексией;

• создание условий для самовыражения ребенка;

• обеспечение права ребенка определять содержание и формы учебной деятельности.

Так зарождалось движение прогрессивных школ.

Дьюи впервые целенаправленно стал применять во взаимосвязи проектный и проблемный методы обучения, стремясь преодолеть пассивность классно-урочных методов и узость дисциплинарного преподавания. Он участвовал в организации открытых форм педагогического образования, призывал творчески мыслящих педагогов на основе проектно-проблемного подхода выстроить новое содержание жизни школы.

Сформулированные Дьюи принципы уже в начале ХХ века вышли за рамки только прогрессивистского движения и стали определяющими для инновационного, альтернативного образования в целом. Это произошло потому, что Дьюи очень точно определил болевые точки и точки роста образования, показал неизбежность смещения центра образования с учителя на ребенка.

«Первая волна» освоения проектных методов к 20-м годам докатилась и до нашего образования, но не дала ощутимых результатов, оставшись неизвестной для значительной части учителей. Проектные методы были привязаны системой к классно-урочным традициям и потому не смогли изменить школьную жизнь.

Между тем, проектно-проблемный подход мог бы преобразовать позиции ученика и учителя: они оба преодолевали бы пассивное исполнение предписанных каждому из них функций, становились бы инициаторами творческого взаимодействия. Они смогли бы реализовать себя в качестве полноправных субъектов образовательных процессов, как и школа в целом как сообщество. Но это означало бы полную перестройку системы образования:

• ориентацию ее на индивидуальное развитие ребенка и его право самостоятельно определять содержание, способы и формы образования;

• признание инициативы, мотивации, заинтересованности каждого ребенка и взрослого как доминанты образования;

• смены жесткого планирования и контроля на открытые и гибкие формы организации, текущего планирования и со-управления;

• предоставление школе большей автономии.

Идея школы будущего

Дьюи целенаправленно строил на протяжении всей своей жизни демократическую модель школы будущего, где дети и взрослые на равных участвуют в организации школьной жизни и где они образуют сообщество единомышленников.

Он хорошо знал, от чего он хочет уйти и куда стремится. Библиографы отмечали, что Дьюи в традиционной школе учился средне, ушел из школы в колледж в 12 лет. Не блистал он особыми успехами и пока работал учителем. С виду он казался человеком тихим, углубленным в себя; многие университетские преподаватели имели в студенческой среде большую популярность, чем он. Тем не менее, Дьюи стал человеком века, как сказали бы сейчас у нас, или, как его называли в Америке, – гражданским философом. Его идеи были приняты сотнями тысяч людей как руководство к действию.

Дьюи находил такие определения и характеристики анализируемых явлений, которые помогают переоценить и преодолеть их противоречивую сущность. Он сумел объяснить, почему:

• индивидуализм не основан на корысти, а ориентирован на саморазвитие личности;

• демократия отвечает жизненным потребностям каждого человека как форма объединения людей, посредством которой индивид реализует себя и способствует общему благу;

• образование – такая реконструкция опыта, которая увеличивает значимость уже имеющегося опыта, способность направлять усвоение опыта последующего; поэтому образование должно строиться и осуществляться только на реальной и активной основе;

• воспитание вовсе не направлено на личность, потому что только сама развивающаяся личность делает воспитание возможным; мотивация – важнейший фактор обучения и воспитания;

• исследовательская/практическая свобода – основной элемент обучения, условие развития способностей;

• образование – одновременно инструментарий и продукт демократической практики школы;

• новая школа создает условия для социальной реконструкции.

Диалектические выводы Дьюи в различных областях знания побуждали читателя к собственной продуктивной рефлексии.

Многие выражения Дьюи афористичны, они существуют в текстах как мудрые выводы человека, который нестандартно мыслит и видит то, что не лежит на поверхности. Неслучайно почти на каждой странице его работ встречаются суждения, которые можно сделать эпиграфом. Все вместе они отражали систему взглядов на широкий мир общезначимых явлений; взглядов, которые объясняют мир под другим, практико-ориентированным, углом зрения. В те времена такая интерпретация была непривычна для позиции философа (эту глобальную особенность философии Дьюи стали понимать, пожалуй, уже после его смерти).

Каждый пишет то, что слышит…

Несколько лет назад я участвовала в конференции продуктивных школ в Нью-Йорке и в свободное время зашла в специализированный книжный магазин неподалеку от Педагогического колледжа. Хотела посмотреть новинки. Но меня ожидало нечто другое.

Чуть ли не половину первого этажа занимали полки с книгами Джона Дьюи. Здесь были разные издания его полных собраний сочинений и избранных работ, отдельные книги, сборники статей на английском и на других языках… Вся тысяча его работ (37 книг и более 900 статей) на разных языках и умноженная на выпуски разных лет и издательств.

Признаться честно, я читала лишь малую толику этих работ, хотя знала основные идеи Дьюи. В частности, конференция, в которой я участвовала, была посвящена продуктивным методикам, впитавшим его философию образования. Для меня стали открытием эти бесконечные, казалось, полки книг, доказывающие без всяких слов глобальный масштаб человека, их написавшего.

