Специальный выпуск
Идеи. Классный час
Урок – классный час – внеклассное мероприятие… В каждой точке своего существования дети понимают что-то очень важное: о себе, об окружающих людях, о жизни. Как начать разговор о подарках со старшеклассниками – с юношами и девушками, которые совсем скоро войдут в мир взрослых?
Татьяна Полякова ,
заслуженный учитель школы РФ, г. Ульяновск
заслуженный учитель школы РФ, г. Ульяновск
Пока мы вместе
Рождественские уроки в 10-м и 11-м классах
«…мне очень хотелось передать, как хорошо, когда дома тепло, часы, бьющие башенным боем в столовой, сонную дрему…книги и мороз… Писать вообще очень трудно, но это почему-то выходило легко. Печатать этого я вообще не собирался».
Михаил Булгаков
Последние 20 лет работаю в старших классах, десятых – одиннадцатых. Преподаю литературу, предлагаю ребятам не просто читать произведения по школьной программе, а внимательно вглядываться в текст, задумываться над возникающими образами, пытаться уловить особый авторский колорит и, главное, не потерять способность удивляться, радоваться, благо русская классика обладает неисчерпаемыми возможностями для «питания души».
Уроки в подарок
На общем учебном фоне иногда и явные праздники бывают. Это Рождественские уроки. Их всего два: в десятом классе и в одиннадцатом. Вот на них-то мы с ребятами и делаем подарки друг другу.
Рождественскими я называю уроки, которые вот уже лет 12–15 провожу в конце декабря. Впереди Новый год, Рождество, каникулы…
И последний урок первого полугодия – особенный, праздничный, Рождественский. В классе – елка, новогодние газеты, плакаты, гирлянды, свечи… Теплая, мягкая атмосфера, но это все-таки урок. И на уроке все говорят, обязательно все.
Подарки могут быть материальные и духовные.
Материальные – предметы, вещи, которые могут пригодиться нам в школьной жизни. К таким подаркам готовится серьезное или шутливое пояснение, пожелание. Например: магнитики для доски – это как раз то, чего обычно не хватает. Или: этот обаятельный кустик в цветочном горшке удачно дополнит нашу классную зеленую коллекцию. Или: традиционная новогодняя газета с необычными записочками-пожеланиями каждому. Или самостоятельно приготовленные печенья, которыми угощают одноклассников.
И многое-многое другое…
Духовные подарки – это подарки словесные: стихи, песни, инсценировки, музыкальные и хореографические подарки. Эти «подарки» важно не только хорошо исполнить, но и тщательно подготовить свое вступление или послесловие, найти верные слова и интонации, поясняющие выбор и смысл подарков.
Все это я подробно объясняю ребятам, предлагаю по мере необходимости индивидуально со мной посоветоваться.
Параллельно подключаю родителей. Елка, подарки ребятам, если получается, явление Деда Мороза и Снегурочки – это их сюрпризы.
В 10-м классе в подготовке и проведении Рождественского урока лидируют девочки: их выступления ярче, интересней, разнообразней.
Мальчики – стесняются. Ведь на этом уроке приходится говорить своими словами (даже если читается выученное стихотворение, надо придумать свой текст, объясняющий выбор и смысл стихотворения).
Очень важно, чтобы не было «выпавших», не подготовивших свое выступление, свой подарок.
А недочеты, «ляпы» – они в праздничной атмосфере смягчаются, теряются.
Главные показатели успешности Рождественского урока – стопроцентное участие и атмосфера особой сопричастности, единения.
10-й класс
Это 10-й класс – первый рождественский опыт, первый этап.
И, оказывается, приготовить подарок классу – дело непростое, а подарить, преподнести для многих ребят вообще очень сложно.
В 10-м классе больше всего проблем с подарками – у мальчиков. С одной стороны, им не хочется особенно заморачиваться, ведь дело-то кажется пустяковым, почти детским – подарки! Можно вообще стишок рассказать. С другой стороны, все что-то готовят, шушукаются, тайны какие-то витают в воздухе… На этом фоне хочется, конечно, тоже что-то этакое выдать... А что? Всегда легче тем ребятам, у кого имеются какие-то «таланты» или интересы. А если ничего такого нет?
Иногда в 10-м классе бывают мальчики, которые ничего не сумели подготовить к Рождественскому уроку (даже с моими подсказками: ведь так просто, кажется, купить коробочку кнопок, или скрепок, или мелков, или обычных тетрадей – всегда кто-то забывает дома тетради). Стараюсь не акцентировать на них внимание, сразу приглашаю кого-то другого поздравлять. Через год они себя реабилитируют, хотя, конечно, каждый по-своему. И сразу вспоминаю Пашу. Десятиклассник, он был очень маленький и физически, и духовно. В 10-м классе был без подарка, в 11-м принес открытки! Просто старые открытки, не новые тематические, а пожелтевшие, старые открытки, которые хранились дома, говорил тихо и очень серьезно. Я онемела. В классе, где большинство девочек, причем очень взрослых, которые с Пашей и в обычные дни почти не разговаривают, повисла тишина. И вдруг самая «взрослая» одиннадцатиклассница, взмахнув густо накрашенными ресницами, улыбнулась мягко и ласково сказала: «Слушай, дай посмотреть, это так необычно». И все, наш праздник покатился дальше. Кто-то похлопал Пашу по плечу, кто-то потянулся к открыткам. Паша заулыбался, а к доске бежали уже другие поздравляющие.
А я проглотила «комок в горле»: выросли мои ребята, душевно выросли. Ведь это внешне не всегда заметно! Сумели принять выпадающего, недоросшего, сумели поддержать конкретную человеческую душу.
