Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №24/2008

Специальный выпуск

Идеи. Живые истории

Тамара Мукконен ,
г. Петрозаводск

Радость моя

О подарках и сюрпризах, важных для учителя

…Ученику не надо в каждый данный момент знать,
что учитель его воспитывает.
Воспитательное намерение должно быть скрыто обстановкой
дружеских, непринужденных взаимоотношений…
Потому что настоящее воспитание – это самовоспитание…

В.А. Сухомлинский.

 

Подарок друг другу

Субботнее утро. Звонок в дверь. Открываю дверь – никого нет, у порога лежит огромный букет осенних цветов. Подхожу к окну. Сергей и Юрик, мои пятиклассники, смотрят снизу вверх на мое окно. Увидели дрогнувшие занавески и скрылись из глаз.

На следующий день с классом пошли в поход. Дорогой я рассказала о чуде, которое произошло накануне, о плохом настроении с утра, о цветах, которые мгновенно изменили это ужасное настроение на самое распрекрасное. Краем глаза вижу особенно внимательный взгляд двух пар глаз: «Видела, не видела?». Не признались, и я ничего им до сих пор не сказала, а уже прошло десять лет. А тогда в походе так было весело, здорово, но больше всех веселились, придумывали различные конкурсы, были заводилами Юрик и Сережка. Они испытывали радость оттого, что доставили удовольствие другому человеку, и в результате количество доброты и тепла, исходящее от них, только увеличивалось.

Я только учусь…

Учу ли я своих учеников поздравлять и дарить подарки? Я бы, наверное, уточнила так: умею ли я сама поздравлять? Подарки дарить еще до сих пор только учусь.

Если я сама испытываю потребность в том, чтобы порадовать человека, так как организм в период подготовки поздравления переживает бурю эмоций и эти эмоции хочется пережить снова и снова (эгоистично, наверное), то смогу и детей «заразить этим вирусом». Если дети будут радоваться уже в предвкушении поздравления, будут получать положительные эмоции от подготовки поздравления, то, вероятно, им захочется это состояние переживать вновь и вновь. Если же я скажу примерно следующее: «Дети, приближается праздник, нам надо поздравить… и т.д.», то, скорее всего, большинство примет участие в подготовке поздравления только потому, что не посмеет меня ослушаться, но воспримет это как «обязаловку». Не люблю слова «надо», «должны». Мне кажется, что эти слова вызывают подсознательное желание все сделать наоборот.

Классные традиции

Как же происходит процесс обучения?

• Наряду с физоргами, учебным сектором, цветоводами есть ребята в классе с должностью «Внимание». Они поздравляют своих одноклассников. Должность получают случайным образом, по три-четыре человека. Таким образом, у каждого в году появляется возможность проявить фантазию, выдумку. Кто-то и сам все прекрасно подготовит, с кем-то надо готовить поздравление вместе. Придумать можно много интересного, благо полно соответствующей литературы.

• 23 Февраля, 8 Марта. Девочки поздравляют мальчиков, мальчики поздравляют девочек. Все вместе поздравляем мам и пап.

Анекдот «в тему».

Приближается 23 Февраля. Дочери весь день рисуют открытку папе, раскрашивают ее, что-то пишут, вечером дарят. Папа растроган, целует своих любимых дочурок.

– Папа, ты что нам на 8 Марта подаришь?

– Ну, мои лапушки, тоже что-нибудь нарисую, раскрашу…

– Ну уж нет, такие ерундовские подарки нам не нужны!

• Перед Новым годом в классе все участвуют в игре «Гномик – Великан». Ребята в начале декабря вытягивают бумажку с фамилией одноклассника. На весь месяц этот мальчик или эта девочка будет для него «Великаном», а он соответственно становится для него «Гномиком». Предполагается, что данные держатся в тайне. Дети готовят подарочки, заворачивают, подписывают «Великану от Гномика» и складывают в большую коробку.

На празднике наступает такой момент, когда все собираются в классе, ищут пакетик со своим именем, разворачивают, рассматривают. Признаюсь вам по секрету, что после одного Нового года я все подарки просматриваю, делаю кое-где корректировки. А случай был такой.

Одному мальчику в пакетик положили такую ерунду, чуть ли не мусор. Все остальные разворачивают свои подарочки, рассматривают с радостью сувенирчики. Женька стоял растерянный, пытался смеяться, а в глазах – слезы. Все были ошарашены, сочувствовали ему. Мне было очень плохо в этот момент. Я переживала за Женьку, видела ужасную неловкость «автора» этого дурацкого подарка и не знала, как «разрулить» такую неприятную ситуацию. Вечер продолжился, девчонки стали проводить лотерею и обыграли ситуацию так, чтобы Женьке достался билетик с самым главным призом.

После этого случая все подарочки я тихонько просматриваю. Больше такого повториться не должно. Да и не было пока, слава Богу.

