Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2008

Архив

Материалы. Классный час

Елена Колосова ;
Юлия Хромова ,
г. Удомля, Тверская обл.

Интернет-зависимость – миф или реальность?

Причины, последствия, рекомендации

Цель: профилактика нарушений в поведении школьников.

Задачи:

– активизация размышлений о значимости здоровья и здорового образа жизни;

– расширение знаний о зависимостях;

– активизация размышлений о значимости обогащения реального социального опыта;

– развитие ответственности в выборе, свободе;

– профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений школьников.

Оборудование: компьютерная презентация темы (либо наглядный раздаточный материал).

Доступность: опыт может быть использован школьными психологами, классными руководителями и заместителями директора по УВР.

Введение в тему

1. Игра «Бывает»

Необходимо дать свое определение понятиям. Например, «дружба бывает крепкой». Предлагаются такие понятия: школа, друг, детство, любовь, семья, родители, будущее, подруга, друг, учителя, здоровье.

2. Дискуссия о здоровье

Проблема для обсуждения: «Что такое здоровье? Какие факторы разрушают и сохраняют здоровье?».

Ответы школьников обобщаются в таблице. Желательно подвести ребят к идее: «Здоровье – состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Факторы, разрушающие физическое благополучие:

– болезни;

– зависимости;

– лень;

– неправильное питание;

– отсутствие чистоты и др.

Факторы, укрепляющие физическое благополучие:

– отсутствие вредных привычек и зависимостей;

– правильное питание;

– отсутствие болезней;

– гигиена;

– прививки;

– движение и труд и др.

Факторы, разрушающие психологическое благополучие:

– конфликты;

– нарушения в эмоциональной сфере;

– стрессы;

– плохой характер и др.

Факторы, укрепляющие психологическое благополучие:

– оптимизм;

– навыки бесконфликтного общения;

– умение справляться со стрессами;

– умение находиться «здесь и теперь» и др.

3. Разговор о зависимости

Задание: ребятам раздаются фотографии, иллюстрации зависимостей и предлагается определить вид зависимости.

Психолог:

– Какие виды зависимостей вы знаете?

Ответы детей записываются и обобщаются в таблицу. Варианты, которые школьники не упомянули, может подсказать им сам психолог (педагог).

Виды зависимостей:

• Игровая (гемблинг).

• Виртуальная.

• Зависимость от внешности.

• Зависимость от пищи.

• Зависимость от работы.

• Потребление (шоппинг).

• Мобильная зависимость.

• Рекламная зависимость.

• TV – зависимость.

• Зависимость от идеологий (религиозные движения).

• Лекарственная.

Психолог (или педагог):

– Если быть придирчивым к формулировкам, можно сказать, что все мы от чего-то зависимы. Как минимум, в качестве существ, живущих на земле, мы зависимы от силы гравитации, от наличия кислорода, от определенного климата, от воды, еды, от различных факторов, обеспечивающих наше физическое выживание. В определенной мере человек зависит от социума, в котором живет. Он вынужден учитывать и его наличие, потому что «жить в обществе и быть полностью свободным от общества нельзя».

Но это все зависимости, естественные. А есть зависимости, которые часто называют патологическими. Это – зависимости, ограничивающие нашу свободу и негативно влияющие на здоровье (вспомним определение здоровья). И вот тут проходит очень тонкая грань – где заканчивается, к примеру, привязанность к кому-то или к чему-то, увлечение кем-то или чем-то и начинается болезненная, патологическая зависимость.

О зависимости можно говорить тогда, когда человек ничем другим заниматься не может и не хочет, несмотря на то, что от излишних доз самого занятия тоже испытывает определенный дискомфорт. Основное отличие зависимости от увлечения – она мешает жить, и, в первую очередь, самому человеку, а не только его окружению.

4. Проблема виртуальной зависимости

«Киберпространство – это согласованная галлюцинация, которую каждый день испытывают миллиарды» (Уильям Гибсон).

