Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2008

Архив

Материалы. Школьный спектакль

Мы завершаем публикацию театрального тренинга (см. №18, 20). Его основные принципы изложены во вступительной части, опубликованной в № 18. Предлагаемые упражнения будут полезны классным руководителям не только при постановке спектаклей. Их можно использовать и на внеклассном мероприятии, во время паузы в творческих занятиях или в лесу, на природе. Упражнения помогают собрать внимание, учат ребят управлять своим телом и взаимодействовать с товарищами, развивают фантазию.

Михаил Быков ,
методист кафедры эстетического образования и культурологии МИОО

От абстракции – к человеку

Основы театрального тренинга для детей

Усложнение тренинга:
автор, исполнитель и законы композиции

«Король»

Группа двигается по заданию предыдущего упражнения. Педагог выбирает одного из участников и, быстро объявив его «королем», хлопает. «Король» принимает любую позу (желательно взрывом) и замирает в том месте, где его остановили. Важно приучить ребят к тому, что чем ярче, эмоциональнее и необычнее поза «короля», тем легче действовать «свите». Остальные действуют от него: по хлопку останавливаются на местах и на счет: «Раз, два, три» находят «короля», оценивают характер позы и замирают в том положении, которое соответствовало бы королевской свите. Например, «король» явно зол, большинство подданных, скорее всего, испуганы. Но ведь и испуганы все могут быть по-разному. Один от испуга вжался в землю, другой застыл, раскинув руки и широко открыв рот, а третий стремится убежать. Да и не все, должно быть, напуганы. Кто-то и смеется над злостью короля. Желательно, чтобы позы участников не повторяли друг друга. Пространство должно остаться полностью заполненным.

«Декорация»

Участники двигаются, как в упражнении «Суета». Педагог задает тему. («Москва утром», «Пустыня перед дождем» и т.д.) Хлопок. На счет: «Раз, два, три» ребята из своих тел строят декорации к предложенной теме, не сходя с тех мест, где их застал хлопок. Декорация должна соответствовать названию (передавать атмосферу), все пространство должно быть заполнено. Здесь также надо не бояться хулиганить ни детям, ни педагогу. Я, например, обожаю темы про пингвинов. «Пингвины на Монмартре» или «Пингвины пробуют суши в Якитории». Эти упражнения учат также определять свое положение в пространстве сценической площадки, регулировать свое положение относительно центральной фигуры, находить свое место в общей композиции.

Вот еще одно упражнение на развитие воображения. Его можно применять в разных частях тренинга, например, как разгрузку от физически затратных упражнений.

«Переход»

Нужно пройти «по тонкому льду» из конца в конец класса, от одной стены до другой. Потом нужно так же пойти по «вспаханной земле», «босиком по гравию», «по холодненькой траве с росой», «по углям», «по колено в снегу». Меняя предлагаемые обстоятельства, мы меняем логику поведения будущих артистов. Их основная задача – поверить и подлинно действовать в вымысле. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Важно начинать именно с ног, потому что они наименее выразительны у современного человека, атрофированы как инструмент творчества. Упражнение выполняется в сфере воображения, как и все остальные, но, прежде всего, мы обращаем внимание на ощущения и действия ног. Замечу, что из этого упражнения можно придумать целое путешествие, допустим, путешествие Красной шапочки к своей бабушке.

Ну что ж, мы работали дружным коллективом, но очень многое на сцене зависит от общения с партнером. Пора переходить к упражнениям непосредственно на общение (хотя это совсем не значит, что они не будут развивать воображение, внимание). Пользуясь «Суетой», разбиваем группу на пары.

«Диалог ногами»

Нужно передать и получить информацию, что-то сказать и получить ответ, «разговаривая» ногами. Ноги в данном случае – это голос и язык актера. Невероятность этого задания и позволяет людям совершенно свободно осуществить себя в общении. Наш язык, к сожалению, привык скрывать подлинные чувства и мысли. «Разговаривая» ногами, это сделать сложнее.

Участники упражнения могут попытаться выяснить у педагога, как именно нужно «разговаривать» ногами. В этом случае следует объяснить им, что это совершенно не важно: как придумают, так и будет правильно. Важно начать действовать и искать. Может быть, кто-то из ваших учеников начнет топать ногами, создавая ритмический рисунок. Кто-то ляжет на пол и начнет выписывать ногами в воздухе невообразимые кренделя. А кто-то будет передавать друг другу информацию через касания больших пальцев. Возможно все что угодно. Не подсказывайте детям своих идей и не останавливайте их фантазии.

