Архив
Идеи. Классный час
У многих классных руководителей
есть свои устойчивые правила и традиции в
подготовке праздников и проведении внеклассных
мероприятий, в сотрудничестве с родителями.
В преддверии Нового года в большинстве школ
проходят итоговые классные часы. О том, как
эффективно организовать подведение итогов и
сделать его наиболее наглядным, читайте в
предлагаемом материале. Автор также делится
своими принципами работы с родителями.
Вера Анисимова ,
МОУ "СОШ № 3", г.Змеиногорск, Алтайский край
МОУ "СОШ № 3", г.Змеиногорск, Алтайский край
Хрупкая работа
Как подвести итоги полугодия
Классный час «Итоги первого полугодия» в моем классе является традиционным. Как правило, анализ результатов совместно готовит учебная комиссия, в которую входят наиболее заинтересованные ученики и классный руководитель.
Слайды с диаграммами
В своей работе я стараюсь активно использовать информационные технологии. Поэтому к итоговому классному часу всегда заранее создаю слайдовые презентации. На экране один за другим, постепенно появляются следующие данные:
• Всего учащихся…
• На «5»…
• На «4», «5»…
• С одной «3» – количество учащихся и предметы…
• Слабоуспевающие ребята…
Можно подготовить диаграммы успеваемости ребят, что наглядно проиллюстрирует уровень качества знаний в классе. Для этого особенно удобны круговые диаграммы.
Используя столбчатые диаграммы, легко показать и сравнить качество знаний по всем изучаемым предметам.
А еще мы всегда стараемся провести сравнение учебных результатов в нашем классе с итогами первого полугодия в предыдущем году. Тогда сразу становится понятна динамика: видно, какие изменения происходят с ребятами, насколько ученики за год продвинулись или, наоборот, сдали позиции.
Обсуждение результатов
Все то время, пока идет слайдовая презентация, ребята, как правило, ее комментируют. Они сами предлагают и находят пути решения возникающих проблем. Обсуждаем мы с ними все откровенно, поскольку ощущаем себя одной семьей и стараемся все наши трудности преодолевать внутри коллектива, не выносить за пределы класса.
Если кому-то нужны индивидуальные учебные консультации, то за ними можно обратиться к ребятам из нашего класса. Если же в какой-то ситуации необходима именно консультация педагога, то на помощь приходит классный руководитель. Как правило, ребята сами решают свои проблемы, и мы только в исключительных ситуациях прибегаем к участию родителей.
Завершая слайдовую презентацию, можно высветить на экране рекомендации для учеников. Обычно я стараюсь, чтобы они были максимально конкретными и отражали реальные ситуации в классе, реальные проблемы моих ребят.
Подведение итогов
По опыту я знаю, что максимальный результат от итогового классного часа достигается тогда, когда принято решение собрания, которое обязательно должно быть выполнено, а затем проверено учебной комиссией, – в этом заинтересованы все.
В заключение мы проводим с учениками рефлексию. Они отвечают на следующие вопросы:
– Какие я выявил у себя проблемы?
– Как мне нужно их решить?
– Кто или что мне в этом поможет?
Большой эффект приносит индивидуальная работа с ребятами. Я стараюсь все основные проблемы учебы и воспитания решать в стенах школы, меньше дергать родителей, поскольку ритм жизни в современной семье очень жесткий.
Опыт работы с родителями
Проблемы посещаемости родительских собраний как таковой у меня нет: родители сами приходят и активно участвуют в родительских собраниях. Считаю, что в этом помогают особенности моего педагогического стиля.
Вот некоторые правила, которыми я руководствуюсь в общении с родителями:
1. Никогда не перехожу на личности – уважаю каждого ребенка. Родителям всегда хотелось бы слышать о своем школьнике только хорошее. В противном случае взрослые будут испытывать большое неудобство перед другими родителями, присутствующими в классе.
2. Родители приходят на собрание, чтобы получить некоторую информацию о проблемах своего ребенка, о делах класса и школы в целом. Поэтому я обязательно знакомлю их с общими положениями в соответствии с тематикой собрания, часто провожу анкетирование. При необходимости родители получают рекомендации по обсуждаемым вопросам. Если вопросы касаются успеваемости, то учебная комиссия совместно с классным руководителем готовит для учеников индивидуальные ведомости, в которых видны успехи и проблемы каждого ребенка.
3. В классе всегда есть проблемные дети. Для их родителей я обязательно провожу индивидуальные консультации, и они обычно приносят только положительные результаты. Родители сами подходят для беседы – это уже сложившаяся система.
4. На собрании я стараюсь вести конструктивный диалог с родителями. Провожу обмен мнениями в виде круглого стола. Родители всегда охотно делятся своими наблюдениями и результатами воспитания, пытаются ответить на все возникающие вопросы.
5. На собрании классный руководитель является связующим звеном между родителями, с одной стороны, и учителями-предметниками и администрацией – с другой. Поэтому я заранее продумываю все вопросы, которые могут возникнуть у родителей, консультируюсь с администрацией школы и учителями, приглашаю их для участия в собрании.
6. Главный итог разностороннего и доброжелательного обсуждения наших общих проблем, как правило, позитивен. Родители уходят с родительского собрания либо удовлетворенные результатами своего воспитания, либо находят пути преодоления возникших проблем и готовы претворить их на практике. Поэтому они с желанием приходят на следующее собрание и ждут общения друг с другом и с классным руководителем.
Я стараюсь устранять всякий негатив в отношениях с родителями. Но в общении с ними все равно неизбежно возникают трудности. На мой взгляд, основная проблема взаимодействия учителя с семьей такова: в последнее время у многих родителей наблюдается завышенная оценка способностей детей и слабое реагирование на отклонения в поведении учеников. Приходится очень тонко подходить к выяснению причин, приводящих к недостаткам в воспитании, постепенно подводить родителей к изменению стиля воспитания. Это – очень скрупулезная и хрупкая работа.