Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №24/2008

Специальный выпуск

Материалы. Классный час

Умения дарить и принимать подарки тесно связаны с тем, что мы называем общей культурой человека. Постигая искусство дарения и принятия знаков внимания, дети и подростки развивают и свои коммуникативные навыки, и социальный интеллект, и речевую культуру. Предлагаем познакомиться с рядом специально разработанных тематических занятий и игровых упражнений для средней школы, целью которых является формирование представления о том, как можно оказывать другим людям знаки внимания, благодарить их и дарить им подарки. Эти мероприятия имеет смысл проводить в канун больших праздников, которые в нашей культуре ассоциируются с приобретением и вручением подарков.

Татьяна Беглова ;
Марина Битянова ,
кандидат психологических наук, профессор МГППУ, г. Москва

Тайны дарения

Тематические занятия и игровые упражнения

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

Для учащихся 4–9-х классов

Книга о подарках

Материалы: ватман, фломастеры, цветные карандаши-мелки, цветные листы А4, клей, ножницы.

Время проведения – 40 минут.

Особенностью этого занятия является то, что на глазах у участников создается книга, которую дети придумали сами.

В основе организации творческой деятельности детей – методика «мозгового штурма». Участники предлагают идеи, которые фиксируются ведущим на ватмане (ватман складывается пополам, как книга, у которой есть титульный лист и 3 тематические странички).

Ход занятия

1-й этап – введение, формирование мотивации.

Ведущий предлагает детям поразмышлять:

– Как вы думаете, ребята, если бы нам пришлось издать книгу, которая будет нужна в каждом доме, то что это будет за книга?... Ответы детей: кулинарная книга, календарь, книга о цветах, книга о болезнях и как их лечить… возможно, прозвучит и необходимая ведущему идея.

– Вы назвали много разных версий. А как вам еще вот такая: книга о подарках? Участники обсуждают эту идею, ведущий может предложить им пофантазировать: про что могла бы быть такая книга?

Вот такую книгу мы с вами сейчас создадим. Каждая страничка нашей книги – отдельная тема, а что в ней будет написано, зависит только от нас. Ведь все мы вместе должны будем наполнить книгу содержанием.

2-й этап. Ведущий предлагает участникам придумать название книги. Участники вслух, в свободном порядке, набрасывают идеи. Проводится короткое обсуждение предложенных вариантов, выбирается один. Ведущий или кто-то из участников, умеющий красиво писать, рисует название на первой страничке книги.

3-й этап. Открывается страничка № 2. Ведущий предлагает детям создать «Копилку новогодних подарков». Какие подарки можно дарить на Новый год? Дети предлагают варианты, ведущий быстро рисует то, что они называют. Появляется целая страничка с рисунками – пиктограммами. Этот этап работы позволяет участникам расширить свои представления о том, что можно дарить.

4-й этап. Страничка № 3 – «Вредные советы». Ведущий предлагает участникам воспользоваться замечательной идеей Григория Остера и придумать разные вредные советы про то, как можно дарить подарки. Участники работают в трех группах. Свои советы они записывают на листах. Хорошо, если эти листы заранее как-то стилизованы под странички книги, имеют фигурную форму и др. Возможные темы для обсуждения: «Как не надо делать подарки», или «Как сделать скучный, бестолковый подарок». Участники создают свой список советов и зачитывают его. Листы приклеиваются на страницу № 3.

Участники продолжают работать в трех группах. Но теперь каждая группа получает свое задание.

5-й этап. Ведущий предлагает каждой группе создать памятку. Если «вредный совет» был про то, как не надо, то памятка – это информация про то, как «хорошо», «надо», «правильно». Темы для памяток следующие: «Как выбирать подарки», «Как дарить подарки», «Как сделать подарки всем, кому хочется, и не разориться». Памятки также оформляются на отдельных листах, приклеиваются на ватман.

6-й этап. Педагог просит детей посмотреть, нравится ли им созданная книга. При необходимости вносятся добавления, изменения.

7-й этап. Обсуждение дальнейших шагов работы с этой информацией.

Как сделать так, чтобы эта ценная информация стала достоянием учеников в других классах? Можно ли издать эту книгу – как мини-памятку и подарить ее ученикам младших классов? Что для этого нужно сделать? Кто готов организовать этот проект? Кто готов помочь?

Учимся принимать подарок

Цель классного часа – обсуждение с детьми неприятных ситуаций, связанных с подарками.

Форма проведения классного часа: игры-импровизации.