«Написать ногами коллективное письмо»

Пользуясь «Суетой», разбиваемся на группы по 4–5 человек. Вся группа «пишет» другой группе «письмо». Первый «пишет» первую «фразу». Второй должен его понять и развернуть его мысль. И так каждый следующий. Другая группа может так же «написать» ответ. В этом упражнении происходит передача единого действия внутри актерской группы, то есть рождается актерский ансамбль.

«Диалог шеей»

Так же, как и ногами, нужно затеять диалог шеей, потому что это одна из самых зажатых частей тела. Задача заключается в том, чтобы действовать шеей и понимать шею, а не глаза.

Далее могут разрабатываться любые комбинации: разговор плечами, локтями, коленями. А в заключение – диалог спинами.

«Импульс»

Группа разбивается на пары. Один будет посылать импульс, другой – принимать. Посылающий импульс дотрагивается пальцем до принимающего в различные части тела, передавая импульс. Принимающий импульс начинает уходить от него именно той частью тела, которая получила импульс. Он уходит до того момента, пока другая часть тела не получит импульс, а та, в свою очередь, уходит до момента следующего импульса и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы ребята точно уходили именно той частью тела, куда пришелся импульс (рука: плечо, локоть или запястье и т.д.). Возможно, вам понадобится немного вспомнить физику и анатомию, хотя в данном случае их вполне заменит здравый смысл. Но при этом смотрите, чтобы участники упражнения ориентировались не на логику, а на ощущение, на внимание к партнеру, дающему импульс. С течением времени пусть ребята задействуют все тело партнера, передают импульс в самые неожиданные места, при этом увеличивая скорость подачи импульсов. Для повышения ответственности в отношении к партнеру всегда меняйте в таких упражнениях роли внутри пары.

«Скульптор лепит звук»

В этом упражнении один ученик – «скульптор», а другой – «глина», то есть достаточно пластичный материал, который легко принимает формы, заданные «скульптором», и способен фиксировать их. То есть, повинуясь воле «скульптора», который бережно и аккуратно (желательно только указательными пальцами или самыми кончиками пальцев) воплощает из тела партнера свой замысел, «глина» фиксирует дискретно каждое движение. Скульптор поднял руку – она замерла, отодвинул в сторону мизинчик – он зафиксировался.

В данном случае на счет «раз» или по хлопку «глина» издает любой звук. Этот звук и есть название будущей скульптуры. «Скульптор» лепит этот звук, «глина» – хранит приданную ей форму до того момента, пока «скульптор» не останется удовлетворен гармонией своего произведения. Воплощение замысла надо доводить до идеала. Упражнение совершается в полнейшей тишине. У «глины» глаза закрыты – она должна изнутри познавать замысел «скульптора».

Затем, после хлопка ведущего, «глина» в образе вылепленного звука оживает. «Скульптор» становится зрителем и наблюдает, как живет его создание. Через некоторое время они меняются ролями. Чем нереальнее получаются «скульптуры», тем в данном случае лучше, тем легче приблизиться к творчеству. Никаких страхов, никаких запретов, никаких оглядок на реальность.

Впоследствии можно лепить все, что угодно, постепенно переходя от самого нереального к реальному. В этом – методический принцип данного тренинга. Рекомендуем такую методическую последовательность: нереальные механизмы (допустим, «мозгопромыватель», «очковтиратель» и т. д.); затем реальные механизмы – от простого к сложному: от мышеловки и мясорубки до кухонного комбайна и современной системы ПВО. Механизмы могут звучать, а могут не звучать, в зависимости от их особенностей. Естественно, все механизмы действуют, выполняют свою функцию, а это уже логика действий, это уже путь к роли и к перевоплощению. Заканчивать этот фрагмент методики желательно к концу года занятий тем, что по хлопку педагога на счет «раз» ребята превращаются в прищепку, дым от костра, экскаватор и подводную лодку, катамаран и яхту, самокат и мотоцикл. Мобильность перевоплощений должна стать привычной, легкой, радостной. Они должны уметь играть все, и это не должно составлять им никакого труда. Но до достижения такой мобильности – год регулярных кропотливых занятий.