Задание: детям предлагается подобрать ассоциации к слову «компьютер» (необходимость, жизнь, паутина и др.). Через анализ ассоциаций психолог (или педагог) может выйти на тему виртуальной зависимости, вытесняющей реальную жизнь.

Интернет как источник зависимости

1. Рассказ об истории Интернета

Задание: кому-то из учеников предлагается заранее самостоятельно ознакомиться с историей развития Интернета (см. Приложение) и сделать доклад для всего класса. Другой ученик (или несколько ребят) озвучивает материал об известных людях, внесших свой вклад в развитие компьютерной сети.

Общие сведения: Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей ПК. Интернет постепенно становится основным средством корпоративного общения, уступая пока телефону. Когда два или более компьютеров связывают постоянным соединением для обмена данными, говорят о создании компьютерной сети.

По Интернету происходит поиск информации, рассылаются пресс-релизы, устраиваются конференции, выставки, интервью и т.д. Обычный, «домашний» пользователь имеет все шансы по Интернету не только заказать любой товар с доставкой на дом или узнать погоду, но и познакомиться, пообщаться. Некоторым даже удается вступить в брак в результате знакомства по Интернету.

Сегодня Интернет не охватывает только несколько стран Африки и Восточной Азии. Количество машин в Интернете – около 20 млн., количество пользователей – в 5–10 раз больше.

2. Признаки виртуальной зависимости

От практикующих психиатров все чаще поступают данные об увеличении количества пациентов, основные жалобы которых связаны с влиянием Интернета. В августе 1999 г. примерно 83 млн. американцев были подключены к Интернету, и это число неуклонно растет. В 2000 г. оно выросло уже на 12 млн. Вместе с возрастающей популярностью Интернета должно увеличиться количество больных, что может оказаться серьезной проблемой для общества, тогда как о методах лечения и о природе болезни пока известно очень мало.

Компьютерная зависимость – это далеко не только навязчивая игра в компьютерные игры («стрелялки» – Doom, Quake, Unreal и др.). «Интернет-зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.

Некоторые признаки виртуальной зависимости:

• Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в Сети.

• Навязчивая потребность в Сети – игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.

• Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

3. Причины зависимости

Психолог (или педагог):

– Как думаете, в чем причина такого поведения?

Влечение к Интернету развивается благодаря четырем главным факторам:

• доступность разнообразной информации;

• широкая интерактивность, постоянное общение;

• персональный контроль за информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ»;

• анонимность передаваемой информации.

4. Расстройства личности как результат зависимости

Поглощенность Интернетом влияет на появление расстройств в поведении человека.

Вот некоторые из них:

1. Ложь и даже совершение криминальных действий типа просмотра и скачивания непристойных видеоматериалов (порнография и др.).

2. Уход от реального мира с его эмоциональными проблемами (например, стресс, депрессия, беспокойство) или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, расстройства в семье). Мгновенное бегство в фантастический мир – здесь Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует:

– ухудшение настроения;

– психологические разногласия с окружающими.

Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий такими обычными делами, как стирка, стрижка газона или посещение магазинов, люди сидят перед компьютером. Повседневные заботы игнорируются. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешности в реальной жизни.

3. Отдаление людей, сужение социальных контактов. Это выражается в усилении стереотипности поведения. Всякая кибер-зависимость негативно влияет на внутрисемейные отношения и стабильность семьи как таковой (у школьников приводит к конфликтам с родителями, у взрослых заканчивается разводом).

4. Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют с знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.

5. Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.

5. Дискуссия: «Плюсы» и «минусы» Интернета

Задание: ученикам предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета. Например, в Интернете можно найти: прогноз погоды, новости, чат, магазины и др. Параллельно с их ответами заполняется таблица. Возможна самостоятельная работа по группам.

Положительные моменты Интернета:

– развитие технического прогресса;

– доступ к разнообразной информации;

– доступность и легкость покупок.

