Специальный выпуск
Идеи. Живые истории
Искра Тандит ,
г. Москва
г. Москва
Путь к человеку
Размышление об опыте и традициях дарения
О подарках…
Горьковская легенда о Данко читалась и обсуждалась во всех классах. «Он любил людей и думал, что без него они погибнут. ‘‘Что сделаю я для людей?’’ – сильнее грома крикнул Данко. Он разорвал свою грудь руками и вырвал свое сердце. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и лес замолчал, освещенный ярким факелом любви к людям».
Любовь к людям – заповедь Божья. Как попытаться сделать это девизом школы? Это не рождается само собой. Приносить радость окружающим людям! Это требует деятельности целевой, оптимистической, требуется постоянный труд души. Приносить людям радость в повседневной жизни – это стало традицией нашей школы. Это стало традицией, потому что рождало чувство добра и радости в самих ребятах. Когда они видели радостные, удивленные глаза человека, улыбку, слышали слова благодарности – рождалось чувство душевности в отношениях между людьми. Надо было найти необходимые добрые дела для людей, увидеть их в окружающей жизни. По 100 добровольцев собиралось, когда решали, что надо убрать мусор у входа в близлежащий лес или помочь в цветочных теплицах.
Каждый класс порой придумывал что-то свое. Сделать вышивку на новых халатах нянечек. Самим сшить школьную форму новой модели, разработанную в кабинете домоводства, причем не коричневую, а голубую, да с жилеткой, а юбки и блузки – разного фасона. Сувениры учителям и друг другу делали сами. Цветок, засушенный в Михайловском, и стихи А.С. Пушкина; красивая корзинка из бумаги, а в ней приглашение на Последний звонок; поздравление ветеранов; помощь и концерт в доме для престарелых на 16-й Парковой улице; концерт по заявкам педагогов к Дню учителя; 8 Марта для женщин – «фирменное» печенье, удивив тем, что кондитеры – мальчики. Я перечислила только некоторые дела для людей, придуманные учениками. Сколько их было!.. В день Юморины, 1 апреля, ученик 10-го класса надел на себя вывеску: «Я – такси» и возил учеников младших классов на закорках все перемены. Мне бы это и в голову не пришло.
Каждый мог придумать или найти полезное, нужное, радостное для людей, вложить в него свою душу и силы. Эта традиция давала ребятам очень много: они привыкали соразмерять свои силы и поступки, исходя из того, как к этому отнесутся люди. На собеседованиях предлагалось обдумать жизненную ситуацию: «Как поступить? Твой товарищ собрал деньги за завтраки для всего класса, а они у него пропали из портфеля. Что ты будешь делать?». Или: «В классе произошло ЧП, классный руководитель требует, чтобы ты, комсорг, собрал комсомольское бюро и наказал виновных, а ты считаешь, что ребята не очень виноваты. Как ты поступишь?». Или: «Комсомольский штаб порядка плохо организовал дежурство на вечере, произошла ссора ребят, драка. Директор закрыл вечер, и ученики пошли по домам, сердитые на весь мир, ругая и ребят, и директора. Какой другой выход нашел бы ты в этой ситуации?». Проблемы обсуждаются. Предлагаются различные выходы из создавшегося положения, при этом видна личность каждого ученика, оценивается нравственная сущность любого поступка. Обсуждаются поступки как учеников, так и взрослых. Авторитет учителя держится не на запретах и умолчании, а на умении убеждать и быть справедливыми, переживать вместе удачи и неудачи.
О жизни…
Главное – интерес к человеку, к личности, как она формируется, как развивается. Чело век – «лицо века». Подростки, юноши любят поговорить о жизни. Проблемы идеала, цели, проблемы нравственности, стыда и совести, любви и ненависти, мести, взаимоотношения государства и личности – все волнует растущего человека, а поговорить об этом порой не с кем. Организовали по желанию ребят в школе дискуссионный клуб, название придумали ученики, назывался он «К Человеку!». Обсуждались судьбы и поступки замечательных людей.
Альберт Швейцер – музыкант, теолог, врач в далекой африканской стране. Как меняет он свою судьбу, почему?
Януш Корчак – педагог, детский дом, система воспитания. Отказался спасти свою жизнь, погиб в газовой камере вместе с детьми.
Павел Флоренский – ученый-биолог, теолог-монах – расстрелян. Поистине: «Природа-мать, когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни».
Судьба Добролюбова, отказавшегося от любви и счастья, чтобы вернуться в Россию и умереть в 24 года.
Интерес к человеку, его роли в жизни человечества, взаимодействия человека и государства формировало мировоззрение учащихся.
Человек, рождаясь, не выбирает время и место своего рождения; не выбирает родителей, национальность, государственный уклад и его институты, которые будут влиять на его воспитание, образование, развивать ум, чувства, привычки, пока не включится в формирование своего характера сам человек, его волевая сфера, влияя на самоопределение и на выбор цели, принципов жизни, пока не произойдет «самостояние человека». И сам человек будет выбирать свои отношения с государством. Это может быть служение государству, внутренняя или внешняя эмиграция, или борьба с существующим строем, в руках которого законы, тюрьмы и каторги, а жизнь человека становится трагедией. И надо не осуждать, а постараться понять другого.
Все это будет влиять на осмысление собственной жизни.
О себе…
Интерес к человеку рождал осознанное отношение к воспитанию и педагогической деятельности. Многие из выпускников поступали в педагогические институты. Весеннее собрание родителей школы было по теме: «Как меня воспитывали!». «Докладчики» – ученики 10-х (выпускных) классов, выпускники. Материал собирался, готовился, продумывался педагогическим обществом школы, последующее обсуждение по итогам собрания было на педагогическом совете. В средних классах эта тема называлась по-разному: «Я и взрослые», «Взаимоотношения в моей семье», «Кто мне дома ближе всех» и др. Перед собранием свои мысли ребята высказывали в коротких сочинениях, давая возможность классным руководителям выявить типичные явления и тактично обеспечить педагогическое содержание собрания с обменом опытом воспитания в разных семьях.
Один из выпускников рассказывал, как бабушка учила его шить модные брюки, жакеты и блузоны, которые он и демонстрировал на собрании. Кто-то просил учителей домашние задания записывать до урока, а не после него. Один юноша рассказал, что в то время, когда учитель ругается на уроке или одноклассники долго вычисляют что-то у доски, он успевает решить почти все примеры, чтобы освободить время для занятия гитарой. Трогательно рассказывала девочка о том, как в день рождения папа ставил у ее кровати букет цветов. А другая поделилась: «Меня мама никогда не ругала за двойки, считала, что это неудача, пропуск темы, непонимание ее; меня очень ругала за тройки как отражение небрежности, недобросовестности, халтуры». Как вам это понравится!?
Родители любили эти собрания и выносили что-то и для своего метода воспитания.
Фото А.Козина