В нашей системе воспитания и пространстве педагогических книг Дьюи долгое время, вплоть до конца 80-х, казался негативным персонажем. Две книги были переведены до 1925 года. Этим и ограничились. В нас воспитывали неприятие многих западных идей. Дьюи не избежал голословной критики и третирования, что было характерно для нашей идеологии на протяжении многих лет.

В одном из учебников 1982 года утверждалось, что педагогика, построенная на философии действия, носит беспринципный, деляческий характер; говорилось, что свои мысли о воспитании Дьюи замаскировал демагогической критикой некоторых сторон империализма, а его педагогические воззрения становятся все более реакционными, делаются выводы о необходимости сокращения умственного образования трудящихся – метод проектов и теория «прогрессивного» воспитания; якобы призыв Дьюи обратить внимание на ребенка в педагогическом процессе и строить обучение исходя только из интересов ребенка приводил к отказу от систематического обучения; утверждалось и то, что его положение «обучение посредством делания» приводило к недооценке научного образования учащихся, к снижению роли учителя, который является у Дьюи организатором, консультантом, но не руководителем обучения. Один из центральных выводов этой главы учебника был таков: разработка метода проектов как универсальной формы организации учебных занятий в школе приводит к разрушению классно-урочной системы обучения.

В этих инсинуациях скрыто не только желание всеми средствами защитить классно-урочную систему, неэффективность которой хорошо видел Дьюи. Здесь есть и идеологическая подоплека: надо было закрыть дорогу распространению либеральных идей ученого, защищавшего Троцкого, который обвинялся в заговоре против большевиков и создании террористических организаций (напомню, что Дьюи возглавлял международную комиссию, доказавшую надуманность и политическую ангажированность московских политических процессов 1936 года).

Перед нами еще один пример того, как идеология нетерпимости и авторитаризм оказываются в одной связке. Еще действует поколение учителей, которым в студенчестве приходилось сдавать зачеты по подобным учебникам…

Сегодня мы готовы забыть старые установки, в очередной раз убедившись: кардинальные изменения условий жизни требуют новых способов действия в образовании. Ведь, говоря словами Дьюи: «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше знания, чем из своих успехов».

Принципы проектного мышления

В своих работах, в общественной и преподавательской деятельности Дьюи не просто интерпретировал те или иные особенности, противоречия и тенденции развития общества, но и показывал место самого человека в них – не исполнителя, а инициатора.

Вся гражданская философия Дьюи (от его философии познания до философии образования) была либеральна, прагматична, предельно субъектна и интерсубъектна. Она давала каждому читателю или слушателю возможность понимания мира по-своему и определения меры собственного действия в поле коммуникации и целенаправленной деятельности.

Вот некоторые из его позиционирующих выводов, одновременно поучительные, практичные, полезные, поскольку рекомендованы им как инструменты действия:

• сознание обусловлено содержанием практических действий, знание – продукт деятельности;

• главная функция философии – рационализация возможностей опыта, особенно коллективного человеческого опыта;

• демократия – образ жизни, способствующий общению граждан и обсуждению ими всех вопросов;

• свобода – такое участие в общественной жизни, которое позволяет каждому гражданину реализовать себя;

• проблема свободы – не примирение прав и обязанностей, а создание строя, обладающего духовной властью, которая направляла бы внешнюю и внутреннюю жизнь людей;

• основной предмет нового либерализма – формирование интеллектуальных и поведенческих привычек, моделей поведения, ориентированных на активные действия;

• школа (школа будущего) должна концентрировать свое внимание на отдельном ребенке, дать ему возможность выразить свои способности, соответствовать его нуждам;

• предметное содержание обучения надо выстраивать в ходе разнообразной конструктивной деятельности ребенка и именно его развитие (рост) принять за меру успешности образования, а вовсе не формальные отметки.

Возвращение идей Дьюи

Сегодня идеи Дьюи вновь вернулись, и нынешний гуманитарный контекст благоволит им (пошла «вторая волна» интереса к наследию Дьюи). Современная философия пользуется его терминами. Более того, многие философы (например, Ричард Рорти) называют Дьюи одним из своих предшественников.

В отечественном образовании наконец-то стали использовать практико- и личностно ориентированные подходы. И даже начали упоминать о необходимости демократизации системы образования…

Как сказал Дьюи, «каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения». Мыслителю должно быть свойственно дерзкое воображение, но оно чаще всего порождает временную стену непонимания и отторжения его идей. Нечто подобное произошло и с Дьюи. Только сейчас многие увидели, насколько идеи Дьюи (особенно философские и педагогические) созвучны современности, насколько органично входят в педагогическую рефлексию:

• Воспитание – это рост. И оно не подчиняется никакой внешней цели. Оно само – цель.

• Школа – маленькая модель общества, которая будет готовить детей к участию в общественной жизни демократического общества, которое, в свою очередь, будет формировать у граждан потребность и умение работать на общее благо.

TopList