Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2009

Специальный выпуск

От редакции

Этот новогодний номер – особенный. В качестве возможных тем для обсуждения с ребятами в нем представлены не официальные варианты биографий, а зачастую довольно спорные, пристрастные рассказы о поворотных событиях в жизни известных людей. Не всегда можно согласиться с оценками авторов статей, свидетельства современников и исследователей часто субъективны. Но именно такое отношение к выдающимся людям – заинтересованное и эмоциональное, захватывает подростков, побуждает к живому диалогу, помогает определить свое отношение к проблеме или к чьему-то выбору.

Методические материалы ждут вас в каждом номере газеты наступившего года. Но в этом номере нам хотелось напомнить о том, что может стать поводом для неформального общения с ребятами. Импульсом к разговору (на классном часе, в походе, в дороге, на экскурсии, у костра) порой служит сюжет кинофильма или книги, эпизод из жизни. Однако реальная судьба известного человека раскрывает то, что особенно важно для подростков: примеры того, как часто грандиозные исторические перемены начинались с малого, как непросто многим выдающимся людям было поверить в свое призвание и обрести его. Поэтому большинство статей посвящено трудностям на пути становления личности и противоречивым ситуациям, не имеющим однозначного решения. Это, скорее, – материал для самоопределения, источник вопросов, а не готовых ответов. Но именно с вопросов и начинается поиск себя.

Татьяна Алексеева

Уроки судьбы

Подсказки календаря 2009 года

Календарь – основа школьной жизни и годового круга. Сколько событий, праздников, внеклассных мероприятий определяется движением календаря. Планирование внеклассной работы связано с неизбежной чередой праздников: День учителя, Новый год, 23 Февраля и 8 Марта, а теперь еще и День святого Валентина или Масленица, дальше следует 1 Апреля с непременной Юмориной, а на горизонте уже – 9 Мая…

Праздники мы можем придумывать и сами – каждый раз находить, открывать поводы для празднования в зависимости от своих увлечений. От нас зависит, какими они будут… Здесь на помощь приходит и календарь международных праздников – особенно современных, появившихся лишь во второй половине ХХ века (о них мы писали в № 15/2008), и юмористические праздники, которые отмечают подростки и молодежь в разных странах (например, «день говорения по-пиратски», «день приветствий», «день объятий» и т.д.). Но внимательное отношение к календарю открывает еще больше возможностей для совместного проживания с учениками памятных дат, для коллективных исследований и открытий.

Наступивший 2009 год богат на юбилейные даты. Исполняется 70 лет с начала Второй мировой войны. 2009 год объявлен: Годом астрономии, Годом Н.В. Гоголя, Годом В.Шукшина (в Алтайском крае). В соответствии с календарем ЮНЕСКО – это также и Год Великого Новгорода, отмечающего 1150 лет со своего основания. Свой юбилей отметит Новогодняя елка: 310 лет назад, согласно царскому указу от 20 декабря 1699 г., день «новолетия» предписывалось отмечать 1 января. В указе также давались рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование было велено пускать ракеты, зажигать огни, украшать столицу хвоей. Отсюда и ведут свою историю хорошо знакомые всем новогодние торжества вокруг елки, серпантин, бенгальские огни и хлопушки с петардами.

В 2009 году грядет множество литературных юбилеев: например, целая череда дат в связи с изданием знаменитых детских книг, повлиявших на несколько поколений.

Исполняется 445 летсо дня выхода первой датированной русской печатной книги «Апостол»(1564). В 2009 году отметят свои юбилеи и первые советские детские издания: 85 лет с начала выхода журналов «Пионер» (март 1924) и «Мурзилка» (май 1924).

Конечно, для внеклассной работы можно взять за основу и какие-то значимые исторические даты. Но в каждом месяце года обязательно отмечаются дни рождения выдающихся личностей: ученых, писателей, поэтов, художников, исторических деятелей, философов, педагогов… Классный руководитель, будучи еще и учителем-предметником, легко найдет среди этих личностей близкую себе фигуру – человека, сыгравшего большую роль в его отрасли знаний. Памятную дату удобно использовать и для проектной работы, приурочив исследование к юбилею какого-либо деятеля.

