Специальный выпуск
Идеи. Внеклассная работа
Как сделать поздравления в классе не скучной обязанностью, а веселой, любимой традицией? Множество идей, интересных приемов, которые вы найдете в статье, помогут любому классному руководителю справиться с этой сложной задачей.
Екатерина Александрова ,
доктор педагогических наук, г.Саратов
доктор педагогических наук, г.Саратов
Приключение дарения
Дорог не подарок, а процесс его поиска
– Ребенок, – спрашиваю я своего
сына-первоклассника, –
как научить детей делать сюрпризы и дарить
подарки?
– А им надо подарить что-нибудь! –
ни на секунду не задумавшись отвечает он.
Быль
Мы придумываем массу методов и приемов педагогической деятельности. А все старо как мир.
Вспомним С.Т. Шацкого, не раз говорившего о том, что воспитание детей должно строится на их, детских потребностях в приключении, созидании, на их, детских стремлениях к подражательству, самодеятельности, приключениям, открытиям и «почемучеству». Тысячелетиями маленькие люди чему-то учились у взрослых не сидя за партой, а подражая им, созидая при этом что-то свое, что и двигало вперед цивилизацию.
Вот и фраза современного первоклассника: а вы сами подарите! То есть, – читаем мы в подтексте, – покажите мне, как вы это делаете. Подарите, порадуйте меня несколько раз, причем каждый раз по-разному, чтобы я понял, усвоил разные способы «дарительно-сюрпризного поведения».
Однако в каждом классе существует раз и навсегда установленный ритуал дарения: именинник выходит, ему вручается подарок и говорится пара банальных фраз. Монотонность же, как известно, убивает всякое желание повторения, а слова «желаем здоровья и счастья в личной жизни» превращаются в пустой звук.
Подарки одноклассникам
А ведь сколько существует разных ритуалов! От объявления на стене: «До вручения подарков остается 10 дней» (а затем – 9, 8, и.т.д.) до подарка-сюрприза. От большой коробки, выставленной сразу на всеобщее обозрение, до вручения виновнику торжества «пиратской» карты, с помощью которой он сам найдет свой подарок (в последнем случае мы привлечем к поиску самого «заповедного» места в классной комнате и рисованию плана-схемы многих детей, а соучастие в подготовке праздника, его предвкушение дорого стоит в плане создания педагогических условий для того, чтобы ребенок захотел дарить подарки и радовать других). От единственной громадной поздравительной газеты, в создании которой принимал участие весь класс, до множества маленьких открыточек с индивидуальными поздравлениями. Сообщение по школьному радио, рисунок на асфальте у входа в школьный двор, украшенная воздушными шариками парта, проведенная заранее с ребятами из параллели акция массового пения во время большой перемены любимой песни виновника торжества! А отсюда недалеко и до организации КТД1!
Есть детская жажда самодеятельности – вот и предстает перед классным руководителем пространство работы над сюрпризами и подарками! Опять же – от общеклассной поделки (картина, вылепленная фигура, коллаж из вырезанных в журналах рисунков и т.п. – коллективное творчество придаст им неповторимое своеобразие!) до множества маленьких «продуктов» ручного творчества – кто пирожки испечет, кто салфетку свяжет... А можно и тематические подарки делать – в зависимости от того, чем увлекается человек, которого хотят порадовать. Нравится ему оригами – чем не повод объяснить всему классу, что это такое, и попросить попробовать сделать по фигурке? Цветы нравятся? Изучите с детьми язык цветов, основы флористики и т.д. Так из совокупности всех дней рождения и других праздников у вас родится замечательный план работы классного руководителя не просто как перечень мероприятий, а как план саморазвития и самообразования (себя, детей и их родителей, если привлечь их к этому процессу).
Интересно детям приключение-поиск. Как минимум, подойдет для этого поход в магазин с целью найти самое интересное, самое забавное, что можно было бы подарить именно этому человеку! Как максимум, можно использовать идею упомянутого выше поиска «подарка-клада», причем и для всего класса в целом. Например, все новогодние подарки (традиционно всем детям в классе дарят одинаковые подарки – «сладкие» сюрпризы) можно сложить в один мешок (веру в Деда Мороза еще никто не отменял) и спрятать его в лесу под елкой. И приехать в этот заснеженный лес с детьми, родителями и картой сокровищ. И пусть будет Снеговик, помогающий детям в поиске, и пусть будет Баба Яга, мешающая им, отвлекающая… Вот это будет действительно сюрприз.
Открытие чего-либо всегда воспринимается ребенком с замиранием сердца, как событие – прекрасно, именно на этом мы и будем строить ситуацию оформления подарка. Пусть ребенок, запаковывая, уже предвкушает радость открытия, которое совершит друг, мама... И, тем самым, он будет учиться радоваться радости другого человека.
Вокруг этих потребностей мы и будем строить нашу деятельность.
Подарок – тема для дискуссии
В работе классного руководителя важно использовать не просто ситуации «сюрпризов и подарков», а предшествующие этому события.