И еще одна серия комплексных упражнений.

«Картины – пристройки»

По заданию упражнения «Суета» разделите группы на команды, лучше две. Далее педагог предлагает участникам музыкальные отрывки, и команды, пристраиваясь по одному, строят пространственные картины, передающие атмосферу музыкального отрывка. Первый участник, выходящий на площадку, становится «камертоном» картины, так как второй пристраивается к первому, третий – к этой паре и т.д. Каждый, кто принимает участие в картине, должен оценить ее уже сложившийся вид, прежде чем найти свое место. Последний участник также играет важную роль. Его задача – оценить пространственную композицию картины и попытаться ее исправить, вписавшись при этом в замысел.

Команды выполняют это задание по очереди: одна строит картину, а другая наблюдает. Потом педагог и другая команда оценивают получившуюся картину. Здесь для педагога важно понимать основы композиции и уметь донести это до детей того возраста, с которым он работает. Но первый критерий, по которому оценивается картина, – сумели ли передать атмосферу. Поскольку ребята в этом упражнении начинают оценивать друг друга, важно «держать руку на пульсе». Никаких уводов от вопроса в сторону, никаких оскорбительных интонаций и выражений типа «да ваще фигню какую-то слепили» – все это должно немедленно пресекаться вопросом: сумели ли передать атмосферу, да или нет. Далее вопрос: насколько цельной, гармоничной и завершенной получилась композиция. Учите ребят на примерах этого упражнения оценивать композицию: открытая или закрытая, симметричная или несимметричная, плотная или разреженная; где центры притяжения внимания, где линии внимания в композиции, куда они ведут и т.д., учите на примерах картин пристроек работать на сцене с планами. Вот третий вышедший на площадку загородил первых двух, и в результате весь центр картины исчез из поля нашего зрения. Чья ошибка? Его. Те двое не виноваты. По правилам, заняв свое место, они не имеют права шелохнуться. А если бы этот третий разлегся впереди в развязной позе, – какой чудесный акцент придало бы это всей картине!

И второй вариант данного упражнения. Такие картины можно строить без музыки, давая участникам только названия картины (как в упражнении «Декорации»). Только если в упражнении «Декорации» мы старались давать конкретные названия, то в данном упражнении мы можем использовать и абстрактные понятия. Главное – четко отслеживать штампы, присущие, к сожалению, большему количеству современной масс-медийной молодежи, и пресекать их на корню.

От тренинга – к спектаклю,
или Первый драматургический материал

Будем считать, что мы уже вполне долго занимаемся тренингом и наш коллектив готов к постановкам. Мало того, он весь горит и рвется в бой. Тем не менее, первые постановочные опыты у нас будут тренинговыми, то есть учебными и почти что импровизационными, да еще, поверьте мне, на непростом материале. Зато потом как легко вашим актерам будет выходить на сцену! Итак (тут барабанная дробь), номер первый!

«Поваренная книга»

Из этой книги, самой настоящей, открывая ее наугад, выбирается рецепт приготовления какого-то блюда. Допустим, засолка огурцов. В этом рецепте «действуют» Огурцы, Вода, Соль, Чеснок, Укроп и другие ингредиенты, а также Банка, Крышка, Кастрюля, в которой банка пастеризуется, и т.п. Повара и других людей играть запрещено. К тому моменту все это ребята уже могут воплотить. Рецепт же дает им логику действий, последовательность совершаемых событий: сначала огурцы моют, затем заливают кипятком и т.д. Получается целая пьеса, в которой Обыкновенный Огурец в результате целого ряда крупных событий (ничего себе – ошпарили кипятком, а потом еще и солью посыпали!), в результате целого сюжета становится Соленым Огурцом. Пусть это и будет первым спектаклем, созданным самими ребятами. Пусть это будет их первый шаг к будущей пьесе.

Они сами решают, кто из них играет какого героя, сами придумывают, как именно они будут действовать. Текст рецепта разбирается детьми самостоятельно в самом начале работы. Затем он может прозвучать перед показом этюда. Хотя может и не прозвучать – на усмотрение педагога. В ходе исполнения этюда человеческая речь не звучит. Зато используются все необходимые звуки: бульканье, плюханье, лязг, скрип и т.д.