Отрицательные моменты Интернета:

– широкие знакомства – зависимость;

– теряется навык реального общения;

– портится язык (словарный запас);

– меняются цели человека;

– виртуальная реальность замещает действительную.

Правила безопасности

1. Зависимость – отказ от альтернатив

Задание: сначала предлагается самостоятельная работа по группам. Школьникам необходимо обозначить «жертвы» виртуальной зависимости и правила работы в Интернете.

Злоупотребление Интернетом ведет к негативным последствиям:

• к социальной изоляции;

• к усиливающейся депрессии;

• к распаду близких отношений, семьи;

• к неудачам в учебе;

• к финансовому неблагополучию и к потере работы (в перспективе).

Психолог (или педагог):

– Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение. Однако через некоторое время наслаждение начинает требовать все больше сил, времени и быстро поглощает всю жизнь человека. Это неизбежно заставляет страдать как его самого, так и окружающих его людей.

Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения. Поэтому выбор себя и назван свободным. В случае предпочтения зависимости человек лишается любых альтернатив.

2. Рекомендации подросткам

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.

2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

3. Правила работы в Интернете

В конце занятия можно раздать школьникам памятки, которые они изучают самостоятельно и потом озвучивают в классе:

1. Не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, номер школы, ФИО родителей).

2. Использовать трудноопределимые экранные имена.

3. Не оставлять в Интернете информацию о кредитных картах.

4. Не доверять незнакомцам. В Интернете каждый человек может прикинуться не тем, кто он есть на самом деле.

История развития сети Интернет

1969. В декабре была запущена сеть ARPANET, объединившая 4 ведущих университета США. Сеть была разработана в научных, образовательных и государственных целях. ARPANET стала прародителем современного Интернета.

1972. Миру представлена электронная почта. Рэй Томлинсон, ее разработчик, предложил использовать @ в адресах e-mail. Передача первого письма, состоявшего из двух букв, привела к выходу из строя отправляющего компьютера.

1973. Было разработано семейство протоколов TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol), ставшее в дальнейшем стандартом передачи данных через Интернет.

1982. Впервые было использовано слово «Интернет».

1984. Запущена служба доменных имен (Domain Name System), благодаря которой появилась возможность заменить цифровые адреса на осмысленные. Например, www.company.com.

Писатель Вильям Гибсон придумал новый термин «киберспейс».

1985. Организована компания Quantum Computer Services, в дальнейшем сменившая название на America Online. Она предлагала клиентам e-mail, электронные доски объявлений, новости и другую информацию.

1988. Появление первого вируса, который был назван Интернет-червем.

Этот вирус временно вывел из строя 10% всех Интернет-серверов.

1989. Первые попытки индексации данных в Интернет: поисковые системы Archie и WAIS, позволявшие найти необходимый файл по его названию. Тим Бернерс-Ли придумал WWW – новый способ размещения информации в Сети, основанный на гипертексте.

1991. Gopher, предоставляющий легкую навигацию, был разработан в Университете Миннесоты. Он являлся наиболее популярным интерфейсом на протяжении нескольких лет.

1993. Марк Андрисон разработал первый браузер Mosaic, ставший доминирующей системой для просмотра WWW. В то время web-сайты составляли всего 1% от общего Интернет-трафика.

1994. Разработан Netscape Navigator. Активное использование Интернета для бизнеса привело к появлению спама. Белый дом запустил свой сайт.

1995. Компании начали предоставлять коммутируемый доступ.

Появление языка программирования для Интернет Java.

Ватикан запустил собственный сайт.

1999. Студент колледжа Шон Фэннинг придумал Napster – систему, позволяющую людям обмениваться музыкой через Интернет. Появление модного термина «электронная коммерция».

2000. Появление большого количества Интернет-вирусов. Возник серьезный кризис в работе Интернет-компаний (дот-комов), и они стали закрываться одна за другой.

2001. Около 9,8 биллионов электронных сообщений отправляется каждый день.

Фото из интернета

TopList