Архив
Идеи. Соуправление
Ната Крылова ,
кандидат философских наук, г. Москва
кандидат философских наук, г. Москва
Шаг за шагом
О стиле общения детей и взрослых
Всем нам давно известны основные идеи педагогики сотрудничества, которые были сформулированы известными отечественными педагогами Амонашвили, Шаталовым, Никитиными, Волковым и др. Газета «Первое сентября» много писала об этом. Были опубликованы и программные принципы, разработанные Симоном Соловейчиком. Казалось бы, – читай, бери на вооружение и претворяй в жизнь…
Но тем-то и отличается творческая педагогика, что каждый день она открывает эти идеи и принципы заново, потому что нет и не может быть одинаковых педагогических ситуаций. Каждый педагог, стоящий на позициях не просто личностно ориентированного образования, но всецело центрированного на ребенке, всегда будет, пропуская идеи сотрудничества сквозь свое сердце и опыт, думать не об эффективности воспитания, а об интересах конкретного ребенка.
Нет и не может быть одинаковых педагогических ситуаций.
В этом – подлинный профессионализм педагога. Он не старается, чтобы «запланированные задачи» сошлись с «прогнозируемыми результатами» его работы, а озабочен тем, чтобы каждый момент его общения с детьми помогал их саморазвитию и самореализации здесь и сейчас. Об этом я думала, когда слушала выступления педагогов на конференции «Активное гражданское сообщество: демократические практики в образовании (от социально ответственного класса к социально ответственному обществу)».
Эта конференция – ежегодное собрание Международной ассоциации «Шаг за шагом» (Step by Step), нацеленной на обеспечение прав, сопровождение и поддержку ребенка с рождения до школы и в школе. В октябре этого года на конференцию, проводившуюся в Будапеште, приехали более 300 участников из 70 стран. И, пожалуй, не было выступления (что подтверждается изданными тезисами), в котором не шла бы речь о естественных демократических нормах общения детей и взрослых. Получилась современная панорама идей педагогики сотрудничества.
Ценность общения в образовании
Из чего складывается стиль общения? Общение предполагает:
• обращенность на другого и к другому;
• круг общих интересов;
• ожидание адекватной и соответствующей реакции другого;
• содержательную и эмоциональную заинтересованность обоих агентов в позитивном последующем действии.
Без этого не случится феномена общения, а будет формальная коммуникация:
– Иванов, иди к доске! Не выучил? Садись, «два».
– Петрова! Сколько раз тебе говорить: «Не вертись, не подсказывай».
К сожалению, школа изобилует такими формальными коммуникациями… Детей много, классы часто переполнены. Это нарушает известное правило социальной психологии: групповое взаимодействие становится неэффективным, если в группе более 7–10 человек.
Конечно, в таких условиях общение (тем более «глубинное» общение) с каждым ребенком невозможно. Становятся неэффективными или малоэффективными все образовательные процессы (вот куда направить бы всю «инновационную» энергию нашего министерства: вместо ЕГЭ взяли бы да сократили «наполняемость» классов хотя бы до 15 человек, и качество образования бы повысили!).
Нет, опять думают о формальном качестве образования, а не о содержательном, перекладывают все на плечи педагогов, не обеспечив соответствующим образовательным временем и пространством. Поневоле приходится каждому классному воспитателю находить пространство общения за пределами школы и учебного процесса. К сожалению, и на это часто нет достаточного времени.
Чтобы понять содержание своего общения с ребятами, педагог может попробовать составить для себя таблицу частоты и содержания контактов с учениками по упомянутым выше показателям, и будет видно, чего поневоле лишился каждый из детей… А ведь дети приходят в школу именно ради общения и обмена бесценным для них собственным образовательным опытом, не навязанным со стороны (кто-то узнал о чем-то другом, кто-то что-то сделал такое, чего не сделал другой).
Может быть, надо дать детям возможность самим организовывать свой опыт образовательного общения в классе – каждый день и для каждого.
Опыт обеспечения пространства для открытого общения
Слушала я на конференции выступления зарубежных педагогов и постоянно думала: «Как же надо организовать время и деятельность, чтобы неформальная коммуникация перестала быть ведущей и чтобы школа обеспечила пространство разнообразного общения и обмена образовательным опытом?».