Осуществляют постановку рецепта ребята самостоятельно, на что им дается педагогом максимум полчаса. Строго следите за тем, чтобы не позволять ни минуты больше отпущенного вами времени. Тогда детское творчество будет очень интенсивным, спонтанным, подлинным.

Конечно же, мы можем подыгрывать ребятам. Если мы знаем, что нашу группу стоит разделить на четыре команды, то есть смысл пролистать на ночь поваренную книгу или просмотреть кулинарные сайты, найти четыре забавных рецепта и распечатать их. Или вот еще рецепт (извините за тавтологию). Можно придумать свой несуществующий рецепт и попробовать поработать с ним. Ведь чем чуднее рецепт (существующий или нет), тем занимательнее спектакль, который мы увидим. В качестве несуществующего рецепта привожу тот, с которым довелось поработать с достаточно взрослой группой.

«Утка по-стерлитамакски»

Взять крупную утку и согнуть ее в бараний рог. Загнать двух стерлитамаков и заставить их два часа сгибать и разгибать этот рог. По окончании стерлитамаков отпустить, а утку объегорить, обмишурить, раздербанить и уложить в глубокую посуду.

Залить мальтуазисом и склопидировать на большом олимпийском огне в течение 37 минут.

В это время приготовить соус: натереть шикелей и ихтелей по 30 граммов. Добавить 4 столовые ложки укусов и разогреть на водяной бане. Залить стаканом майлокка, размешать до смущения.

Залить утку соусом. Сверху положить ветку укропа петушечного и склопитарить на малом олимпийском огне еще 37 минут.

Подавать торжественно с сальсом Штрауса.

После просмотра рецептов всех команд можно устроить обсуждение. Но об этом чуть позже.

«Сказка»

Следующий этап перехода к драматургии – «сказки». Возьмите томик сказок, например, Г.Х. Андерсена, откройте его наугад, и пусть ребенок, не глядя, ткнет пальцем в страницу. Отыщите ближайшее существительное или наречие. Например, «Фонарный столб» или «Надвое». Это и будет названием сказки, которую должны сыграть ребята через полчаса. В этой истории, разумеется, должна быть своя завязка, кульминация и развязка. Все действия должны логично вытекать одно из другого. Теперь уже ребята сами сочиняют, кто действует и что происходит в сказке. Лучше разбивать группу на пары. И каждая пара получает свое название. Через полчаса вы смотрите целый спектакль из нескольких сказок. Впоследствии время, отпущенное на создание сказки, доводится до пяти минут. После просмотра сказок также можно устроить обсуждение.

Важно, чтобы во время обсуждения педагог был внимателен к каждому, кто хочет высказаться: к большим и маленьким, к тем, кто говорит легко, и к тем, для кого это мучительный труд. И важно, чтобы каждое ощущение и каждая мысль были поддержаны, даже если педагог с ними внутренне не согласен. Каждый человек имеет право на свое чувство и суждение. Только не нужно преподносить его как единственную и безусловную истину. Нельзя оценивать только одно: хорошо или плохо было сделано то или иное произведение. Зато сколько всего можно! Можно сказать, понравилось – не понравилось, а можно поразмышлять, почему. Можно сказать, что показалось скучным, а что – интересным; какие моменты вызвали смех, а какие-то, может, – и слезы. Где ты ждал одного, а бах, и произошло совсем другое. Кто из героев действовал, а кто валялся на печи. Почему за одним из героев было интереснее наблюдать, чем за другим. И постепенно из таких необидных, по сути, обсуждений рождается (даже у учеников начальной школы) понимание, что сопереживаем мы герою, который стремится к цели и на пути которого возникают препятствия; что за двумя героями интереснее наблюдать, когда они на сцене в конфликте; что интересен тот герой, у которого яркий и неожиданный характер; что нам интереснее спектакль, если мы не знаем, что произойдет дальше. И самое главное, мы учимся понимать во время обсуждения, что действие подлинное рождает и подлинное чувство в актере, и со-чувствие в зрителе, даже если это сочувствие к судьбе соленого огурца. А кривляние и ломание на сцене не найдут по-настоящему живого отклика в зале.

Тренинг пройден. «Что же дальше?» – спросите вы. А дальше шаг за шагом (уже понимая, что торопиться никуда нельзя, да и не надо), наращивая актерские мышцы своей труппы, увеличивая время и сложность спектаклей, – вперед, к Шекспиру.

Фото из архива автора

TopList