А если бы тогда таких «подарков» было несколько? Наверное, игра «Гномик – Великан» бесславно закончилась бы.

Кстати, вытягивают ребята себе «Великана» в первых числах декабря, и некоторые «гномики» в течение всего месяца уделяют внимание своему «великанчику», кладут тайком конфетки, придумывают секретные задания, прячут клады с шифровкой и т.д. Получают от этого процесса положительные эмоции, что и требовалось доказать.

Важные мелочи

…Перед Новым годом мои пятиклассники решили украсить школьный вестибюль. Вечером в пятницу, когда в школе почти никого уже не было, они с энтузиазмом принялись развешивать самодельные гирлянды, игрушки, рисовать цветными мелками снежинки на стенах и т.д. Понимаю, что остановить процесс довольно сложно, ребята увлеклись. Начинаю опасаться за результат. «Пересев хуже недосева». Мои мысленные переживания прервала Лена, подошла и говорит: «Тамара Павловна, я вижу, как Вам тоже хочется украшать, ну ладно уж, я Вам немного места уступлю, хоть снежинку нарисуйте».

Эту нашу операцию дети назвали «Всем-всем хорошо и всем-всем весело».

 

…Шестой класс. Дежурство по школе. Артем с опозданием пришел.

– Тема, если кто-то из класса задерживается, то я уже начинаю волноваться. Ведь я в ответе за вас.

Посмотрел внимательно:

– А мы в ответе за Вас.

 

…День самоуправления в школе. Мои одиннадцатиклассники (кораблик «Дружный») ведут уроки, Ира играет роль школьного психолога. К ней приходят учителя, беседуют. Подошла и моя очередь. Поговорили о классных делах, и вдруг она говорит: «Знали бы Вы, как мы Вас боимся, особенно – парни». Вот это да! Это называется – «приплыли». Ира посмотрела на мое изменившееся лицо: «Да Вы не так поняли. Мы боимся оказаться в Ваших глазах хуже, чем Вы о нас думаете».

 

…Пятый класс. У нас появился ежик. Мягкую игрушку подарила Яна из девятого класса.

– Тамара Павловна, Ваши ребята – «ежики» класса «Надежда». Я дарю вам талисман.

Мы назвали ежика Фимкой. Фимка сидит высоко над школьной доской и помогает нам с ребятами общаться, решать проблемы. Они со мной общаются иногда через эту игрушку. От имени Фимки приходили поздравления, секретные пакетики с сюрпризами. Однажды получаю письмо: «…я недоволен Вами сегодня. Зачем Вы так ругались, не разобравшись? Если бы Вы смогли в этот момент взглянуть на ребят, Вы бы увидели такую тоску и боль в их глазах. Я надеюсь, что ребята поймут и простят Вас. Ваш Фимка».

 

…Шестой класс. С Мариной мы частенько идем вместе в школу. Марина заводит речь о собаках, интересуется моим к ним отношением. Девочка с грустью мне рассказывает о бездомной собаке, у которой родились щенята. Живут они в заброшенном сарае, девочки носят туда еду. Разговор о щенках повторяется при каждой нашей встрече по утрам перед школой. Через месяц вечером раздается звонок. Поднимаю трубку.

– Ну что, Тамара Павловна, мы почти всех щенков отдали в хорошие руки, а Вы решились?

– На что?

– Щенка берете одного?

– Мариночка, я же целый день в школе, живу в многоквартирном доме, я не смогу ухаживать за собакой.

– Дяденька один грозится их убить.

– Ну что делать, неси.

Так у меня появился щенок. Мои шестиклассники почти каждый вечер приходили, давали дельные советы, мыли, выводили блох, отучали кусать за ноги. Назвали собаку Ёжиком. А потом оказалось, что это девочка, значит, – Ёжка.

 

…Прошлый выпуск, 11-й класс. Последний урок – моя алгебра. Сергей А. пришел усталый, голодный, сел, почти развалился. Было видно, что не до математики уже ему, быстрее бы домой. Посмотрела на него, говорю: «А я так ждала встречи с вами сегодня, а ты… эх», отвернулась к доске и начала писать тему – «Первообразная». Поворачиваюсь и не верю глазам: сидит внимательный ученик, все принадлежности лежат на столе, в глазах – удивление, внимание… «открылось второе дыхание». А ведь могла бы сорваться, сказать что-то резкое, и конфликт налицо.

 

…Пятый, нынешний класс. Поручения получают случайным образом. Смотрю, цветы не поливаются, ответственный забывает выполнять свою работу. Пишу вечером записку: «Очень пить хочется, SOS!», рисую цветочки, подписываю и кладу на учительский стол. Захожу утром в класс – пахнет свежестью, брызги воды на полу, мои ребята уже убежали в другой класс на первый урок, лежит записка на столе. Раскрываю: «Понятно, все полил!». На перемене подбежал уже другой мальчишка и шепчет мне на ухо: «А мне будет такая бумажка завтра?».

Фото автора

TopList