Специальный выпуск
От редакции
Мы часто публикуем рассказы классных руководителей, которые вместе с ребятами «проживают» ту или иную знаменитую книгу. Кто-то целый год «живет» в «Изумрудном городе»; кого-то радуют расположившиеся вокруг друзья Незнайки; некоторые умудряются в течение целого учебного года преодолевать трудности вместе с Робинзоном Крузо… Книг, которые могут послужить для веселого и интересного школьно-классного приключения, много, главное – сделать правильный выбор и рискнуть «отправиться в путь» вместе с их героями.
Ольга Никитина ,
г.Нижний Новгород
г.Нижний Новгород
Вместе с любимыми героями книг
Познакомьтесь с книгами-юбилярами 2009 года. Любая из них может стать основой и для одного классного часа (думаю, каждая из перечисленных книг это заслужила – радостью, которую дарила многим поколениям читателей), и для сюжетно-ролевой игры на целый год. В наступившем году исполняется:
475 лет | первой публикации «Баллад о Робин Гуде» | 1534 |
290 лет | повести Д. Дефо «Робинзон Крузо» | 1719 |
175 лет | сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок» | 1834 |
175 лет | сказке А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» | 1834 |
165 лет | роману А. Дюма «Три мушкетера» | 1844 |
165 лет | сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева» | 1844 |
115 лет | сказкам Р.Дж. Киплинга «Книга джунглей», «Маугли» | 1894–1895 |
90 лет | сказке К.И. Чуковского «Крокодил» | 1919 |
80 лет | сказке К.И. Чуковского «Айболит» | 1929 |
70 лет | повести Р.И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» | 1939 |
70 лет | рассказу А.П. Гайдара «Чук и Гек» | 1939 |
70 лет | повести А.П. Гайдара «Судьба барабанщика» | 1939 |
70 лет | сказам П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» | 1939 |
65 лет | роману В.П. Каверина «Два капитана» | 1944 |
65 лет | пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» | 1944 |
60 лет | рассказам Н.Н. Носова «Веселая семейка» | 1949 |
55 лет | повести Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» | 1954 |
Классный час
Схем классных часов много, самая простая – рассказы учителя. Такие классные часы любимы ребятами не меньше других: детям нравится, когда взрослые им рассказывают о чем-то, не ожидая сиюминутной реакции на прослушанное, не выставляя отметок за внимание и память. Реакция на рассказ у детей будет, но потом, когда придет время. Главное, чтобы он не ограничивался простым перечислением фактов или чтением отрывков из книги. Для ребят важно услышать человеческую позицию учителя, его отношение к тому, о чем он рассказывает, например – к книге. А если педагог поведает еще и о своем первом прочтении книги, о своих собственных мыслях и переживаниях, такой простой, интересный и познавательный классный час может стать очередным шагом классного руководителя и его учеников навстречу друг к другу.
Всем известно, что дети любят играть. Можно заранее разделить класс на группы, каждая из которых (прочитав книгу или конкретный отрывок, оговоренный заранее) «примет» на себя роль конкретного литературного персонажа. Во время классного часа учитель (сам или вместе с инициативной группой) предлагает ситуации, в которые волею случая попадают данные персонажи. Короткие импровизации и развеселят класс, и выведут ребят на обсуждение книги.
Проживание
А можно начать читать книгу вместе с классом и попробовать в течение достаточно долгого времени (от одной учебной четверти до целого года) воспринимать мир глазами ее героев. Так, например, можно превратиться в «робинзонов» и все поездки, экскурсии (а в начальной школе даже уроки) превратить в увлекательное путешествие на необитаемом острове (об одном из таких путешествий, проведенных с учениками начальной школы, можно прочитать в статье Татьяны Меньшовой и Елены Тубельской в газете «Первое сентября», № 9/2008) или предложить ребятам на какое-то время стать «мушкетерами»: галантными, смелыми, верящими в дружбу.
Вопрос лишь в том, поддержат ли ученики идею классного руководителя. И этот вопрос далеко не риторический! Желание так, а не иначе организовать жизнь класса должно быть общим. Поэтому начать работу с книгой (особенно с подростками и старшими школьниками) нужно не с предложения готовой идеи, а с обсуждения произведения. Только если проблемы, поднятые там, окажутся близки детям, можно предложить «погрузиться» в книгу более серьезно. Именно предложить, выдвинув свои обоснования. А потом обязательно выслушать, что по этому поводу думают дети. И вместе с ними подумать о форме общей игры, о том, как можно сделать ее результаты наиболее интересными и осязаемыми. Может быть, сделать книгу-аналог и издать ее, хотя бы в виде стенгазеты? Если ребята захотят «дописать» любимую книгу – и в этом можно им помочь. Или классу будет гораздо интереснее написать сценарий и поставить спектакль по мотивам книги? Любой вариант хорош, если он задуман и воплощен всеми вместе.