Cамый необычный разговор может случиться в классе, если задуматься не столько о результатах трудов, сколько о личности, о человеческих качествах и особенностях знаменитых людей. Судьбы известных деятелей подсказывают, на что можно опереться в жизни, как быть верным своему призванию или идеалам вопреки бесчеловечности, жестокому политическому строю, физическим ограничениям и страданиям. Но порой выдающиеся судьбы учат и другому – чего стоит избегать, что способно разрушить талант или самоуважение, какие трудности встают на пути у творческих людей.

Биография сама по себе – благодатная почва для разговоров с детьми о человеческих качествах и проблемах, о выборе жизненного пути и ответственности за свой талант. А в судьбах известных людей всегда заложен какой-то важный урок, содержится ценное послание для нас. Их биографии дают нам возможность увидеть судьбу через поступок, через определяющее решение, принятое человеком. Интересно поразмышлять вместе с учениками о том, что превращает талантливого человека в выдающегося – того, кто оставил след в истории человечества, способствовал нашему развитию, о ком с благодарностью вспоминают новые поколения.

Конечно, каждая памятная дата, связанная с чьим-то рождением, поможет приобщить учеников и к культуре. Юбилей композитора, писателя или художника – замечательный повод послушать музыку, посмотреть картины или прочитать его книги. Внимание к юбилейной дате позволит больше узнать о знаменитом деятеле, обсудить его вклад в культуру или науку, поспорить. И все же мало что так затрагивает подростков, как разговор о жизненных ценностях, о необычных противоречивых ситуациях, не имеющих однозначного решения. Ведь из таких ситуаций и состоит, как правило, жизнь выдающихся людей. Отречение Галилео Галилея, решение Николая Гоголя уничтожить второй том своей поэмы, стремление Павла Петровича Бажова в 57 лет поступить в институт, чтобы учиться писательскому ремеслу, героические путешествия Тура Хейердала, отвага Василия Шукшина, прошедшего путь от мальчонки из глухой алтайской деревни до знаменитого режиссера и писателя, – это и многое другое интересно обсудить с ребятами, помочь им примерить на себя поступки ярких личностей, прочувствовать причины, которые их на такое подвигли.

Есть и еще одна важная тема – тема памяти, нашего нравственного долга, заключающегося в том, чтобы не забывать о людях, изменивших что-то в мире. Нередко они приносили в жертву своему стремлению безопасность, покой, здоровье, многим рисковали. Юбилей или памятные даты, связанные с великими людьми, дают возможность поговорить с учениками о памяти, о связи между людьми и поколениями, о том, как меняются с течением времени и сменой эпох представления о ценностях, о моральных нормах или научных истинах.

Что если внимательнее присмотреться к календарю памятных и юбилейных дат 2009 года, найти в нем или вспомнить тех, кто когда-то оказал влияние именно на вас, своим примером сыграл роль в вашей собственной судьбе? Тогда сама собой потянется ниточка от вашей жизни и вашего опыта – к размышлениям и поискам учеников. В такой ситуации легко поделиться чем-то любимым и важным для себя, а, вместе с тем, и заинтересовать, увлечь ребят непростыми вопросами о трудностях жизненного пути, о выборе призвания.

И, пожалуй, самое существенное в подобных обсуждениях – то, что они естественно перерастают в разговоры о самих детях, об их жизни, об их близких, об их собственных надеждах и планах. Ведь каждый любит говорить о себе, познавать себя через других. Это и есть цель настоящего воспитателя – сделать так, чтобы дети задумались о себе. Но как это сделать? Не так-то просто вызвать подростка на откровенный разговор. Споры о личностях известных людей как раз дают такую возможность.

Кто знает, может быть, именно знакомство с судьбой и личностью необычного человека даст толчок к человеческому или профессиональному самоопределению кого-то из ваших учеников…

TopList