Например, многие педагоги встречаются с тем фактом, что их воспитанники не владеют культурой дискуссии. Причем встречаются уже непосредственно во время проведения классного часа. Специально обучать детей правилам поведения во время группового обсуждения проблем можно, но, как показывает опыт, совершенного непродуктивно. А в процессе обдумывания подарка это происходит исподволь, незаметно для самих ребят, увлеченных спором. Именно в этой ситуации уместно организовать «мозговой штурм».
Мозговой штурм –методика стимуляции педагогом творческой активности детей и продуктивности их деятельности, при котором участникам обсуждения предлагается высказать как можно больше вариантов решения проблемы за четко установленную единицу времени и затем отобрать лучшее решение.
Дискуссия –форма воспитания, предусматривающая создание педагогом в малой группе детей/взрослых ситуации, стимулирующей целенаправленный разговор по интересующим их проблемам, специфика которого состоит в обсуждении некоторого спорного вопроса, при котором каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на признание собеседником ее истинности. Зрители следят за происходящим, большей частью не вступая в обсуждения. Ниже мы приводим основные правила, которые обязательно оговариваются ведущим, понимаются и принимаются всеми участниками встреч.
• Правило «Здесь и сейчас» – говорим и обсуждаем только то, что касается темы, и о том, что зависит от нас.
• Правило «Уважения другого мнения» – кто-то может думать по-другому, не так, как вы: выслушайте его внимательно и постарайтесь понять, не осуждая.
• Правило «Регламента» – бережем наше время: говорим кратко и по существу.
• Правило «Поднятой руки» – человек поднял правую руку вверх: он просит тишины и внимания, ему есть что сказать.
• Правило «Инициативы», или «Кто, если не Я» – каждый старается в меру своих сил и понимания, предлагает идеи и думает над предложениями коллег: от этого зависит общее решение.
Дарение как совместный проект
Несомненно, увлечет ребят проект «Подарочный», включающий в себя множество подпроектов, работа над которыми охватит всех ребят в классе, в зависимости от их интересов и склонностей и, исподволь, приучит их к мысли о том, что делать подарки естественно и необходимо, и что от этого процесса ты получаешь радость даже большую, чем тот, кто подарок получает.
Так, одной группе детей можно поручить провести микросоциологическое исследование того, какие подарки предпочитают получать бабушки и дедушки, мамы и папы, мальчики и девочки. В процессе подготовки и презентации такого проекта дети получат знания о том, как люди разных возрастов и гендерной принадлежности воспринимают те или иные подарки и ситуации-сюрпризы, научатся подбирать точные слова для поздравлений. Это неоценимо важный опыт социокультурного поведения.
Другая группа детей будет готовить сообщение о том, как принято дарить подарки в разных странах, как это происходило в разные исторические эпохи.
Третей группе предложить подобрать пословицы и поговорки про подарки и поздравления (детям подросткового и старшего школьного возраста – высказывания знаменитых людей, фрагменты литературных произведений).
Четвертая подберет репродукции картин, на которых изображены ситуации поздравлений.
Пятая будет рисовать открытки и праздничные плакаты «на все случаи жизни».
Шестая проведет в классе или даже параллели конкурс на лучшее поздравление к тому или иному празднику, конкурс буриме. Можно его усложнить: представить, как будет выглядеть поздравление, например, с Новым годом от лица химика, литератора, космонавта и т.д.
Седьмая, при наличии современной множительной техники, выпустит сборник авторских произведений (стихи и проза), украшенный репродукциями открыток и плакатов. Или же выпустит по итогам работы над проектом книгу, в которой разместятся материалы всех творческо-поисковых групп… Ее можно будет потом подарить родителям, педагогам, обыграв и эту ситуацию сюрприза-дарения.
Младшие школьники могут параллельно выучить стихи, в которых рассказывается о подарках и поздравлениях. Помните, у А.Барто: «Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю…». Проигрывание в ролях подобного стихотворения и обсуждение эмоций девочки и Сережи, который ожидал, ожидал, да так и не дождался подарка, гораздо больше даст детям, чем наши нудные сентенции по поводу необходимости поздравлять близких.
Такие ориентационные игры2очень полезны. В этом случае дети проживают ситуации «дарения», «поздравительного спича» и «сюрприза». Однако в процессе их подготовки и проведения важно учитывать возраст детей. Например, для младших школьников желательно организовать эти игры с помощью кукол. Опыт показывает, что маленькие дети, заигравшись, не всегда понимают, что подарок подарен «понарошку». Заданный ими вопрос: «а что, у меня сегодня правда день рождения?!», и последующее за ним разочарование могут подвести как минимум к унынию.
Подростков желательно готовить к поздравлению одноклассника в случае его победы в конкурсе, на соревновании или олимпиаде, поступления в вуз. Тем самым мы активизируем их собственную направленность на успешную деятельность и формируем умение достойно принять победу другого человека.
Вместе со старшеклассниками стоит «проживать» ситуации, с которыми они смогут встретиться в недалеком будущем: юбилеи фирм, свадьбы, рождение детей и т.д.