Для ребенка непременным атрибутом праздника является получение подарка. Но иногда бывает так, что ситуация чем-то омрачается: подарили не то, что хотел, или подарили несколько одинаковых подарков, или не подарили вообще ничего… В ходе классного часа педагог обсуждает с детьми эти ситуации и предлагает проиграть варианты, как можно себя вести.

1. Проблематизация. Вопрос классу: вспомните ситуацию, когда вам дарили не то, что вам хотелось: что и как это было? Что вы при этом чувствовали? Ответы фиксируются на доске или ватмане. Педагог делает вывод: как неприятно, когда дарят что-то ненужное или неинтересное. Но даже если это произошло, как реагировать на подарок, чтобы не обидеть того, кто этот подарок выбирал, ведь он хотел сделать приятное…

2. Педагог предлагает детям отрывок из мультфильма: «Вини Пух и все-все-все» (День рождения Иа»). Обсуждение того, как ненужные подарки превратились для Иа в настоящие ПОДАРКИ.

3. Участники делятся на группы. Каждая группа получает карточку, на которой описана какая-то неприятная ситуация, связанная с получением подарка. Задача – обыграть ее и показать, как можно достойно выйти из ситуации, не обидев дарителя.

4. Составляем общую памятку: как выбирать подарок так, чтобы человеку понравилось.

5. Подведение итогов, обсуждение.

Игровые упражнения

Мешочек с подарками

В мешочек складываются самые обычные предметы: карандаш, листик, конфета и т.д.

Инструкция: Каждый участник по очереди вытягивает из мешочка один предмет. Задача: придумать: кому это можно подарить? По какому случаю? Как можно обыграть (прокомментировать) эти подарки?

Кому что?

Ребята делятся на группы. Каждая группа получает список персонажей из мультфильма (книги, фильма…). Например, герои мультфильма «Вини Пух и все-все-все…», «Шрек»… Задача каждой группы – подобрать подарок каждому герою. Для усложнения задания можно предложить каждой группе не одного героя, а всех персонажей данного мультфильма.

Обсуждение: сравнить, какие подарки предложила каждая группа и почему именно их? Какими мотивами они руководствовались?

Каждому овощу – свое время

Педагог вместе с детьми составляет список праздников, на которые принято дарить подарки. Например: Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, день рождения и т.д. Далее педагог предлагает еще один список – список возможных подарков (например, игрушка, цветы, коробка шоколадных конфет…). Задача – распределить подарки по разным праздникам. Можно делать всем вместе (запись ведется на доске или ватмане), можно – по группам, а затем сравнить предложения. В любом варианте обсудить результаты обязательно!

Угадай

Класс делится на 4 группы. Каждая группа выбирает карточку с названием праздника. Задача группы: разыграть при помощи мимики и пантомимы, с использованием подручных средств, свой праздник. На подготовку дается 10–15 минут. Остальные группы угадывают название праздника.

Пусть в вашем доме всегда…

Все (взрослые и дети) садятся в общий круг. Ведущий дает первому участнику предмет, который может быть символом домашнего уюта и тепла – например, это может быть подушечка («думочка»), игрушечный домик, кошечка, домовенок, для более старшей группы – зажженная свеча. Первый участник должен передать предмет второму человеку со словами: «Пусть в вашем доме всегда будет…». Предмет передается по кругу каждому участнику. Возможны два варианта игры:

• Первый вариант. Фраза продолжается названием праздника. Например: «Пусть в вашем доме всегда будет день рождения!», «Пусть в вашем доме всегда будет Новый год!», «Пусть в вашем доме всегда будет День студента!», «Пусть в вашем доме всегда будет 8 Марта!».

• Второй вариант. Фраза продолжается каким-либо приятным существительным или словосочетанием. Например: «Пусть в вашем доме всегда будет счастье», «Пусть в вашем доме всегда будет много гостей», «Пусть в вашем доме всегда будет радость», «Пусть в вашем доме всегда будет звучать приятная музыка» и т.п.

Праздник или драма?

Для проведения этой игры нужно сделать карточки с названиями элементов новогоднего праздника.

Например:

• подарок, которого долго ждали;

• подарок, который не понравился;

• человек, который получил приятный подарок;

• человек, который дарит подарок;

• человек, который идет за подарком под елку;

• Елка, под которой лежат подарки и т.п.

Участники выбирают карточку и показывают пантомимой то, что на ней написано. Остальные должны угадать, что это такое. Данное упражнение может быть началом разговора о подарках, о том, как нужно дарить подарки, как принимать подарки, о тактичности и внимательности.

TopList