У нас очень жесткие рамки для прохождения учебных тем и всего учебного процесса. С проверками и сверками: действительно ли учитель и ученик сегодня занимались тем, что им задано программой.
В зарубежных школах учителя более свободны в выборе форм, задач, содержания своей деятельности. На помощь им приходят методы и приемы популярного сегодня «интерактивного включения» каждого ребенка в совместные процессы. Например, все темы ученики начинают изучать самостоятельно, а в классе эти темы активно обсуждают. Учитель выступает в непривычной для нас роли наблюдателя (а не руководителя). Это – венгерский политехникум.
Словения предлагает: дать каждой школе возможность менять педагогическое планирование в зависимости от условий текущего образовательного процесса и потребностей детей.
Педагог из Австрии предлагает включать в школьные сообщества на равных правах всех детей (в наших школах многих просто отсеивают в так называемые коррекционные классы) и организовывать учебный процесс на дискуссионной основе, что открывает новые возможности для общения детей и их саморазвития через общение.
Педагоги из Великобритании говорят о формировании ответственного отношения учащихся к образованию в ситуации, когда дети сами реально могут влиять на его ход. Когда они проявляют собственную активность в школах, то видят результаты (концепция «RRR» – Rights, Respect and Responsibilities: Права – Уважение – Ответственность).
Этот опыт также основан на утверждении в школах открытого, демократического стиля общения детей и взрослых. Примеры можно продолжить. Обобщению идей и опыта этой конференции (с переводом ряда ключевых статей) будет посвящен специальный выпуск журнала «Новые ценности образования».
Особенности демократического стиля общения в школе
Можно привести разные типологии и классификации, но для нас в данном контексте важна оппозиция: авторитарное общение – демократическое общение.
Для демократического общения важны:
• открытость, готовность к расширению круга общения;
• безусловное принятие другого как суверенного (равноценного) лица;
• друго-доминантность, доброжелательная обращенность к нему;
• взаимоуважение и доверие (доверительное признание);
• ожидание несомненного вклада другого/других в обсуждение, принятие решения или поддержку;
• скромность, отказ от позиции лидерства или превосходства.
Надо дать детям возможность самим организовывать свой опыт образовательного общения в классе – каждый день и для каждого.
Нормы такого общения – уважение права выбора, мнения и действия другого, даже если твои собственные оценки и позиция – иные.
Откровенно говоря, такие нормы не всегда принимаются педагогом, считающим своей основной задачей воздействие на ребенка. Они могут даже оцениваться как «попустительство» или «педагогический либерализм». Тем не менее, в условиях, когда в образовании повсюду в мире повышается роль субъектности ребенка, ясно, что демократические нормы общения будут становиться все более и более востребованными.
Надо стараться, чтобы демократический стиль общения в классе и школе доминировал, хотя, к сожалению, он не единственно возможный, поскольку всегда остаются люди более-менее замкнутые, склонные к авторитарному поведению или завышенной самооценке. Обеспечение же демократического стиля помогает становлению климата дружественной школы.
Мы еще вернемся к показателям «дружественной школы». Их много, и все они имеют разную значимость для детей и подростков. Например, стиль общения с детьми и взрослыми – наиболее эмоционально значим на индивидуальном уровне.
Что же лежит в основе демократического стиля общения детей и взрослых? Как он влияет на становление класса как дружественного сообщества, то есть такого сообщества, которое при всех обстоятельствах поддержит и защитит каждого ребенка, поверит и поможет ему?
Основой демократического общения выступает полное признание прав ребенка: на широкий выбор всего, что связано со школьной жизнью; на высказывание собственного мнения; на отказ; на защиту; на информацию; на протест, на критику (в том числе и действий учителя и классного воспитателя).
Именно благодаря демократическому стилю общения педагог может обеспечить все права ученика, что и сделает школу дружественной ему. Благодаря демократическим нормам общения каждый ребенок получает универсальный инструмент, позволяющий ему успешно реализовать себя в сообществе класса и школы.
Не случайно основная мысль, прозвучавшая во многих выступлениях на конференции: «Демократия помогает строить каждый школьный день и предполагает включенность во все происходящее всех без исключения детей. Голос каждого должен быть услышан, а успех каждого в любой его форме должен помогать общему развитию детского сообщества».