Подарок для себя
Существует расхожая фраза: «Надо дарить людям то, что хочешь получить в подарок ты сам». Так это или нет – вопрос спорный. Тем более что наравне с этой поговоркой существует и другая: «Никогда не радуй другого своей радостью». Но действительно, для того, чтобы порадовать другого, надо понять самого себя, «примерить» на себя грядущую ситуацию «дарения».
В этом отношении как позитивные давно зарекомендовали себя упражнения «Цветик-семицветик», «Золотая рыбка», «Письмо Деду Морозу», «Что ты хочешь?». Суть их в том, что ребенок пытается сформулировать свои желания. Но это поверхностная интерпретация. Опыт показывает, что большинство детей после этих упражнений меняет свое отношение к ситуации дарения. Оно переводится в иной пласт – человеческих отношений, дарения радости и формирования уверенности, что рядом есть друг.
Проводя эти упражнения, попросите ребенка (или детей, если проводите работу с группой) сесть поудобнее, приготовить любимый карандаш и красивый блокнотик и 20 раз подряд ответить на вопросы: Что ты хочешь? Что ты хочешь понять? Чему научиться? Что сделать? Что изменить, улучшить? Чего достичь? Что ты попросишь у золотой рыбки, у Деда Мороза?
Записывайте ответы, пусть и спонтанные!
А потом попросите представить, что желание исполнилось, … и обязательно сделайте паузу3.
После паузы обязательно поговорите с ребенком и попросите его ответить на такие вопросы: А я действительно этого хочу? Что со мной произойдет, если я этого достигну? Принесет ли это пользу или, по крайней мере, не навредит ли людям, которые меня окружают?
И если его мнение относительно высказанных желаний изменилось, запишите новое, переформулированное желание.
Теперь объясните ему, что для исполнения желания необходимо иметь еще и определенные компетенции – знания и опыт. Поэтому для исполнения каждого высказанного желания следует найти те компетенции, без которых ну никак не обойдешься, – ведь и у Старика Хоттабыча была борода, из которой он выдергивал волшебные волоски, и у цветика-семицветика – лепестки.
И когда ребенок поймет свою цель, надо вместе с ним составить перечень конкретных задач и заданий самому себе по каждому конкретному желанию.
Следующий этап (как видим, работы много, поэтому лучше посвятить этой процедуре несколько вечеров, прерываясь «на самом интересном месте») мы посвятим уже конкретному планированию. Распишем в блокнотике по дням и неделям – что конкретно надо сделать, чтобы желание постепенно начало исполняться.
Позволим себе небольшое отступление. Если классный руководитель замечает, что ребенок постоянно высказывает желания материального плана (как говорится, «вымогает» подарки у родителей), то полезно провести с ним дополнительную игру.
Давайте вместе с ребенком представим, что он уже начал самостоятельно зарабатывать деньги и планировать свой собственный бюджет.
Для этого нам надо ему предложить определить возраст, в котором он сможет самостоятельно себя обеспечивать; предполагаемое образование (а заодно и расскажем ему, каким оно может быть), профессию (опять же с пояснением), место работы и должность; приблизительную сумму денег, составляющую его месячный доход.
Дальше мы предлагаем ему самостоятельно (в силу возраста) распределить деньги по основным и второстепенным статьям расходов, указав конкретное их содержание с указанием предполагаемой суммы денег на каждый пункт расхода в месяц.
Наша задача – проанализировать его статьи расходов и проверить, учтены ли ребенком в списке статьи расходов на покупку еды, одежды, посещение театров, музеев, покупку книг и т.п. При этом лучше задавать вопросы провокационного характера. Например, вы видите, что ребенок не запланировал квартирную плату. Отсюда вопросы ему: а где ты будешь жить? Планируешь ли ты пользоваться телефоном? Где захочешь провести лето? И, наконец: сколько денег останется у тебя на то, чтобы купить подарки?
Наш опыт показывает, что после составления ребенком бюджета он начинает более разумно относиться к финансовым вопросам и бережнее – к полученным подаркам.
И не забудьте почаще делать своим детям и детям из Вашего класса маленькие добрые сюрпризы, причем совсем не обязательно материального характера!
Фото А. Козина
1 Коллективная творческая деятельность (КТД) – форма воспитательной работы, суть которой состоит в подготовке, проведении и последующем осознании детьми дела, результаты которого будут полезны окружающим, доставят им позитивные эмоции, создадут комфортную атмосферу.
2 Ориентационные игры – имитация, моделирование реальной ситуации, проживание которой позволит ребенку приобрести опыт поведения и решения проблем в межличностных отношениях.
3 Метод «Педагогической паузы» – педагогическая деятельность, направленная на организацию для ребенка ситуации «обдумывания» происходящего, понимания и внутреннего структурирования своего поведения. Уважаемые классные руководители! Чтобы понять, чего мы ходим достичь этой паузой, посмотрите сами, без ребенка, первый эпизод из фильма «Трасса–60» («Interstate 60». США. 2002, режиссер – Боб Гейл). Смысл этого эпизода – в народной мудрости: «Бойтесь своих желаний – они исполняются».