Думаю, для всех нас это был очень важный подарок. А вообще за 20 лет каких только подарков не было! Иногда, когда позволяет время, включаю видео (из того, что сумели записать), смотрю, слушаю…
Атмосфера праздника, елочная мишура, юные лица, блестящие глаза… Подарки. Дар отдавать людям красоту, радость душевную надо растить, воспитывать, ведь именно этого подростки почему-то стесняются. Не умеют. Есть и второй дар – умение принимать подарок. Не пренебрежительное равнодушие и не искусственно-фальшивая улыбочка, а что-то другое, внутреннее, собственный душевный отклик, который необходим здесь и сейчас, как говорится. Ведь праздник, подарок – это всегда соприкосновение двух душ, а реакция здесь не рефлекс, а наработанная, выраженная, почти педагогическая.
Ребята каждый год разные – и уроки разные. Но учительские задачи, в общем-то, неизменны:
– создать особую атмосферу: уютную, теплую и одновременно светлую, «елочную»;
– и в этой «елочной» атмосфере дать возможность ребятам почувствовать себя умнее, добрее, красивее, наконец, то есть подняться душевно на ступеньку выше, ощутить собственную «свежесть сердца» и «диалектику души» – «выпустить птицу» сейчас и здесь.
11-й класс
И вот Рождественский урок в одиннадцатом классе. Последний Рождественский урок в школьной жизни моих ребят.
Если в десятом урок получился, состоялся, то в одиннадцатом ребята Рождественский урок ждут с нетерпением и готовятся к нему с большим энтузиазмом. И тогда урок может получиться легким, воздушным, прозрачным.
В процессе подготовки ребята пишут мне записочки с обозначением темы своего выступления в самых общих словах: песня, стихотворение, сценка, что-то «вещное», материальное (стенгазета, плакат, печенье…).
Иногда пишут одно слово – сюрприз. У кого-то появляется желание посоветоваться, кто-то наслаждается чувством тайны. Обычно бывает несколько маленьких тайн-сюрпизов, и ожидание их раскрытия греет, сближает ребят.
Моя задача – скомпоновать выступления более-менее гармонично, выстроить начало и особенно конец, помочь подать, преподнести каждое выступление-поздравление как особенное, неповторимое, удивительное. И если это получится, будьте уверены: ребята на этом уроке поверят вам на слово, легко пойдут за вами, взглянут на происходящее вашими глазами (если вы этого действительно очень хотите).
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик?
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Мгновения рассвета?
В дороге, словно в сказке,
Найдем свою жар-птицу,
Твоих рисунков краски
Нам даже будут сниться.
И мы увидим тоже,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер,
Поймем, какого цвета
Огромная планета.
Во вступительном слове говорю о нашем особенном уроке и о том, что мы выросли и доросли. Доросли до самых серьезных вопросов: о любви, дружбе, выборе, долге, ответственности, о жизни – и доросли до понимания очень важных слов и, главное, до внимания (от глагола «внимать», то есть слушать и слышать) им, этим словам.
Пока еще мы все вместе. И в классе все, как в прошлом году: елка, свечи, снежинки на окнах… И начинается наш Рождественский урок…
Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!
Могущественные слова!..
И не от них ли на опушке
Нам распускается листва?
И молодеет не от них ли
Стареющая молодежь?..
И не при них ли в душах стихли
Зло, низость, ненависть и ложь! (Игорь
Северянин)
Это начало. Читает Денис.
Юля приготовила «Зимнюю ночь» Бориса Пастернака.
А потом – песня. Нужно что-то зимнее, снежное, и Валя и Саша выбрали «Снег» Александра Городницкого. Песня оказалась так созвучна общему настроению, что ребята попозже попросили их спеть еще раз.
Света, Наташа, Женя дарят всем маленькие открыточки с пожеланиями.
Инна, Ира, Оля и Алина показывают сценку на тему гаданий. Сами придумали, взяв за основу образы литературных героинь: Светланы – В.Жуковского, Татьяны – А.Пушкина, Наташи Ростовой – Л.Толстого. Подобрали соответствующее музыкальное сопровождение, даже ввели элементы хореографии.
Эля преподнесла совершенно рабочий, но очень нужный подарок: тетради с печатной основой, которые мы вовремя не сумели приобрести.
Лена подарила диск с песнями на стихи М.Цветаевой – искала и нашла в Интернете, записала и оформила.
Даша, Гузель и Дина приготовили большой кроссворд-угадайку «Наш класс».
Денис спел на английском песню о любви.
Диана, Ленара и Илья (в образах гномиков и волшебника) угостили одноклассников печеньем собственного изготовления.
И звучали еще стихи, и кружилась пара в вальсе. А Ирина прочитала очень символическое стихотворение Жака Превера «Как нарисовать птицу»…
….Если она не поет,
Это плохая примета.
Это значит, что ваша картина
Совсем никуда не годится.
Но если птица поет –
Это хороший признак!
Признак, что вашей картиной
Можете вы гордиться!
И можете вашу подпись
Поставить в углу картины,
Вырвав для этой цели
Перо у поющей птицы!
А в конце появились Дед Мороз (Юра) и Снегурочка (Милана) и, конечно, с подарками. Это было «Мороженое из сирени», почти по Северянину.
А еще мы открыли наш «конверт из прошлого» – письма ребят самим себе из прошлого года, из десятого класса. И кто хотел – прочитал вслух свои пожелания.
А подарки… Каждый взял, что сумел, – надеюсь, теплое, светящееся и светящее.